Больше рецензий

num

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 января 2016 г. 21:04

740

2.5 Наверняка лучше быть угловатым Нечто, чем круглым Ничем.

Человеческая психика имеет две стороны – сознательную и бессознательную. Если с сознанием все ясно – это отражение объективной действительности на психике, то бессознательное в плане познания может быть гораздо интересней. Во-первых, именно бессознательное отвечает за нашу интуицию, мотивацию, поведенческие стереотипы, а также за сновидения и творчество. Во-вторых, все наши страхи, комплексы и проблемы с головой тоже происки этого легендарного бессознательного.
Я не зря упомянула творчество. Не смотря на то, что в литературе не все то творчество, что вышло в печать, и большинство из напечатанного – более чем сознательное, все же появляются иногда личности, вроде Йозефа Винклера, которые свое бессознательное воплощают в текстах, и, таким образом, раскрываются перед людьми.

Дальше...


Откуда в этом авторе такое желание выставлять напоказ свой не самый здоровый внутренний мир? Возможно, истоки нужно искать в его религии, ведь католическая церковь среди прочих занимает особую нишу, ввиду приверженности к пышным ритуалам. Позолота, музыка, дорогое облачение, храмы, воскресные школы – в этом всем я могу рассмотреть отблески язычества. Знаменательно, что именно католицизм, вместе с пышностью и богатством, широко вокруг себя распространяет ядовитые миазмы тлена. И одним из таких ярких проявлений является символ всей книги - записная книжка с изображением облаченных высохших тел епископов и кардиналов из Коридора Священников в катакомбах капуцинов в Палермо. О да, из ясель католического церковного воспитания вышло не одно поколение эксгибиционистов. Кто-то решился на века остаться в этих самых катакомбах, а некоторые даже решились открыто об этом писать.
Не важно, больная у вас психика или здоровая – роман «Кладбище горьких апельсинов» произведет самые незабываемые впечатления. Для начала – о кольцевой структуре романа. Я буду говорить языком цифр – первые и последние 15% книги имеют формат хроники смертей с элементами молитвы, тогда как основное тело книги (70%) – это несколько дней из жизни очень и очень странного человека. Внутри этих 70% вы встретите несколько спиралеобразных структур, когда на протяжении пары страниц разыгрывается драма с многократно повторяемыми фразами. Легкой иллюстрацией этого может служить следующая цитата из книги:

Когда я утром стоял, держа в руках два еще теплых яйца, которые только что вытащил из холодной воды, на виа Сан-Валентино залаяла собака. Я сразу же подумал о том, что следовало бы записать, что, когда залаяла собака, я благоразумно держал два теплых яйца в левой руке, а не в обеих руках, будто тот факт, что я, пока лаяла собака, держал два теплых яйца, – сенсация, потому что представьте себе, я держал два теплых яйца в руке, когда на улице Сан-Валентино залаяла собака.

Специфический, очень специфический стиль повествования, основанный на повторах и переливах одной и той же фразы. Желающие упрекнуть меня в избирательности и предвзятости к тексту могут насладиться моим любимым фрагментом:

Продавец булочек нанизал свои лежащие в деревянном ящике булочки на остроконечные палочки. Поверх одной из нанизанных на палочку булочек лежал листок арабской газеты с фотографией детского трупика.

Среди образов, которые путешествуют по всем страницам (помимо знаменитой записной книжки с изображением облаченных высохших тел епископов и кардиналов из Коридора Священников в катакомбах капуцинов в Палермо), хотелось бы отметить облатки и римских пап. Если с их происхождением все ясно, ведь автор конфликтует с церковью, пытается избавиться от ее влияния – но слишком уж сроднился, то вот рынок с торговцами рыбой и мясом (замечу, что это общий момент и для «Кладбища горьких апельсинов» и для «Natura Morta») скорее свидетельствует о неуемной наблюдательности автора. Отсюда же и описание «третьего мира» в Вечном городе.
Я не зря вспомнила Рим, который является фоном и сюжетом. Площадь Чинквеченто, как место сбора трансвеститов, гомосексуалистов и проституток обеих полов, вилла Боргезе, побережье моря, римская квартира – это все место действия для романа, автор которого родился в австрийской деревушке и вырос с комплексом неполноценности, связанный с фашистским прошлым его деревни и его гомосексуальным настоящим.
Для гомосексуальности автора выделено целых две площадки – это и римские мальчики-проститутки, и родные, деревенские партнеры ранней юности. Как вы понимаете, австрийская деревня и сейчас далеко не образец сексуальной толерантности, а уж лет так 40-50 назад и подавно. А это значит, что еще мальчишкой автор осознал свою «ущербность» и вывел ее в романе как самоубийство пары гомосексуалистов, не выдержавших издевательства односельчан.
Самое страшное, с чем живет герой этого автобиографичного романа, а значит и автор – это чувство собственной никчемности.

Мои односельчане приспустят флаг, если падет лошадь, и поднимут его, если падшая лошадь заживо придавит меня.

Йозеф Винклер автор еще одного романа, переведенного на русский, и, что любопытно, одного, переведенного только на украинский язык, называется «Вивезена». О чем роман? Это биография украинки, которую в 14 лет немцы вывезли в Каринтию (Австрия). Женщина прижилась, вышла замуж и осела в деревне самого Винклера, но осталась на всю жизнь «русинкой» и для себя и для окружающих. Это, без сомнения, интереснейший сюжет, в «Кладбище» ему уделена далеко не одна страница, и Варвара Васильевна – это одна из героинь романа, наравне с мальчишками-самоубийцами и семьей автора. Наверняка, именно это и послужило основой для стыда за свою малую родину.

Если бы я жил во времена Гитлера, то я бы прямо на улице, под свастикой, снял бы форму с молодого белобрысого голубоглазого гитлеровца и изнасиловал бы его, склонившись к его голым бедрам, как раз в тот момент, когда меня публично казнили бы.

Гомосексуальность автора весьма извращена, вам не показалось. Это не современное держание за руки и поцелуи в общественных местах, толерантность к которым нам так интенсивно прививают. В книге вы увидите всю грязь непризнанности и клейма «извращенец». Сцены секса местами отвратительны и уж излишне физиологичны, но намного отвратительнее мир иммигрантов-проституток, циган и нищих с площади Чинквеченто.
И, основной мотив, который кричит о себе с каждой страницы – это смерть. Бесконечные циклы перерождений, смертей, убийств, трупов – и все это теснейшим образом переплетено с церковью. Бред и галлюцинации, бессвязные фрагменты сновидений, наркотический трип – все это задокументировано и засвидетельствовано. Винклер ищет красоту там, где о ней обычно забывают, ищет смысл в том, что не имеет смысла и, наверняка, именно таким образом борется с собственным страхом сметри. Что стало причиной буквально поклонения ей – мне не известно, надеюсь, что автор в этом разберется, если не сам, то с помощью психоаналитиков или священников. И для тех и других он – благодатная почва для работы.

Я, прижимая к груди кусок свежей телятины, побрел, шатаясь, на улицу Сан-Валентино, быстро вошел в свою квартиру и спрятался в кровати, свернувшись наподобие эмбриона, закрыл глаза, думая, что должен нести в моей груди зародыши казненных женщин. Веревка, которой были задушены женщины, как маятник, болталась у моего пупка.

В заключении я хотела бы внести некоторую сумятицу в восприятие автора, ведь всегда есть более чем один вариант. Если книга автобиографическая и автор описал самого себя – то он потенциальный самоубийца и психопат. А вот что если это просто человек, который зарабатывает, продавая востребованный сегодня сюр и психодел? Если верен второй вариант, то жечь такую литературу в кострах инквизиции.
И повторю здесь слова Фридриха Геббеля из записной книжки с изображением облаченных высохших тел епископов и кардиналов из Коридора Священников в катакомбах капуцинов в Палермо -

Наверняка лучше быть угловатым Нечто, чем круглым Ничем.

Долгая Прогулка 2016, команда МинистерВство самообразования им ТЕЛКи

Комментарии


Как интересно! Я читала Родную речь, там те же двое гомо-самоубийц, та же Варвара Васильевна и те же душащие веревки-пуповины, эмбрионы, лошади и яйца! Хотя мне понравилось, видимо, автор живет одними и теми же мыслями и образами.


У меня тоже такое же впечатление, но вот судя по рецензии на "Вивезена", там он немного по другому пишет. Жаль, книгу почти не достать.


ведь католическая церковь среди прочих занимает особую нишу, ввиду приверженности к пышным ритуалам. Позолота, музыка, дорогое облачение, храмы, воскресные школы – в этом всем я могу рассмотреть отблески язычества.

А в православии этого нет? :) Обрядовость это вообще неотъемлемая часть любой религии, даже у относительно современных течений (Мормоны, Свидетели Иеговы и пр) есть обряды.


Не так пышно, все же. Совсем не так ) и говорила я совсем не про обряды, а именно о внешней стороне вопроса. Я и в родном православии множество языческих моментов вижу, но то ж свое, родное.


Да я просто что-то задумался и поэтому спросил. Я последний раз в православном храме был лет двадцать назад, а то и больше. Поэтому особо не помню, а по ТВ как-то краем глаза зацепил службу, когда президент там и все прочие шишки (жена смотрела, сам-то я сатанист лютый). Так вот, я тогда ещё залип минут на десять и чо-то мне кажется, что современная форма православия в такой форме уделывает не только католичество, но и старые добрые времена языческих гекатомб и царя Соломона :)


Тут, понимаешь ли, скользкий вопрос. Меня современные трактовки религий вообще повергают в шок и ужас, но в православии все же остается некий аскетизм, о котором, правда, забывает высшее духовенство.
А вообще всегда рада с тобой что-то обсудить, можем плавно перейти к ЛаВею.


Религия вообще скользкая штука, даже без вазелина. Поэтому её лучше не касаться, а то набегут, кадилами настучат, а то и самолёт в дом направят :)


Эх, в жестоком мире живем )


хм. мне всегда казалось, что как раз в католичестве всё довольно скромно, а вот в православии просто страсть к золоту и пышности.
ну а насчёт языческих "моментов" - это отдельный разговор)


А ещё у католиков можно сидеть во время богослужения. Это отлично и человеколюбиво, ящетаю.


О, это невероятно замечательно! В православном храме такое мучение выстоять (


о да!


Меня в католичестве удивляет даже не столько внешнее, как обилие ритуалов, праздников и тому подобного!