Больше рецензий

Zatv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 ноября 2015 г. 16:10

2K

4 Хроника пикирующего бомбардировщика

Эрудиция Дмитрия Быкова столь же безмерна, как и его работоспособность. А цикл из 150 лекций по русской и мировой литературе (сейчас на телеканале «Дождь» стартовали еще 100 передач по той же тематике) не имеет аналогов. Хотя, лекциями, в общепризнанном смысле, назвать его выступления достаточно трудно. Как он сам признается, по формату – это, скорее, классическая литературная критика, превратившаяся в России в нечто маргинальное. Толстые журналы сейчас мало кто читает, а для прочих мест публикации – слишком большой формат. Вот и получается, что чуть ли не единственным способом оперативного донесения своих критических мыслей до широкой аудитории являются вот такие публичные лекции, тиражируемые далее на аудио и видео-носителях.

Но Быков не был бы самим собой, если бы ограничился только изложением общеизвестных фактов. Каждое его выступление содержит некую оригинальную концепцию, часто позволяющую взглянуть на предмет обсуждения под совершенно иным углом.
Что касается Виктора Олеговича Пелевина, то лейтмотив лекции был задан самим названием – «Путь вниз». Но констатация этого очевидного факта уже не требует особых доказательств. Гораздо интереснее ответить на вопрос: почему это произошло? И Быков попытался это сделать, увидев ответ в произошедшем изменении мирового общественного менталитета.
***
Слушая лекцию, мне сразу же вспомнился документальный фильм, посвященный 50-летию Пелевина, и прозвучавшие в нем интервью с сотрудниками журнала «Знамя», где появились первые публикации В.О. Ничего особо загадочного тогда в нем не было. Регулярно встречался с редакторами, готовившими к печати его рукописи, вносил в текст рекомендуемые правки. Правда, вся речь по поводу вручения ежегодной премии журнала уложилась в одно слово: «Спасибо».

Это уже после начались отстраненность от мира, непременные черные очки и ореол отшельника, избегающего всех контактов с миром паблисити. Но эта отстраненность только усиливала градус его славы, апофеозом которой, наверное, можно считать объявление о выходе романа «Чапаев и Пустота» в программе «Время» по Первому каналу. Выход книги приравнивался к новости общероссийского масштаба – факт, учитывая ее содержание, вряд ли мыслимый в настоящее время.

Пелевин справедливо считался надеждой новой русской литературы, а его бэкграунд, не смотря на явный эзотерический уклон, вызывал всеобщее восхищение. Следуя лучшим традициям «шестидесятников», он включал в свои тексты целые трактаты, как например, доклад лорда Крикета о кундалини в «Священной книги оборотня» (к слову, к книге еще прилагался диск, содержащий все упоминаемые в романе музыкальные композиции). А за филигранного «Затворника и Шестипалого», живи Пелевин в средние века, его обязательно причислили бы к святым, по крайней мере, у суфиев.
***
Так что же, собственно, случилось после?
Быков считает, что наступила ПустотА. Именно с ударением на последнюю букву (в отличие от Петра ПустОты – героя пелевинского романа). Закончилось противостояние двух великих держав, а вместе с ним и отпала необходимость в постоянном напряжении умственных способностей. Наступила эпоха всеобщего «уплощения» (о чем сам Пелевин предупредил еще в 1993 году в своем эссе «Джон Фаулз и трагедия русского либерализма»), причем не только в России. Не случайно Быков проводит параллель между творчеством В.О. и Дэвида Фостера Уоллеса, покончившего в 2008-м жизнь самоубийством. Оба они принадлежат к «великому несостоявшемуся поколению». Как правильно заметил Дуглас Коупленд – они были задуманы для мира великой сложности, а творить им пришлось в мире великой пустоты.

Настало время, когда интеллектуальные изыски Виктора Олеговича стали элементарно не нужны. Главенствующий «гламур», вытеснил его прозу на периферию, за пределы тусовочного мира. Мира, в который все старались попасть, а если это не получалось, то хотя бы подражать его героям.

Наиболее ярким воплощением той эпохи можно считать передачу «Страшно красивые», где юные девицы с незамутненным сознанием (кстати, все они либо имели высшее образование, либо находились в процессе его получения), не могли ответить на элементарные вопросы, касающиеся истории, экономики или даже быта. Наибольший скандал вызвал ответ двух сестричек из Владимира, которые посчитали, что Холокост – это вид обойного клея, а евреи рождаются в любом смешанном браке, например, когда отец – таджик, а мать – украинка. (Кто не верит, можете посмотреть здесь).
Для таких сестричек, Пелевин находится где-то за гранью понимания. Точнее, слой, доступный их восприятию, однозначно проигрывает пятидесяти оттенкам серого, синего, голубого и прочих цветов. Но именно им подобные стали составлять основную массу потребителей.

Перед В.О. встал выбор - либо оставаться кумиром маргиналов, либо приспособиться к новым условиям. Он выбрал второе. Добавьте к этому кризис творческого метода, помножьте на контракт, обязывающий каждый год выдавать по роману, и мы получаем, по мнению Быкова, современного Пелевина. Писателя, которому литература, как таковая, стала просто не интересна.

Этому современному Пелевину и посвящена вторая часть лекции «Путь вниз».
Продолжение.

P.S. Прекрасную статью о творчестве Дэвида Форстера Уоллеса и его романе «Infinite Jest» («Бесконечная шутка» или «Бесконечное остроумие») можно найти здесь.

PP.S. Рецензии на другие лекции Дмитрия Быкова:
«Пастернак. Доктор Живаго великорусского языка»,
«Чехов как антидепрессант»,
«Цветаева. Повесть о Сонечке»,
«Стругацкие. Пикник на обочине».

Комментарии


Спасибо! Очень интересно! Буду следить за Вашими изысканиями. Я так понимаю, будет еще следующая часть о Пелевине, да?


Да, вторая часть будет опубликована в виде рецензии ко второй лекции.


Ясно! Интересно, как свежи будут эти материалы, учитаны ли уже там "Любовь к трем цукербринам" и цикл "Смотритель". Как говорится, достигнет ли автор "низа" или все еще движение продолжается?


"Любовь" упоминается, а "Смотрителя" нет. (Лекции были прочитаны в 2014 году).
Но о "низе" говорится достаточно подробно.


Интересненько! Интригуете! ;)


Обязательно послушай первую. Вторую едва ли стоит, КМК.


Спасибо, Володя, за рекомендацию, будем добираться


Тут, затв меня поправил, из второй обалденно интересно послушать про "секту". Только ради этого стоит и вторую поискать.


ага, прочитал ;)


Спасибо огромное. Быковым очень увлекаюсь в последнее время

Эта лекция интересна, прежде всего, тем, что Быков попытался вписать Пелевина в контекст его поколения и современной России.
И оказывается, у Пелевина в русской литературе даже были «предшественники»: Скалдин и Чаянов.


Спасибо :)

Лекцию я прослушала с большим удовольствием, хотя Пелевина еще совсем мало читала:)

А вот вторую лекцию - продолжение не смогла найти. Может быть у вас есть ссылка?


Вы со Скалдиным и Чаяновым знакомились?
Мне понравилось, что сказал Быков о Пелевине. Звучит очень правдоподобно.
А почему вы не упомянули про "секту"?


Только с Чаяновым, и только с его экономическими работами.
А "секта" - это вторая лекция. Там будет отдельная рецензия.


А у меня было установившееся мнение, что на второй я уснул сразу...)))


Пелевин пишет книги (К.О.). Кому нравится - те читают, кому не нравится - те не читают; всё очень просто (ещё раз К.О.) Он очень философски к этому относится, никому не навязывает, никого не заставляет. Просто делает продукт, говорит, что он думает, а выбор потреблять это или нет - выбор лично каждого. Он нигде не пиарится и никак не выставляет себя едином мерилом истины и справедливости. Мне нравится такое поведение у писателя - это достойно уважения. Очень уверенно и по мужски (что бы это не значило). Как бы то ни было, очень достойное поведение в этом плане у очень многих других современных русских писателей. Сорокин. Иванов, например.

Быков мне с каждым его интервью (лекцией и пр.) становится всё противнее именно его неимоверной тягой к публичности. Да, он писал хорошии стихи. Пишет ли сейчас - не знаю, перестал следить. На Лурке есть отличный термин - attention whore. И он в эту AH полностью нынче превратился. Во всех его действиях просто искриться "посмотрите на меня, я такой умный, такой ахуенный, просто лучше всех". В этом он Набокова напоминает. Только Набокову это ЧСВ можно простить за заслуги и прочий джентельменский набор. А у Быкова уровень ЧСВ как-то рановато перевалил уровень его заслуг.

Люди меняются. Развиваются, умнеют, стареют. Пелевин 20 лет назад и Пелевин сейчас просто не может быть одним и тем же, ибо в таком случае именно это было бы деградацией (или стагнацией, ок). Если бы он продолжал писать "Затворников", то это было бы ненормально, а то что он изменился - это нормально и это хорошо. "Снафф", "Цукербрины" отлично уловили тенденции времени. "Смотритель" просто очень медитативное произведение и отлично идёт под драфт или старенький скотч. Под чай хорошо идёт, особенно под да хун или тигуанинь, ибо умиротворяют, под атмосферу. Имхо это лучше понятно молодым и немного "другим" (что бы это не значило), чем столь отягощённым годами дядькам как Быков. Всё меняется. Мода меняется, тенденции, музыка. Еда меняется. Трава уже не столь зелёная с годами и небо не такое голубое. И Пелевин уже не торт, а крендель, и Быков уже не поэт, а attention whore.


Как-то трудно согласиться с вашей точкой зрения.
Начнем с того, что Быков никогда не заявлял, что Пелевин сейчас пишет дерьмо, а вот я…
На мой взгляд, он выполняет великую функцию просветителя и именно в таком ключе надо рассматривать его лекции.
К собственному пиару это вряд ли имеет какое-либо отношение. Гораздо проще было бы внедриться в коробку телевизора, как, например, сделал автор незабвенного «Духлесса». Благо опыт у него в этом плане огромный – учитывая ежедневный тренинг в виде ведущего «Времечко».
Так что Луркоморские эпитеты, по-моему, мало к нему применимы.
Во-вторых, никто и не говорил, что писатель не должен меняться со временем. Речь идет о качестве написанного. И в этом плане Быков поступает весьма корректно, последовательно проанализировав все произведения Пелевина, начиная с самых ранних до последних, вышедших на момент лекции, т.е. это не голословные утверждения.
И, в-третьих, можно не соглашаться с высказанным мнением (я, например, на некоторые моменты, затронутые в его лекции о Цветаевой, имею прямо противоположную точку зрения), но нельзя не согласиться, что это хорошо аргументированная позиция. Это развернутая база для полемики, когда дальнейших разговор может идти не на уровне «нравится – не нравится» или оскорблений, а путем опровержения или дополнения выдвинутых положений.


Напрямую не заявляет, но косвенно - вполне. Не обязательно человеку прямо сказать, что он дурак, чтобы выразить эту мысль. Быков уже не первый раз выражает мысль, что Пелевин стал писать плохо. Напрямую не говорит, но если почитать тексты, то общий саммари можно вывести именно такой. Как критик он вправе это делать, конечно. Но и я, как читатель, могу быть с ним не согласным. И со своей точки зрения - вполне обосновано.

В плане просветителя - да, молодец (без сарказма). Очень толково и доходчиво говорит, не спорю. Очень интересно местами и даже от этого есть польза. У меня один знакомый случайно на лекции Быкова попал и теперь подвис на литературу, хотя до этого был к книгам равнодушен. Но в некоторых случаях его пассажи лично меня раздражают. И не только меня. Я встречал достаточно обоснованную критику многих его лекций. Но это оставим, ибо всё же это... мм.. научпоп от литературы, если так можно сказать.

Возможно, это личное, т.к. он часто высказывается очень не канонично, да? И мы, как правило, немного раздражаемся на всё то, что немного шевелит устоявшееся в нас. Возможно от этого и есть такая реакция, возможно со временем она осядет и его взгляд станет приемлимым. Вот даже Вы написали, что лекция о Цветаевой Вам не понравилась. Каждому своё.

Речь идет о качестве написанного.

Я могу согласится с тем, что ранний Пелевин больше Пелевин, чем поздний Пелевин, но лично мне его последние произведения нравятся больше, именно за их язык и особую атмосферность (фу-фу, поганое слово, но не смог его избежать). Всё тут опять упирается в то, что он изменился. Но это никак не "путь вниз". Да и разве само выражение "путь вниз" может ли обозначать в данном контексте что-либо другое как не то, что "Пелевин стал писать дерьмо"?

А что касательно Минаева, то это просто другая категория и это не стоит путать. Кто-то пишет книги, а кто-то делает медиа/бизнес. Помещать Пелевина и Минаева в одну коробку, это примерно то же самое, что Донцову начать сравнивать с Улицкой.


Это вы очень точно подметили, что лекции Быкова ближе к научно-популярному литературоведению. Жанру, как показывает опыт, в России сейчас жизненно необходимому.
А что касается Минаева, то имелось ввиду не его противопоставление Пелевину – об этом и речи не может идти. В моем посте говорилось о возможности Быкова следовать по его пути в ящик телевизора.
Обо всем остальном, думаю, лучше поговорить после рецензии ко второй части лекции, где Д.Л. проводит параллели между Пелевиным и другими писателями, показывая, что его кризис не столь уж и уникален.
Правда, здесь мы попадаем в некое подобие ловушки. Уровень когнитивной сложности, т.е. критериев оценки, у Быкова на порядок больше, чем у подавляющего большинства слушателей его лекций. Он же не только занимается литературоведением, но и сам пишет книги. И получается, что либо мы должны доверять его мнению, либо противопоставлять его аргументам нечто равноценное.
Сказать «атмосферная» проза – это, фактически, не сказать ничего. Ибо после этого должна последовать полная расшифровка данного термина, подкрепленная множеством цитат из анализируемых произведений.
Иными словами, мы в очередной раз упираемся в главную проблему гуманитарных наук – каковы объективные критерии оценки, и каковы способы верификации высказанных утверждений. Но это уже вопросы методологии, явно выходящие за пределы обсуждаемой темы.


Мне не нравится слово "кризис", ибо оно имеет очень субъективный и негативный оценочный характер. Оно тут использовано неверно. Нельзя путать слово "кризис" и слово "эволюция". Это очень разные понятия, хотя по сути оба описывают процесс изменения.

Быков пишет книги и пишет критические статьи. Только будем честны, что сочетать эти два занятия редко у кого получается хорошо. Либо ты писатель, либо критик. Быков - поэт. Поэт хороший. Проза у Быкова только для фанатов его творчества.


Мне качежется ЖД очень неплоха, но правда этим все и ограничилось.


Надо попробовать, может изменю свой взгляд. У меня так с Захаром Прилепиным было. Его нацбольские наклонности меня заранее смущали, его близость к "партии". А когда начал читать - читал с удовольствием.


Ну тут как говорится два равноправных подхода: брать в голову личность писателя и его взгяды и не брать совершенно. Я принадлежу ко вторым. Для меня существует только произведение, как стиль, язык, фабула, идеи...

Прилепин точно не стилист с его пацанским языком, но когда он пишет о том, что что хорошо знает - "Паталогии", "Восьмерка" - необыкновенно убедителен. А вот в добротной "Обители" вроде и стиль хорош, и совершенно ничего не переврано, если сравнивать с Солоневичем, который уж точно досконально знает, но вот вторичность и безмысленность меня уже убивают. А вообще Прилепина не то, что люблю, но как писателя очень уважаю.


Обычно тоже стараюсь отделять личность от творчества, всё же творчество это прежде всего игра, маска. Но порой личность автора мозолит глаза и на каком-то уровне всё же действует и на восприятие его творчество.

Да, "Патологии" - шикарны, согласен. С контрактниками общался, так по их словам картина действительно складывается такая же, как П. описал это.


Настало время, когда интеллектуальные изыски Виктора Олеговича стали элементарно не нужны. Главенствующий «гламур», вытеснил его прозу на периферию, за пределы тусовочного мира.


Не знаю, это мнение Быкова или автора, но оно весьма спорно. Если интеллектуальные изыски действительно были отброшены на периферию, то Пелевин - нет. Он - бренд, который будут покупать, несмотря на то, какой товар будет выпускаться под ним. Поэтому приспосабливаться Пелевину элементерно незачем, по крайней мере - сейчас.

Да и сам путь вниз - не такой уж и путь вниз. Недавно перечитал "Затворника" и заметил просто детские ошибки и неточности на фоне простоты, если не примитивности, текста. В последних романах подобного нет.

Другое дело, как бы талантлив не был писатель, выдавать по шедевру в год невозможно. Если только не воровать чужие книги или не запрягать тройку гнедых негров. Остался просто бизнес, а растекаться мысью по древу и философствовать, не учитывая этот факт, можно долго и безрезультатно.


Полностью согласен, что Пелевин – это бренд. Последнее и обеспечивает основную массу его продаж не зависимо от качества текстов, находящихся под обложкой.
Быков не случайно начал свою лекцию с утверждения, что Пелевин был «реализовавшейся надеждой новой русской литературы» в середине 90-х. Это и есть точка отсчета. Сейчас такого об авторе «Цукербринов…» и «Смотрителей» не скажешь.


Цукербринов я еще читал, а вот Смотрителей просмотрел только первую книгу, а вторую, вроде есть такая, уже и открывать не собираюсь. Полно в литературе гораздо более интересных произведений.

И получается, что либо мы должны доверять его мнению, либо противопоставлять его аргументам нечто равноценное.

Мне кажется вы выдвигаете слишком сильное требование, есть ситуации когда достаточно принять к сведению мнение и этим ограничиться, не оспаривая, не заморачиваясь оспариванием или выдвижением своего мнения, а просто имея в виду при обозрении фактов жизни.


Пелевин - бренд. Теперь вопрос из разряда пелевинской диалектики: кто диктутет моду? бренд или потребитель? Если взглянуть на рынок, то можно смело сказать, что диктует моду именно бренд. Мы, конечно, можем отказаться и не принимать этого, но факт остаётся таковым, что сейчас модно ездить на спортивной BMW, говорить по айфону и носить рубашки от Пьера Кардена.

Что касательно раннего творчества Пелевина, то это творчество ближе и понятнее Быкову и его поколению, потому что это творчество про их эпоху, про милую-любимую ненавидимию советщину. В поздних произведениях Пелевина этот аспект пропадает почти (или вообще пропадает), или по крайней мере не так бросается в глаза, не является ведущим. Это конёк всего того поколения людей и в том числе писателей (в разной мере и степени, но он присутствует, в отличии от молодого поколения у которого этого аспекта также нет). Но мне, как человеку выросшему в другой стране и в другую эпоху, именно этот аспект всегда был менее интересен, но зато стал гораздо более интересен тот аспект, который проглядывает в его позднем творчестве. Поздний Пелевин (т.е. тот что сейчас) это Пелевин для более молодого поколения, для таких как я, и таких кто ещё младше меня. Поэтому Быкову такой Пелевин уже не прёт, ибо он для него "предатель", который отказался от милого для Быкова политического оппозиционного дискурса.

А про то, что Быков назвал его "надеждой русской литературы", то сразу вспоминается Белинский, который после выхода в свет "Бедных людей" назвал Достоевского новым Гоголем, но потом от этого отказался. Только вот прошло 100+ лет, а Достоевского читают и уважают, а Белинский всё же удел литературоведов.

Плюс, я соглашусь с предыдущим ораторо OzTory по поводу ранних произведений П. Очень точно подмечено. Возьмите для примера того же "Затворника" и прочитайте 5-10 сраниц, а потом "Смотрителя" для контраста.


Приношу извинения за задержку с ответом.
Дело, на мой взгляд, не в том, о чем пишет Пелевин, а как он это делает. Речь идет о качестве литературного текста, которое можно разделить на ремесло и вдохновение.
Пелевин, естественно, профессионал, поэтому к литературному языку особых претензий нет, а вот к выстраиваемому миру и сюжету – в произведениях, появившегося после его 5-летнего молчания, есть и большие. Например, в «Священной книге оборотня» разговор А Хули с сикхом содержит столько ляпов и нестыковок, что с трудом веришь будто этот текст писал В.О. А «Empire V» у меня лично ничего кроме чувства брезгливости не вызывает. Но кому-то этот роман нравится. И здесь вновь встает вопрос о критериях оценки.

При чтении книги человек соотносит ее с уже прочитанным. И в зависимости от бэкграунда она может быть и откровением, и вторичной. Мой бэкграунд позволяет отнести Пелевина после «Generation «П» к вторичному чтиву и, как правильно заметил, tortila есть множество других «первичных книг», на которые стоит потратить внимание. Но для кого-то его книги попадают в разряд «первичных», и они с упоением читают повествование от имени лежачего полицейского.

Я полагаю, что бэкграунд Быкова еще на порядок больше, отсюда и его негативное отношение, совершенно не связанное с ностальгией по советскому времени или «Бэтманом Аполло».

А что касается «Затворника и Шестипалого», то могу отослать к своей рецензии, которая почти полностью состоит из цитат. Такой уровень афористичности и концентрации мысли, на мой взгляд, для современного Пелевина недостижим.


Нельзя требовать от автора, чтобы каждая его книга была шедевром, т.е. можно, но это нереальное требование. Есть много авторов, которых мы знаем по одной книги и ничего. У Пелевина по крайней мере можно штуки 2-3 такие выделить и это уже очень хороший результат. У Пелевина есть книги лучше, есть хуже - можно сойтись на этом. Его книги разные по стилю и содержанию. Где-то более интересные миры изображены, где-то больше юмора, где-то афористичность зашкаливает.


Ознакомился с обеими лекциями Быкова. Хороший публицист, интересно слушать, но любое мнение всегда остается лишь мнением. Я лично в недоумении пытался понять, чем так понравился Быкову роман Числа и чем так неугодил Снафф. У меня все было наоборот: Числа я еле-еле дочитал, а Снафф считаю не только одним из лучших романов Пелевина, но и современной русской прозы вообще. Да, грубоватый роман, но он - честное, остроумное пророчество, спаянное из науки и религии.

Вот что Быков отлично сказал, так о якобы скрытности Пелевина, приблизительно: "ПВО на самом деле очень открытый человек, после прочтения его произведений я знаю о нем всё." И сразу вспоминаются слова самого Пелевина, который печалится от того, что напишет что-то, а читатель сразу думает: "А откуда писатель это взял? Уж не было ли это с ним?" А такие мысли не от любых текстов возникают, совсем не от любых.


Спасибо большое за рецензию. кроме мыслей о Пелевине и Быкове благодарю Вас за указание на статью о Д. Ф. Уоллесе. Вполне вероятно, что без Вас никогда бы не узнал о существовании такого автора. Судя по статье А. Поляринова, Уоллеса можно считать писателем одного ряда с Джойсом.
---
Интересно, наверное, поразмышлять над темой - когда закончится постмодернизм, какое направление придёт ему на смену, что станет его основными чертами, и насколько вообще актуально само существование постмодернизма для русской литературы, насколько русский постмодернизм - часть постмодернизма мирового...


Новое направление в литературе появляется либо когда исчерпаны художественные приемы предыдущего, либо в ответ на какие-то глобальные социальные сдвиги.
Посмотрите эссе Барта на эту тему. В нем достаточно подробно обоснована «необходимость» возникновения постмодернизма. Это мировое течение и, естественно, русская литература включена в него. По крайней мере, «родовая» его черта – обязательное расширение реальности, стало чуть ли не обязательным для каждого произведения, даже реалистического.
А что касается пост-постмодернизма, то вполне возможно это будет синтез науки и литературы. И фантастика уже давно разрабатывает эту тему. У того же Уоллеса, кстати, в «Бесконечную шутку» включено доказательство теоремы средних значений.


Спасибо.
Пока не прочёл Барта - но выскажу предположение. Это будет некое возвращение в средневековье или античность, когда тоже собственно художественную литературу было довольно сложно вычленить из потока научных, религиозных и философских текстов... Ведь вообще резкое разделение художественной и научной литературы - это детище Нового времени. Или я скорее неправ?


Ну почему неправы. Гессе возникновение «игры в бисер» предсказал еще в 40-е годы прошлого века.
И сократовские диалоги Платона, и «Заратустра» Ницше – это, скорее, худлит, чем философия. Так что, базис уже давно заложен.


Спасибо за отличную рецензию. Очень люблю лекции Дм.Быкова.
Мне кажется, что деградация литературного уровня Пелевина очень показательна для современного лит.процесса в России. От огромных надежд 90-х и предпосылок бурного развития до полной стагнации сегодня. Поэтому и анализ этого "пути вниз" очень важен для понимания кризиса современной российской литературы. И, быть может, даже культуры.


У культуры (и литературы) часто наблюдается эффект противофазы, т.е. чем большей деградации достигает среда социальная, тем больший расцвет она испытывает. И то, что Пелевин оказался в «фазе» отнюдь не означает, что все следуют за ним.
В свое время, я анализировал временной лаг признания того или иного автора. Оказалось, что он составляет минимум 40-50 лет. Так что, вполне возможно, наше время еще назовут «золотым» веком русской литературы.