Больше рецензий

lessthanone50

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 ноября 2015 г. 14:22

600

4

Чувствую, как все более родной становится мне африканская деревня. Если не принимать во внимание особенности пейзажа, по существу она мало чем отличается от деревни белорусских "вясковых" писателей первой половины ХХ века: тот же тяжелый и беспросветный труд на земле, та же зависимость от погоды, то же разделение на бедняков, которые всю жизнь пашут, но все равно загибаются от голода, и бездушных богачей-бездельников. Массовый отъезд молодежи в города, отсутствие у детей возможности ходить в школу, темнота и безграмотность народа, произвол властей, пьянство, сельский учитель-энтузиаст - найдите десять отличий между "Кровавыми лепестками" Нгуги Ва Тхионго и, например, теми же "На ростанях" Якуба Коласа. И дело тут, конечно, не в родственности Африки и Беларуси, а в общечеловеческой схожести всех угнетенных, нищих и голодных.

Действие романа большей частью происходит в деревушке Илморог, которая сама по себе одна большая метафора того, что творится в Африке и с Африкой. В этой деревне что ни житель, то личность. Одноногий Абдулла, обломок некогда храброго борца за свободу и независимость, а сейчас владелец скромного магазинчика. Учитель Мунира, приехавший в Илморог в поисках максимально спокойного и глухого убежища, где жизнь не затронет его, обойдет стороной. Роковая красавица Ванджа, вернувшаяся в родную деревню из горящего порочными огнями города, где она с успехом торговала собой. Мудрая старуха Ньякинья. Появляющийся чуть позже Карега - самый, пожалуй, сложный и загадочный персонаж.

Илморог переживает тяжелые времена. Который год засуха не дает вырастить урожай, люди голодают. В какой-то момент Мунира, Ванджа, Карега и Абдулла решают снарядить делегацию в город, чтобы попросить помощи у депутата от их округа, за которого все голосовали. Компания мужчин, женщин и детей с энтузиазмом отправляется в дорогу. Это путешествие станет настоящим испытанием для многих из них и одновременно - началом больших перемен в Илмороге. Равнодушие, презрение, насилие, унижение - вот что ждет голодающего, просящего о помощи.

У этого эпического похода есть и еще одна цель, кроме демонстрации несправедливости и жестокости. Большой город оказывается на удивление тесным, и наши герои встречаются в нем с несколькими людьми из своего прошлого, своеобразными "злыми гениями" их судеб. И обнаруживают, что все они - Мунира, Ванджа, Карега, Абдулла - связаны друг с другом сетью общих знакомых, родственников и событий. С этого момента их жизни накрепко спаиваются.

Структура романа достойна похвалы. Она достаточно сложная, с многочисленными скачками в прошлое, но вместе с тем четкая и не переусложненная. Повествование от третьего лица плавно переходит к первому и обратно, счастливо избежав путаницы и сумбура. Нгуги Ва Тхионго удалось наполнить свой роман множеством тем и не позволить им передраться. Проблема ведь не только в равнодушии абстрактного общества, но главным образом в равнодушии каждого. Именно это воплощает образ Муниры - учителя и, кажется, неплохого человека, который всю жизнь хотел быть только наблюдателем. Проблема в полнейшей разобщенности африканских народов, разделенных по языковым, племенным, религиозным приметам. Чужаки искусно подогревают эту вражду и, пока наивные туземцы заняты уничтожением друг друга, вывозят из страны лес, алмазы, золото. Проблема в том, что редкий африканец, дорвавшись до власти и денег, откажется от сладкой жизни и не забудет о том, откуда вышел. Проблема в том, что ободрать бедняка готов каждый - независимо от цвета кожи. "Ешьте, или вас съедят". Проблема в том, что Африка такая большая, а дороги в ней такие плохие, что отдаленные один от другого уголки почти никак не связаны. И когда наконец появляется Трансафриканская дорога, это тоже оказывается проблемой. И, кажется, выхода нет.

Мне понравился этот роман. Его было интересно читать. Тут, конечно, много социальщины и "проклятых империалистов", но это искренне и далеко не все, что есть в книге. Мне нравится ее полновесность и широта. Даже детективная составляющая, кажущаяся поначалу едва заметной складкой сюжета, к концу романа обретает подобие настоящей интриги. Одно из лучших впечатлений от африканской литературы.

Комментарии


С африканской литературой я начал знакомство с романов Окри и Ачебе. Очень зацепило. Колорит, иной образ мышления, другие, но всё же очень схожие с нашими проблемы. Новый взгляд на простые вещи.

Добавил "Кровавые лепестки" в список. Обязательно осилю, как время найду. Спасибо за рецензию. Она стала мотиватором.


Я у Ачебе читала "Стрелу бога", впечатления остались неплохие, но какие-то не слишком внятные. И "Голодная дорога" Окри есть в планах, но не знаю, как скоро прочитаю.
Спасибо за комментарий. Приятно, что рецензия вызвала отклик.


Мне у Ачебе "И пришло разрушение" очень понравилось. Необычное произведение. Если "стрела" была интересна, то "Разрушение" тем более зацепит.

Рецензия хорошая и особенности ей добавляет необычная тема - африканская литература. Про неё мало пишут. Она почему-то не столь известна у широкого читателя, даже у достаточно продвинутого, а очень зря. Неимоверно разноображивает чтение.


Я иногда читаю что-нибудь более или менее экзотичное. Часто результаты бывают неплохие.
Мне из последнего еще очень вот эта книга запомнилась. И еще Дрис Шрайби неплох (Марокко) и Ассия Джебар очень хороша (Алжир).


Ага, ага... мотаю на ус, заношу в списки :)


Хорошего чтения :)


Вот только сегодня взяла книгу в библиотеке. Случайно. И такая обстоятельная рецензия ))) Заинтересовали.
Очень надеюсь, что роман понравится.


Вам повезло, эту книгу не так-то легко найти, в электронке она пока есть только на английском.
И я надеюсь, что понравится. Буду рада, если потом поделитесь мнением)