Больше рецензий

noctu

Эксперт

Эксперт продавленного дивана

11 ноября 2015 г. 23:06

2K

3.5

Можешь ты обратить свой взор к восходящему солнцу? Тогда радуйся. И если в конце концов оно ослепит тебя - все равно радуйся! Ибо ты жил.

Во время чтения меня разрывали крайне противоречивые чувства. Не раз посещало омерзение, раздражение, разочарование, но вместе с тем упорно прорывалась все дальше и дальше вглубь Каупервудских перипетий, желаний и соблазнов, а порой было даже интересно. В "Титане" время - второстепенный персонаж. О нем забывают, его не чувствуют, а потом оказывается, что Кауервудская титаномахия шла целых двадцать лет, и закончил он ее уже в 56 лет. Это сражение вновь вставшего на ноги после филадельфийских приключений Фрэнка Алджернона Каупервуда, умного дельца и большого бабника, с финансовой элитой Чикаго, куда он прибывает на ПМЖ. Покорять Чикаго (только не финансовый, а светский мир) намеревается и его новая, вторая жена Эйлин, красавица Эйлин, ждавшая его из тюрьмы, одна из первых жертв Каупервудского обаяния. В этой книге почти все, кто имели хоть какие-то чувства или хотя бы малейший намек на них, были раздавлены, растоптаны Каупервудом, убраны со сцены после применения их по назначению. Целые горы трупов и полутрупы можно было вывозить вагонами. Нет, не подумайте, что эта книга о какой-то массовой бойне, похлеще Первой мировой. Это бойня, которая порождается борьбой за выживание, глупостью и тягой к "прекрасному".

Некоторых героев мне хотелось бы выделить и охарактеризовать отдельно. Их идеально могут описать два-три слова, но ̶м̶е̶н̶я̶ ̶п̶о̶н̶е̶с̶л̶о̶ для целостности картины...

Начну, конечно, с Фрэнка Алджернона Каупервуда - это похоть и жадность. Образ Каупервуда крайне противоречив, и я все никак не могла определить, что же сам автор думает о герое. Но все, как оказалось, было шито белыми нитками. Каупервуд необычен для своего окружения - он умен, обаятелен, имеет прирожденную хватку и знает как добиться своего. Для привнесения капельки человечности в образ этого дельца Драйзер опиывает его как увлекающегося прекрасным - он коллекционирует картины, дома, женщин.. Но это не помогает, он продолжает оставаться почти идеально сконструированной машиной для зарабатывания денег. Он идет по головам, по судьбам, против всех и его это совершенно не волнует. Могло бы показаться, что он идеален для подражания, чтения его биографии взахлеб и слепого копирования, если бы не было так тошно и мерзко читать все эти выкладки, это превозношение страсти к наживе и бессмысленного пользования женского пола. В концеУже на середине становится понятно, что драйзеровский Каупервуд очень однообразен и скучен, как заезженная и никогда не любимая пластинка.

Эйлин - это тщеславие и глупость. Кто-то может удивиться, почему я так плохо отозвалась об Эйлин, когда она - страдалица, и вообще жизнь ее несправедилива и т.д. Во многом моей характеристике помог сам Драйзер, который описал все женские фигуры отвратительнейшим образом. Они похожи друг на друга как сестры - близняшки. В начале книги Эйлин пыталась пробиться в чикагский свет, но ̶л̶и̶ц̶о̶м̶ ̶н̶е̶ ̶в̶ы̶ш̶л̶а̶ потерпела крах из-за своей легкомысленности и недостаточного светского лоска. Всю оставшуюся книгу она аки приведение бродит по дому и страдает из-за измен мужа. Все ее реплики сводятся к упреканию мужа, а потом как-то незаметно подкрадывается алкоголизм. И в конце всей этой чудесной картинки мы узнаем, что страдала она целых двадцать лет и облетел с ее яблони цвет. А пару интрижек не в счет. Это только ,чтобы отомстить. Хотя вот здесь скромно выглядывает психологизм, попытка хоть как-то глубоко объяснить действия героя. Вообще Эйлин - полностью не реализовавшийся человек: свою красоту они засушила за четырьмя стенами, мужа удержать не смогла, любовницу не добила и даже конец своим страданиям положить не сумела, хоть это и была всего лишь поза. Детей бы хоть завела, тогда бы и смысл жизни появился, а так 20 лет - созерцание спальни и упреки мужу.

Рита-Стефани-Беренис-и многие другие из этой категории - это двуличие и наивность. Многочисленные "жертвы" похоти Каупервуда были достойны находиться рядом с ним. Целая галерея лиц, которые были одни и те же по сути и лишь изредка перемежались фигурами помельче и попроще. Только в описание Беренис Драйзер вложил капельку живости, сделав ее не просто куклой, слегка начитанной и разбирающейся в искусстве, но создав хотя бы какое-то подобие девушки, по силе характера подходящей герою. Из-за нее буду читать дальше. Все остальные - пустышки, которые были завернуты в яркую обертку псевдо оригинальности.

Теперь хотелось бы сказать несколько слов о Драйзере. Что-то просто повторить через запятую, а о чем-то основательно побухтеть. Начала знакомство с ним еще в школе, с романа "Дженни Герхард", который тронул до глубины души и показал, что классика не так уж скучна. Потом еще не раз мы встречались распить вместе много кружек чая, но ощущение, что меня надули, разочарование от самого стиля, языка и образов постигло только на "Сестре Керри", которой все недочеты простились за статус "дебютная". И поэтому меня неприятно поразили много мелочей, как постоянные повторы образов, сплошные клише и напоминание читателю, о чем он читал главу назад. Как можно было забыть, что Шрайхарт, Хэнд, Арнил и Мэррил ненавидели Каупервуда и делали все, чтобы ему насолить? Но нет, каждый раз, когда кто-то из них или все они вместе появлялись на сцене, Драйзер напоминал, почему же все так не любят Каупервуда. Это только один из примеров повтора. Другой - Эйлин вновь и вновь мусолила имена любовниц, а Драйзер нам напоминал, что ведь Каупервуд изменил ей с ними.
Другой выбивающий из колеи момент - какая-то ущербность сюжетной линии. Не удивлюсь, если он писал эту книгу главами и совсем не по порядку, а потом плюнул и крепко склеил скотчем. Заканчивается одна глава, а во второй узнаем, что в первой, оказывается, кое-что случилось, поэтому сейчас здесь происходит эта ерунда. Текст стопорился, и сюжетные повороты придумывались на ходу. От этого и непонятные прыжки во времени.

Первая часть, имхо, намного лучше второй, поэтому страшно подумать, что будет в третьей. Хотя в последней главе сделан интересный вброс о будущем пары Беренис-Фрэнк и подводятся печальные итоги чикагско-ньюйоркского периода жизни Каупервуда. Буду смотреть, чем Драйзер "порадует" (в кавычках и без) в будущем.

Книга прочитана в рамках "Игры в классики". Тур № 5, ход 4.

Комментарии


Читаю твои рецензии и стыжусь.. что Драйзер, что "Декамерон" смирно ждут своего часа в моем списке "прочту когда-нибудь")))


Я сама смотрю и стыжусь, только не по этой причине)

К таким книгам нужно подступать в нужное время, а то "не пойдут".


Восхищаюсь Каупервудом в "Титане" Драйзера. Тяга к красоте (и любовниц выбирал только красивых), к искусству (имел свой музей с картинами известных художников), неиссякаемая энергия и умение добиваться своего, разносторонние интересы, быстрое освоение технических новинок (одним из первых приобрел телефон, новейшие марки машин и прочее). А Эйлин мне очень жаль. Ну не досталось ей от природы большого ума, и с годами ума не прибавилось - в этом её беды.


Автор рецензии привыкла, наверно, писать рецензии к тупым любовным романам, а тут попало в руки что то более сложное, и сразу же сколько недостатков обнаружилось в книге. Все в ней не так...


Конечно, Вы абсолютно правы. Именно так.


Про время точно сказано! Читаешь-читаешь, и тут выясняется, что Эйлин скитается по дому уже больше 10ти лет...


Ощущение времени вообще теряется во всем цикле, как мне кажется.


Рецензия правильное. вот только оценка слишком высока для этого низкопробного чтива. я согласен с рецензией, и утверждаю что оценка этой книге -0 звезд

Для этого у вас есть собственный аккаунт :)