Больше рецензий

antonrai

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 октября 2015 г. 10:13

309

4

- Ты своей жизнью доволен?
- Очень, очень доволен. А ты?
- Нет.
- Ну и зря. А почему?
- Я к ней философически отношусь.
- Ну, если философически, так и я не очень. (из какого-то диалога Платона - «Афоня», кажется).

За перечтение «Обломова» я взялся с одной целью – убедиться в том, что напрасно Обломова причисляют к «философам», пусть бы и в кавычках. Вроде как «лежит на диване да философствует», пока все другие суетятся. Но то, что Обломов лежит на диване – безусловно верно, а вот чтобы он философствовал – нет, ничего такого нет. Впрочем, в одном отношении он действительно философствует, и как раз в отношении суеты – в памятном разговоре со Штольцом. Штольц таскает его по всяким светским вечерам, а Обломову скучно, и это действительно вполне философская скука, а не просто выражение лени. Он (и вполне здраво) никак не возьмет в толк из чего они все суетятся, но дальше-то он не идет – дальше-то и надо бы начать думать – а с этим у Обломова большие проблемы. Более того, его отношение к мышлению ничуть не менее враждебно отношению к светской суете и вообще «действительной жизни». Да что там – куда враждебнее. Действительная жизнь с грехом пополам оправдывает его существование

Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать, сделать — есть кому! Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Стану ли я беспокоиться? Из чего мне?

…а вот мышление, стоит только дать ему хоть немного воли, тут же выносит смертный приговор и вопиет о необходимости жить как-то по-другому. Поэтому-то у Обломова нет и мысли о том, чтобы всерьез подумать – слишком это страшно (думать и вообще-то много страшнее, чем жить - живешь себе и живешь, а вот как подумаешь…). Всякий раз, когда Обломов начинает думать, все заканчивается осознанием полного его жизненного облома:

В робкой душе его выработывалось мучительное сознание, что многие стороны его натуры не пробуждались совсем, другие были чуть-чуть тронуты, и ни одна не разработана до конца.

Какая уж тут философия – прочь, прочь мышление! Мышление – это пробуждение, а Обломову тяжелее всего именно - проснуться. При его образе жизни хоть бы гедонистом ему что ли стать, так все равно - и тут надо думать о принципах, руководящих жизнью - а зачем? Лучше уж просто сладко есть и пить (впрочем, это действительно лучше – мне всегда было немного жаль гедонистов – представьте себе, что всякий невкусный кусок не просто вызывает неприятные ощущения, но бьет по основам мировоззрения!). Можно бы вывести склонность Обломова к состоянию блаженного покоя, но опять-таки - как далеко его реальное состояние вечного лежания с неизменно тяжелым желудком от просветленного созерцания бытия! Когда Гончаров пишет, что

Сам Обломов был полным и естественным отражением и выражением того покоя, довольства и безмятежной тишины.

то это, конечно, полная ерунда. Какая уж там безмятежность… Он чисто невротически заедает бессмысленность своего существования и побыстрее проваливается в сон – только бы не жить и, уж тем более – не думать о жизни. Отупляющая апатия – это не просветленное спокойствие. Нет, ничего-то из Обломова не вывести – ни стремления к удовольствиям, ни стремления к высокому покою, ни, тем более – к философствованию. В этом смысле весьма характерен его идеал, который он таки сформулировал, и который Штольц так метко и прибил словом «обломовщина».

— Погода прекрасная, небо синее-пресинее, ни одного облачка, — говорил он, — одна сторона дома в плане обращена у меня балконом на восток, к саду, к полям, другая — к деревне. В ожидании, пока проснется жена, я надел бы шлафрок и походил по саду подышать утренними испарениями; там уж нашел бы я садовника, поливали бы вместе цветы, подстригали кусты, деревья. Я составляю букет для жены. Потом иду в ванну или в реку купаться, возвращаюсь — балкон уже отворен; жена в блузе, в легком чепчике, который чуть-чуть держится, того и гляди, слетит с головы… Она ждет меня. «Чай готов», — говорит она. Какой поцелуй! Какой чай! Какое покойное кресло! Сажусь около стола; на нем сухари, сливки, свежее масло…

Но философ выходит в сад, чтобы философствовать, а не для того чтобы «подышать утренними испарениями», хотя это и не возбраняется. Обломовский же идеальный сад – это трясина, и мышление вязнет в этой бытовой трясине столь же стремительно, как и всякая другая предполагаемая деятельность. Думать – а зачем? Из чего мне? Этот его идеальный покой с ванной, чаем, сливками и женой (жена в его представлении котируется где-то на уровне свежего масла, надо полагать) всегда будет оборачиваться практической апатией. Поэтому, кстати, и бессмысленно классическое сравнение Обломова и Штольца. В этом сравнении был бы смысл, если бы человека созерцательного склада ума мы бы сравнивали с человеком практически-деятельным. Но на практике мы вынуждены сравнивать человека живущего с мертвецом – а что тут сравнивать? Лучше мыслить, чем суетиться, но лучше уж суетиться, чем лежать.

P.S. В связи с идеалом Обломова я вдруг вспомнил идеал покоя, который был обрисован Маргаритой для Мастера:

Мастер шел со своею подругой в блеске первых утренних лучей через каменистый мшистый мостик. Он пересек его. Ручей остался позади верных любовников, и они шли по песчаной дороге.
– Слушай беззвучие, – говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, – слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, – тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я.

Черт, а похоже ведь. Очень даже похоже. При этом, данный отрывок всегда был одним из моих любимых, а на Обломовский идеал я при этом разве что не накинулся… Но все-таки есть разница. Все-таки Мастер «станет рассуждать», все-таки на первом месте здесь не сотрапезники, а собеседники. И потом не забудем – ведь Мастер действительно заслужил покой, - он его выстрадал (он написал книгу, а Обломов не может даже книги и дочитать). Тому, кого измочалила жизнь, не грех помечтать и о покое. Ну и самое главное – ведь Мастер-то уже умер. Давайте все-таки уж умрем, а потом и отдохнем, а сначала – ну хотя бы попытаемся – пожить. И – подумать:)

Комментарии


А мне этот отрывок из "Мастера..." всегда жутким казался, такая тоска во всем, безысходность.


Но ведь все придут, кого он любит. Дом, тишина и возможность рассуждать - разве не мечта? :)


Для меня вот это

А прогнать меня ты уже не сумеешь.

звучит как угроза, да и в целом весьма напоминает ссылку под надзором.
И не очень верится в этих таинственных

те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит.

, они не кажутся мне людьми...


Я думаю, что для меня эта сцена всегда была скорее такой умиротворяющей именно потому, что тут уже состоялся переход в другое измерение - в вечность. Если уж можно поверить в такой переход (в книге), то поверится и во все остальное. И, конечно, он уже не сможет ее прогнать, раз они вместе и после смерти. А вот если бы они живые пошли к такому тихому домику - все это выглядело бы не очень убедительно - но этот контраст и обыгрывается в сцене отравления.


Но при переходе характеры героев вроде бы не поменялись, поэтому и не могу поверить в безмятежную жизнь в тихом домике.


Так ведь разве их характеры мешали им жить? Скорее уж окружающая реальность, а ее как раз уже и не будет. То есть она радикально поменяется.


Именно характеры всегда и мешают жить.)
Это ведь иллюзия была, мечта про "спокойную жизнь",которой не мешала бы реальность. А как бы оно вышло еще неизвестно...


Ну конечно, мечта, трудно это все воспринять не как мечту, только Булгаков так эту мечту построил, что я в нее поверил, - и в счастливый период работы над книгой, и в успокоительное окончание:)


А разве после окончания работы над книгой не должно стать скучно?)


В нормальной ситуации - скорее всего. Но Мастер ведь в особой ситуации. Для него с концом книги заканчивается вообще все. И для Булгакова. Хотя символично, что "физически" последним толчком к его смерти стала ситуация с "Батумом". Но на уровне вечности все завязано на "Мастере и Маргарите". Закончить равносильно умереть.


все придут, кого он любит

А кого Мастер любит? Критика Латунского или Алоизия Могарыча?


Человек находится в нирване, куда ему еще?)


В том-то и дело, что близко не находится. Он находится в шаге не от нирваны, а от апоплексического удара, который вскоре и получит, как раз более-менее реализовав свой идеал.


Вы читали "Фрегат "Паллада" "?


Начинал, но далеко не продвинулся.


Я тоже никак не прочитаю, все только собираюсь)) Мне кажется, что Обыкновенную историю, Обломова и Фрегат "Паллада" надо рассматривать вместе)
То есть, читателю не нравится образ жизни Обломова - получите вариант развития событий по иному сценарию. Обломов (Сашенька Адуев), превратившийся в другого человека (Штольца, Петра Ивановича, не так важно). Немного неправдоподобно, да?)
Но если рассматривать историю самого автора, как он попал на корабль (практически не по своей воле), трехлетнее его плавание, то вполне возможно, что вариант заставить жить Обломова все-таки есть.
Ну и все три варианта - как бы возможные сценарии жизни одного и того же человека - автора)


Я уже не соберусь, это точно, а вот "Обыкновенную историю" - скорее всего в скором времени прочту. Обломова же трудно поднять с дивана, он собственно уже к началу повествования прилично "перележал", в тексте об этом почти прямо и говорится, или даже совсем прямо. Ну и конечно метод его "подъема" был изначально провальным - именно потому, что и Штольц и Ольга хотели превратить его в аналог Штольца, что не только неправдоподобно, но просто невозможно. На этом пути он тоже быстренько бы всхлопотал удар, а может, еще и быстрее. А вот каким путем его можно было бы "воскресить" - конкретно роман подсказывает, что такого пути скорее всего в принципе нет.


Да Гончарову и не надо его поднимать с дивана)) В том и штука - прокрутить ситуацию, что было бы, если бы... если бы не закинули его против его воли на корабль. А там не расслабишься до обмороков и ударов (наверное)

"Обыкновенная история" - замечательная вещь) Может быть перечитаю после "Фрегата". Там такая штука интересная: я вижу автора и в дядюшке, и в Сашеньке. А вот перерождение Саши в Петра Ивановича - ну никак)


Посмотрим, кто там в кого переродился, и кто на кого похож:)
А Гончаров, как я запомнил, как раз-таки именно что сам поехал, а все кругом ему только сочувствовали...


Я совсем недавно по тв слушала какую-то передачу о нем, что будто его чуть ли не в беспамятстве туда затащили)) Не запомнила, к сожалению, передачу, надо будет поискать. Но тогда пришла мысль, что вот он - единственный вариант вытащить человека из нирваны в сансару (в смысле - к страданиям и скитаниям, чтоб неповадно было лежать на диване)) У Обломова самого, собственно, и не было стимула что-то менять в своей жизни.

Возможно, что никто ни в кого и не переродится) Просто это тоже проявление крайностей характера самого автора. Вспомнила тут еще одну историю на тему. Мог бы один человек стать другим в принципе.


Скитания неюного Обломова:) Стимула у него и вправду не было, поскольку свой чай и сливки он исправно получал и в реальности. А потом заполучил и жену, не столь поэтичную, на какую рассчитывал, но опять-таки - со всеми прилагающимися удобствиями. Но вот еще раз отмечу, как все-таки далек диван от нирваны:)


Да и фрегат не сансара)) Но помогает найти свое истинное "я")

Кстати о вашем диалоге чуть выше: вы не слушали лекцию Кураева о "МиМ"? Там очень интересно о покое Мастера, подарок это или наказание для него. или насмешка.


Хм, интересное сравнение с Мастером, и неожиданное. Правда, итог "Обломова" не вызвал у меня такой грусти и сожаления, как завершение судьбы Мастера.


Почему-то у меня как раз итог жизни Мастера не вызвал грусти - а вот у Обломова как раз все как-то безнадежно; Мастер заслужил покой, а Обломов скорее ушел в небытие.


«Заслужил покой» как–то очень пенсию напоминает


Не очень.


когда Обломов начинает думать, все заканчивается осознанием полного его жизненного облома

Нравится ваша фраза. Люблю парадоксы :)


И сравнение с Мастером нравится.
И его обсуждение тоже интересное получилось.


А вот это:

Лучше мыслить, чем суетиться, но лучше уж суетиться, чем лежать.

спорно.
Думаю, вы просто не пробовали полежать :)))


А вот и не угадали. Напротив, я лежал так долго, что очень хорошо понимаю всю губительность этого процесса в обломовском контексте.

Благодарю за комментарии и внимание к рецензии:)


Ну, это, видимо, дело вкуса. Я, например, понял, что больше не хочу работать, и с 1 июля бросил эту пагубную привычку. Пока лежу на диване и чувствую себя вполне счастливым. В конце концов сколько можно суетиться?

И Уинстон Черчилл, герцог Мальборо, по слухам, советовал всем

никогда не стоять, если можно сидеть;
никогда не сидеть, если можно лежать;
и главное: никакой гимнастики

Не уверен, что это действительно его слова, но идея хорошая.

Кстати, никто не может мне объяснить, почему он курил кубинские и малайские сигары. Я бы на месте W.Ch. курил только фамильные продукты (Winston и Marlboro).


Отдых после работы и "валяние на диване" Обломова очень сильно отличаются. Обломов по сути ни секунды не отдыхает. Он смертельно устал от своего лежания, но и встать с дивана тоже не может...

Советы же сии мне известны. Советы отличные, как и все сказанное со вкусом:)


Наткнулся только что непонятным образом на вашу рецензию, хотел кое-что написать, а оказалось, что уже написал :)))


На меня вообще можно натолкнуться только непонятным образом:)