Больше рецензий

1 октября 2015 г. 18:42

9



И в этот раз не суждено мне полюбить французский детектив.

С первых страниц своей атмосферой книга напомнила "Желтого пса" Сименона. Серость. Отнюдь не та, что нравится мне. А иная. Французская. Грязь. Да, без нее нельзя. Но и она не такая, как обычно. Французская. Не сочтите меня расистом - я ничего не имею против Франции. И меня довольно-таки сильно удивляет тот факт, что французский детектив обладает чем-то, что так меня отталкивает, и это что-то трудно уловить. Никогда раньше и ни в каких иных ситуациях со мной не было подобного. Но перейдем от общего к частному.

Герои мне понравились. Главные. На остальных я особо и не смотрела, и, хоть они все и были индивидуальностями, некая плоскость все же наблюдалась. А вот главные вышли достаточно многогранными (двусмысленное словечко в данном контексте), достаточно прорисованными и очень живыми.

Сюжет в данном произведении штука сложная. С самого начала, поняв, о чем пойдет речь в книге, начала за сюжет бояться. Ибо книжка немаленькая, читать ее не так уж и быстро (хотя "Девушка с татуировкой дракона" проехалась по моему мозгу скоростным вагоном). Было боязно, что сюжет будет развиваться банально или предсказуемо. Такого, к счастью, не было, но. На обратной стороне обложки напечатано высказывание от "L'Express":

Гранже держит читателей в напряжении на всем протяжении дистанции, которую его невероятно привлекательные герои преодолевают наперегонки со смертью

И вот, что я по этому поводу могу сказать: к концу этой самой "дистанции" единственное, чего мне хотелось - это чтобы она уже закончилась наконец, и не столько из-за интереса, сколько из-за усталости. Я понимаю, что книга содержит в себе ровно столько, сколько нужно, но интрига тут явно затянутая. Кроме того, на протяжении, опять же, "дистанции" автор все больше и больше света бросает на темные дела, которые героям предстоит раскрыть. Таким образом, на финальной линии читатель и так уже знает почти все, что нужно. За исключением, якобы самого главного. И я не буду оспаривать эту "главность". Но разве она не должна, по канонам детективного жанра, производить эффект вроде "Но как, Холмс, но как? Но как? НО КАК?". Вот и не ясно. Вроде бы вся книга следует канонам, а разгадка из них выбивается, что, на мой взгляд, не делает книгу лучше.

Но оригинальности у Гранже предостаточно. Это касается и стиля, и героев, и самого завершения книги (с разгадкой не путать!). Не будет большим спойлером, если я упомяну, что главные герои - мужчина и женщина. В их взаимоотношениях тоже чувствуется оригинальность автора, и вот тут-то она меня особенно порадовала.

Не знаю, хорошо это или плохо, но я все время подсознательно сравнивала "Пассажира" с "Девушкой с татуировкой дракона". Наверное, такое сравнение все же нечестно, так как у Ларссона моя обожаемая Скандинавия, а это огромнейший плюс. И еще. Читая некоторые моменты из книги, я испытывала довольно странные эмоции, а иногда была близка к рвотным позывам даже. Не хочу никого обидеть, но такого не было даже при чтении Паланика. Это довольно мощно и сильно.

В целом, не скажу, что я разочарована. Ничего особенно крутого я и не ожидала, просто было интересно познакомиться с автором. Эмоциями и впечатлениями, так или иначе, Гранже меня не обделил, за что большое ему спасибо.

Прочитано в рамках восьмого тура игры "Открытая книга". Благодарю belka123 за совет.