Больше рецензий

NeoSonus

Эксперт

"сплошь - личное, сплошь - лишнее" (с)

23 сентября 2015 г. 19:38

63

5 Матренин двор

Сто лет назад, в 1915 году Бердяев написал в «Судьбе России» о том, что в России «бездонная глубь и необъятная высь сочетаются с какой-то низостью, неблагородством, отсутствием достоинства, рабством. Бесконечная любовь к людям, поистине Христова любовь, сочетается с человеконенавистничеством и жестокостью». Бердяев писал теорию, слова. «Матренин двор» Солженицына воплотил слова в жизнь, показав как в одной маленькой деревне, в самом сердце России, уживались бесконечная любовь к людям и низость, неблагородство…

С одной стороны, может показаться, что «Матренин двор» не открывает ничего нового. Эти противоречия и контрасты, о которых пишет Бердяев, и которые неприкрыто показывает Солженицын, давно стали обыденностью, частью нашей жизни, это сочетание противоположностей для нас норма. Но с другой стороны, воспринимая это как норму, мы автоматически перестаем бороться с проявлением человеконенавистничества, жестокости, низости. Как только общество перестает реагировать на нарушение социальных норм, новая модель поведения закрепляется в обществе, врастая в пласты подсознательного как часть новой морали, как неотъемлемая, а значит полноправная ее часть. И эта новая мораль, эта искаженная норма страшна тем, что однажды определит течение чьей-то жизни, повлияет на чье-то решение, отразится на судьбах конкретных людей. Наша страна долгое время жила в условиях перевернутых моральных ценностей, политизированные и идеологизированные, выхолощенные и утрированные – они сформировали определенный образ мышления. И когда мы читаем о подлых и низких душонках, предателях и трусах времен сталинизма и неосталинизма – нами это воспринимается совершенно нормально. Но задумайтесь – Бердяев сказал об этом задолго до сталинских репрессий, мы с вами воспринимаем эту «новую» норму сейчас, в настоящее время. Это значит, что «Матренин двор» все-таки актуален. И хотя бы самой этой возможностью, этим отрезвляющим и безжалостным финалом, Солженицын открывает для нас новое – открывает для нас самих себя.


Этот рассказ напоминает мне сразу и Достоевского (которого, кстати, Бердяев в «Судьбах» сопоставляет с Россией), и Толстого, и Шукшина. Он одновременно горький, грустный и светлый, добрый. Он демонстрирует худшие качества человека, но тут же показывает лучшие. Матрена – совсем уж старенькая, больная, одинокая, в рассказе Солженицына почти святая. Бескорыстностью, добротой, искренностью, болью за других, жалостью в высшем смысле этого слова, она искупает свои недостатки, освещает темный мир мелочности и жадности. И вот, в самом деле, какой-то религиозный трепет лишь от одной мысли о ней. Я не крещеный человек, я не хожу в церковь, я, скорее агностик, и оттого сейчас мне не хватает слов описать ту христианскую одухотворенность, что окружала главную героиню рассказа. Рассказ Солженицына почти молитва, почти библейская притча.

Есть такие книги, которые меняют что-то в нашем представлении о жизни, а есть такие, которые закладывают фундамент для нашего мировоззрения. «Матренин двор», на мой взгляд, из их числа. Этот рассказ дает нам основу, почву под ногами, разрушает ложные ценности, разоблачает ложные ориентиры. Наверное, по-настоящему ни один писатель не сможет раскрыть нам глаза на самих себя, но у кого-то истина оказывается так близко, что невольно останавливаешься, вглядываешься и задумываешься.

Книга, которую стоит читать.

это рецензия из моего жж.