Больше рецензий

Kassia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 сентября 2015 г. 11:11

483

4.5

Все-таки жаль, что все эти западные историки религий слишком мало место уделяют православию (да и знают его плохо, по большей части). Правда, в такого объема обзоре охватить все затруднительно, но все равно складывается ощущение неполноты и верхоглядства в этом плане. А почему трактат Ареопагита "О божественных именах" превратился в "Божественные числа", я вообще не поняла - или это переводчик оплошал? Интереснее всего в этом томе, пожалуй, разделы про ислам (его история и мистика, суфии и пр.) и про иудейскую мистику. И, конечно, параллели между разными религиями. В самом конце очень интересно про ламаизм, "Книгу мертвых" и опыт видения света после смерти. Есть над чем подумать (а нейропсихологи тут что-нибудь свое сказали бы). Ну, и еще замечание:

Триумф исихазма и паламитской теологии возвратил верующим уважение к религиозным обрядам ... Исихазм стремительно распространился по Восточной Европе...и проник в Россию вплоть до Новгорода, послужив препятствием "возрождению" эллинизма, связанному с увлечением философией Платона. Таким образом, гуманизм обошел Византию и другие православные страны. Некоторые авторы полагают, что благодаря двойной победе Паламы - над оккамизмом Варлаама и над греческой философией, - православие избежало процесса, подобного Реформации.

Вообще-то это сильное упрощение византийской истории, т.к. до Паламы там вполне себе развивался гуманизм (Феодор Метохит и др.), научные занятия стали считаться "созерцательной жизнью", альтернативной молитвенной. Если б эта тенденция продолжалась, все могло бы быть иначе, но тут этот триумф паламитского обскурантизма грянул. Правда, менее чем через 100 лет ответом ему стала философия Плифона (о котором Элиаде, похоже, знать не знает), так что если б Византия не пала, а плифоновские идеи получили развитие, все опять же могло бы быть иначе. Ну, а так, конечно, Палама стал для православных "последним словом" христианской Империи, так с тех пор и идет.

Комментарии


Элиаде конечно знал Плифона, но скорее как предшественника Фичино и итальянского возрождения. Элиаде вел семинар "алхимия ренессанса", кажется об этом он рассказывал в огромном интервью здесь: http://magazines.russ.ru/inostran/1999/4/labir.html