Больше рецензий

blackeyed

Эксперт

бесплатная экспертиза без регистрации и смс

14 сентября 2015 г. 17:33

619

4.5

Обжогшись на молоке, я стал дуть на воду и побоялся, что ФМ просто не умеет писать малую прозу. Не тут то было! "Слабое сердце" вернуло мне того Достоевского, которого я знал по романам, и даже не нужно говорить какого - тот, кто прочёл хотя бы пару его крупных произведений, понимает о чём речь.

Только у Достоевского любят так, что целуют продавщиц, покупают чепчики втридорога и "забивают" на работу - пропади оно всё пропадом, когда тебя в ответ любит такая милая девушка! Но только у Достоевского будут любить всей душой, с непередаваемой нежностью, и одновременно до боли грызть-кусать себя за то, что, дескать, "Я, такой-сякой подлец, не заслуживаю, чтобы меня любили, равно как я недостоин благоприятного отношения начальства!". И только у Достоевского после этих переживаний возьмут да и сойдут с ума - в полном смысле выражения, со сдвигом по фазе! Повесть истинно авторская. Тут и слёзы, и объятья, и любовь, и страсть, и дружба, и отчаяние, и вообще полный спектр эмоций по шкале Достоевского!

"Бедные люди", "Униженные и оскорблённые", "Двойник", "Слабое сердце" - все эти произведения ФМ объединяет тема "маленького человека", или тема "забитых людей", как их назвал Добролюбов (1861). Разница главного героя этой повести (Вася Шумков) по сравнению с остальными аналогами в том, что он сам доводит себя до упадка, до душевных терзаний, а затем и к сумасшествию. В нём укоренены мнительность и страх перед начальством, которые губят его, хотя, как выяснилось, проблемы, с которыми сталкивается Шумков (важнейшая из которых - боязнь потерять расположение начальника из-за ненаписанных в срок бумаг), незначительны и преодолеваемы при должных, надо сказать, не самых больших усилиях. То, как от страницы к странице растёт плохое предчувствие Шумкова - сначала в виде обеспокоенности, потом как демонический страх, наконец как помешательство - передаётся и читателю. Мне самому становилось всё более боязно, как будто сразу вслед за ненаписанной тетрадкой развергнется гиенна огненная и поглотит героя; а Юлиана Мастаковича (начальника) представляешь себе не иначе как дьяволом, который заколет вилами, если ему не угодишь (при том, что на протяжении всего текста он упоминается лишь в разговорах, и на деле является добрым снисходительным человеком). А момент, когда Вася открывает шкаф, и выясняется, что нужно успеть исписать ещё 6(!) таких же тетрадей, поверг меня прямо таки в исступление. При этом, что это за бумаги и какую важность они несут, не говорится ни слова, но ощущение такое, что от усердия Шумкова зависит чуть ли не судьба всей империи. Или другой эпизод, не менее пугающий, когда друг Васи Аркадий, ложась отдохнуть, хочет встать через часок-другой, чтобы проконтролировать, как у товарища идёт работа, и... просыпается лишь утром! Это большое писательское мастерство - волновать читателя тем, напишет ли герой бумагу или нет. Кажется, что на кону свадьба, карьера, репутация - и всё это вот-вот рухнет в бездну; а получается, что треволнения надуманы и пустяшны.
Но рассудок уже безвозвратно потерян, любимая уж давно замужем за другим и с ребёнком, и как бы горько она не плакала втихомолку об утраченном рае, ей не вернуть той волшебной новогодней ночи, когда их сердца были полны любви; сердца, которые были слишком слабыми, чтобы вынести ношу такого тяжёлого груза - заслуженного счастья.