Больше рецензий

Kassia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 августа 2015 г. 23:05

533

4.5

Самое интересное в таких книгах это, конечно, сравнение разных религий. В азиатском котле кипела такая смесь идей, которая отразилась на всех религиях, мифы и легенды, понятия и ритуалы кочевали из одной культуры в другую, трансформировались, дополнялись и пр. Говорить о какой-то независимости религий или об исключительности одной из них не приходится. Хотя Элиаде считает Христа наиболее совершенной иерофанией, и тут с ним можно согласиться... если бы только потом христианство Христа не превратили в очередную религию фарисеев и запретов ((

Очень интересны разделы про индуизм и буддизм, но в целом должна сказать, что ни одна из религий как целое привлекательной мне не кажется. Где одно хорошо, где другое, но так чтобы все или почти все было хорошо, этого нет. Вообще, это отрицание мира, тела и земной жизни, которое развилось во всех крупных религиях, в наше время как-то все больше напрягает )( Успехи йогов, конечно, впечатляют, но и пугают как-то. В любом случае понятно, что это очень на любителя.

Вообще эта установка восточных религий, что "все есть страдание" мне как-то непонятна и неприятна. А вот идея, что "человек рождается в мир, созданный им самим", - есть в этом что-то... Вообще в идее кармы и в том, что человек сам "выбирает" свою очередную жизнь. По кр. мере, это бы многое объясняло.

А еще, похоже, йоги преуспели в аскетизме и исходящих от него сиддхах больше большинства христианских святых. Но при этом такие силы считаются мешающими достигнуть окончательного освобождения, поэтому "Учитель строго запрещал ученикам показывать мирянам чудеса". Интересно еще искушение йога разными видами рая - типа, останься, тут так хорошо! - отвлечение от конечной нирваны. Описания раев оных похожи на иные христианские байки из житий всяких )) Условно говоря, сады с яблочками и ангелами.

Параллели христианства с орфизмом и митраизмом. Один исследователь даже сказал, что если б христианство не победило, победил бы культ Митры - очень был распространен тоже на рубеже эр. И даже похожие мистерии - обряд хлеба и вина, к примеру.

У индуистов, конечно, много дельных мыслей. Например:

...должно подражать поведению Кришны, т.е. прежде всего продолжать действовать, дабы своей пассивностью не способствовать "мировой смуте". Но для того, чтобы действовать "подобно Кришне", нужно понять сущность Божества и образы, в которых он является миру. Поэтому Кришна и являет себя: познавая бога, человек познает и пример для подражания. Кришна... с помощью пракрити все время занят творением мира, но это непрерывное действие не сковывает его: он - лишь наблюдатель своего собственного творения. Обреченный на деяние, поскольку "действие выше бездействия", человек должен исполнить предначертанные ему действия, или "обязанности", которые выпадают на его долю в жизни. "Свой закон, даже несовершенный, лучше, чем чужой закон, даже совершенный". ...действуя "по ситуации", человек должен отказаться от оценки своих деяний и придать абсолютную ценность своей собственной судьбе.
В этом смысле можно сказать, что "Бхавад-гита" пытается "спасти" все человеческие поступки и "оправдать" любое мирское действие: ибо, когда человек больше не получает удовольствия от "плодов" своих деяний, он тем самым превращает их в жертвоприношение, т.е. во внеличностынй динамизм, который способствует поддержанию космического порядка".


Интересно замечание о смысле апокалипсисов: "нагнетение страха предвещало неизбежность спасения". Ну да, ну да ))
И об эзотерическом христианстве:

Отцы Церкви, а вслед за ними большинство современных и древних историков, отрицали существование эзотерического учения, которое якобы проповедовал Иисус Христос и продолжали его ученики. Но это мнение вступает в противоречие с фактами. Эзотерика, или, другими словами, инициатическая передача учений и практик, предназначенных ограниченному числу адептов, от-мечена во всех великих религиях эллинистической эпохи и рубежа новой эры. Инициатический сценарий в той или иной форме (тайное обучение и ритуалы, отбор «верных», клятва молчания и т.д.) встречается в ортодоксальном иудаизме и в иудейских сектах, у ессеев (например, Устав IX, 16 и сл.; VI, 13-23), у самаритян и фарисеев.
О практике эзотерического обучения упоминает также Евангелие от Марка (ср.: 4:10 и сл.; 7:17 и сл.; 10:10 и сл.). С самого начала возникновения Церкви внутри общины различаются три степени инициатического обучения: «новоначальные», «совершенствующиеся» и «совершенные». По Оригену, «евангелисты хранили в тайне (aprókryphan) толкование, которое сам Иисус дал большинству притч» (Com. Mth. XIV, 2). Еще более откровенен Климент Александрийский. Он вспоминает своих учителей, которые сохранили «подлинную традицию "блаженного обучения", изошедшего прямо от святых апостолов Петра, Иакова, Иоанна и Павла, традицию, передаваемую от отца к сыну и дошедшую до нас по Божией милости» (Stromates, I, 1,11.3). Речь идет об учениях, предназначаемых некоторым «верным» (13,2) — они, переда-ваемые изустно, должны сохраняться в тайне; эти учения и составляют гностическую традицию (15, 2). В другом труде Климент уточняет: «Иакову Праведнику, Иоанну и Петру Господь после своего воскресения дал знание (гнозис); они же передали его другим апостолам; другие апостолы передали его семидесяти, одним из коих был Варнава».

Я, конечно, задумалась о том, что же это было за эзотерическое знание, но... вряд ли нам это суждено узнать теперь. В Евангелиях дошли лишь немногие из пояснений к притчам, раз-два и обчелся, у Марка вообще все Евангелие практически из чудес состоит да из поношений фарисеев, собственно учения там почти нет. Если даже принять теорию, что ближайших учеников было больше 12 и одним из них был евангелист Иоанн-старец, то тогда следует признать, что оное эзотереческое знание если и дошло до нас, то только в 4-м Евангелии. Т.к. послания апостолов со всякими толкованиями написаны уже теми, кто не был ближайшим учеником Христа да и вовсе Его не видал никогда (за исключением опять же Иоанна). Папий Иерапольский пропал. Что правда, а что нет в апокрифических евангелиях, неясно. Впору свой гнозис изобретать, по завету Кришны ))

А еще мне очень понравилась в самом конце история про явление Деметры в Греции у Элевсина в 1940 г.! Прямо как у нас с соавтором в романе "Траектория полета совы", только у нас Афина является в Афинах )) В общем, мы идем правильной творческой дорогой!