Больше рецензий

Milkind

Эксперт

Постигая искусство чтения.

26 июля 2015 г. 15:34

701

3

Пока читала, вспомнила, почему же я когда-то давно так и не осилила другую очень известную книгу Дейла Карнеги - мне до сих пор адски сложно читать нагромождение имен, названий каких-то фирм и предприятий. Да, по всем канонам читать подобные истории о других людях должно быть вдохновляюще и вообще полезно, но не в моем случае: не знаю уж, в чем тут дело, только про незнакомых мне людей читать было очень скучно. Выдранные факты чьих-то биографий, голые рассказы в духе "у него было все плохо, а потом он смог сделать вот это, и с тех пор жил долго и счастливо" меня никак не трогают.

И еще была одна глава, которая привела меня в замешательство... Быть может, я чего-то недопоняла из слов автора, но полностью согласиться и принять написанное я не смогла (несмотря на то, что все прочее в книге вызывало во мне одобрительный отклик).
А конкретно, вот пара цитат:

Прежде всего улыбайтесь широко, весело и от всей души, расправьте плечи, дышите глубже и попробуйте спеть куплет из какой-нибудь веселой песенки. Если вы не умеете петь — свистите. Если вы не можете свистеть — мурлычьте себе под нос. Вы сразу же поймете, что имел в виду Уильям Джеймс. Ведь физически невозможно оставаться унылым или подавленным, если вы надели на себя маску счастливого человека!

Если веселый, довольный вид и положительный, оздоровляющий образ мыслей смогли спасти жизнь этого человека, то почему вы и я позволяем себе хотя бы одну минуту быть грустными и подавленными? Для чего мы делаем несчастными и подавленными себя и окружающих, когда у нас есть возможность постепенно стать счастливыми, стоит нам только начать играть роль довольных и веселых людей?

Мне в самом деле очень и очень не близка теория о том, что когда тебе плохо - просто надевай маску счастья, играй роль всем довольного человека, и однажды ты сам в это поверишь. Нет, в каких-то менее глобальных вопросах и менее удручающих проблемах это может сработать, но когда происходит что-то действительно серьезное, подобная тактика лишь ввергает меня в депрессию, внутри все копится и маска лишь загоняет проблему глубже.
Может быть, автор имел ввиду что-то другое или не очень доступно пояснил свою мысль, что я так и не сумела как-то это обдумать и вряд ли смогу переложить на жизнь.

В остальном книга мне понравилась. К сожалению, у меня порой всплывает эта вот проблема беспокойства о будущем, не дающего спокойно жить в настоящем, но Карнеги, увы, оказался мало полезен: все написанное уже давно лежит фактами в моей голове, но все равно в особо серьезных случаях эмоции и беспокойство перекрывают здравый смысл - короче, более глубокого осознания для корректировки самого образа мыслей так и не случилось.
Но в любом случае было полезно почитать, в голове все стало чуточку упорядоченней и яснее, люблю это чувство.

Комментарии


Ведь физически невозможно оставаться унылым или подавленным, если вы надели на себя маску счастливого человека!

Это совершенно верно. Когда вам очень хорошо на душе, вы невольно улыбаетесь (причем даже не отдаете себе в этом отчета). Но верно и обратное: если вы нацепите на себя улыбку (не только когда вы на людях, а вообще), то настроение обязательно улучшится, а улыбка превратится из искусственной в естественную, хотя этот обратный процесс идет, конечно, заметно медленнее. Но он точно происходит, это вроде бы даже имеет какое-то физиологическое обоснование.
Книгу я читала очень давно. Но, насколько я помню, Карнеги, советуя надевать счастливую маску, имел в виду нашу повседневную жизнь, в которой масса текущих мелких проблем. Эта маска помогает вернуть себе хорошее настоение, бодрость, получить расположение окружающих и, как следствие, помогает справиться с этими проблемами. И Карнеги не имел в виду серьезные беды (тяжелая болезнь или смерть близких, развод и т.п.), которые надо прожить, может, даже выплакать. Но даже в этих ситуациях жизнь продолжается, и через какое-то время одним из способов возврата в нормальное русло жизни вполне может оказаться маска счастья.
И просто к слову. Я никогда не была в Америке, но один мой вузовский преподаватель уже в годах уехал туда на ПМЖ. Как-то, приехав ненадолго в Россию, он сказал, что в Америке все улыбаются, даже когда просто идут по улице, а не только когда клиентов обслуживают. Это заражает. Он тоже теперь часто улыбается. А в России все ходят "мордой кирпичом" (его слова). Разница настолько разительная, что в России его даже для проверки документов начали часто останавливать на улице, чего раньше никогда не бывало. Задумавшись, с чего бы это, он стал в России ходить специально "мордой кирпичом", и кепку пониже на глаза натягивать, - останавливать перестали:)


Да, про улыбчивость и неулыбчивость знаю, но кроме того, что улыбки заражают, верно и то, что это может очень напрягать. Не раз слышала мнение о том, что лучше искренняя морда кирпичом, чем неискренняя улыбка всех подряд. Тут кому что %)

И про Карнеги и этот смысл подобных его цитат я тоже думала, но все же либо стоило это пояснить (читаю я внимательно) и четче обосновать, а не бросаться такими фразами и снова окунаться в истории разных неизвестных мне людей, либо как-то иначе выражать эту мысль, чтобы не возникало таких вот разночтений. Тоже закралась мысль, какую вы пояснили - что разговор шел о мелких бытовых проблемах, но в контексте всей прочей книги, где как раз все примеры о довольно тяжелых эпизодах жизни людей, это выглядит несколько... странно.
Возможно, это только я одна не поняла, но все-таки даже после обдумываний цитаты выглядят такими, которые вызывают скорее вопросы, нежели согласный кивок "ага, понятно".


Вы меня зацепили. Я даже скачала себе эту книгу и нашла это место:) На мой взгляд, там вполне подходящие примеры (их всего два).
Честно говоря, из всей этой книги, которую я читала в старших классах школы, я помню дословно только один совет: если у тебя есть лимон, сделай из него лимонад. Вот он как-то прижился в моей жизни, обычно удается применить это на практике.
Про улыбку, которую надо на себя нацепить, тоже использую, и со мной это работает, но этот прием у Карнеги я тогда упустила, пользоваться им стала намного-намного позже, наверно благодаря песне из к/ф "Джентльмены удачи" - "Проснись и пой". Улыбаться надо не для других, не для того, чтобы никто не догадался, что Вам грустно, тяжело, неприятно и т.д. (вот такое загоняет проблему внутрь и отравляет вашу жизнь еще больше, а другие могут заметить вашу неискренность, и это им вряд ли будет приятно). Улыбаться нужно только для себя, особенно когда Вы наедине с собой, чтобы вернуть себе радость жизни в трудной ситуации. Конечно, если человеку сообщили, что он, например, серьезно болен, в этот момент ему не до улыбок, но через какое-то время человек свыкается с этой неприятной ситуацией, и вот тут его улыбка очень даже ему поможет легче эту болезнь перенести, или быстрее выздороветь, или дольше прожить, если болезнь неизлечима.
Мне показалось, что книга Вас раздражала примерами из жизни неизвестных Вам людей. Вполне понимаю, подобные примеры ведь можно просто выдумать для якобы подтверждения своих советов. Но этим грешат по сути все популярные книги по психологии типа "Как изменить свою жизнь к лучшему". Да и вообще подобные книги, и данная не исключение, дают советы, которые обычно являются прописными истинами в новой формулировке, но совсем не могут научить, как этими советами эффективно пользоваться.


Про лимон и лимонад действительно совет действенный и в очень доступной формулировке))
Про улыбку же... не знаю, вероятно, это на мне просто не работает - я не первый раз такие советы слышу, но даже для себя улыбаться не получается. Мне надо выплакать, пережить, поговорить с близкими, что угодно! - и после этого я смогу жить дальше, и улыбка снова становится обыкновенной частью жизни, вполне искренней, и мне не требуется никаких усилий, чтобы ее "надевать". В остальных случаях, когда ситуация еще не разрешена у меня внутри, я все усилия направляю на то, чтобы с ней справиться, а справляюсь я, видимо, иначе.)

Не скажу, что меня книга раздражала)) Я читала и другие книги по психологии, и там тоже были подобные истории, но у Карнеги они в какой-то иной форме, которую мне сложно воспринимать. То ли потому что их так много и он ими поясняет чрезмерно подробно итак понятные советы вроде лимона и лимонада, то ли потому, что долго "въезжаем" в того, о ком речь - непременно как зовут, в какой фирме работал, откуда его знает сам Карнеги... спустя историй десять это хотелось промотать и читать уже суть))
Именно поэтому мне, кстати, очень нравится, как Карнеги в конце главы подводил кратенькие итоги, раскладывал все по полочкам и подытоживал)