Больше рецензий

olastr

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 июля 2015 г. 11:12

3K

5

Нейроны — очень общительные клетки, они любят болтать. В каком-то смысле они похожи на озорных школьников, которые постоянно шепчутся и передают друг другу записки, с той лишь разницей, что тайные разговоры между нейронами касаются главным образом ощущений, движений, решения проблем, формирования памяти и порождения мыслей и эмоций.

Да, нейроны, конечно, не корень зла, но большой источник проблем наряду с приносимой ими пользой. Они заставляют нас бегать по замкнутому кругу, просто потому что им нравится работать. Они очень любят повторять то, что выучили, и могут делать это до опупения. Нашего с вами опупения, им-то совершенно все равно, хорошо мы себя чувствуем или не очень в связи с создаваемыми навязчивыми состояниями. Главное – все время возбуждаться.

А буддийские монахи (и не только монахи, но йоги-миряне) вот уже третье тысячелетие занимаются дрессировкой нейронов и настройкой процессов, происходящих в наших умах. Раньше они, правда, не рассуждали в терминах «нейроны», «нервная система», но с сутью вопроса знакомы очень даже хорошо. И вот, наконец, на заре 21 века, буддизм и наука сошлись и начали сотрудничать. Автор этой книги Мингьюр Ринпоче с благословения Его Святейшества Далай-ламы стал подопытным кроликом в лабораториях Института ума и жизни, позволив сканировать свой мозг во время медитации. Но так как кролик был говорящий и любознательный, то он, в свою очередь, захотел вникнуть в позиции современной науки по поводу того, что происходит у нас в мозгу, да и, в целом, во вселенной.

Оказалось, что у буддизма и науки много точек соприкосновения. Буддистам совершенно не нужно отказываться от своих древних воззрений по причине их неактуальности. Буддийская космология вполне согласовывается с современной квантовой физикой, шуньяту (пустоту) можно назвать квантовым вакуумом, причинная обусловленность ментальных процессов – одно из ключевых понятий буддийского учения – тоже соответствует данным современной нейропсихологии о формировании наших ощущений и образов. При этом не понадобилось ни микроскопов, ни высшей математики, ни сложной аппаратуры, ни тысяч зарезанных скальпелем зверушек, чтобы постичь все это. Тело и ум – вот единственное оборудование, необходимое для постижения мироздания.

Но буддизм – гуманистическое учение, оно не имеет своей целью постижение абстрактных истин, главная цель буддизма – дать человеку счастье здесь и сейчас. Поэтому все буддийские техники заточены именно на это – освободиться от диктата ментальных схем и стать свободным. И книга Мингьюра Ринпоче тоже не забывает об этой цели. Она написана не для того, чтобы провести теоретические параллели между буддизмом и наукой и сказать, какой же Будда молодец, ее главная цель – рассказать о простых методах людям, готовым пойти по пути обретения счастья. Не каким-то продвинутым практикующим, которые десятый год сидят в горах и постигают четвертый уровень тантры, а простым смертным, отягощенным проблемами, заботами, привычками.

Ринпоче рассказывает, как начинать практику, как приучать свой ум к осознанности вместо механического выполнения программ, как видеть и слышать, ощущать каждой клеткой тела. Тибетский буддизм использует все, вплоть до привязанностей, страстей и дурных привычек. Тем, кто любит коров, предписывается «коровья» медитация (только могут вырасти рога), кто играет на музыкальных инструментах – медитация на звуке. Можно медитировать на боли, на гневе, на собственном разбитом сердце и навязчивых мыслях. А когда все это отпустит, можно увидеть свет ничем не замутненного ума. Это и есть счастье.

Рекомендую всем: буддистам, не буддистам, практикующим, присматривающимся, сочувствующим, а также скептикам, циникам и тем, кто мимо проходил. Каждый найдет что-нибудь для себя и своих нейронов.

Рецензия написана в рамках флешмоба ''Нон-фикшн''. Июнь - Июль. Тур 21.

Рецензия на книгу Йонге Мингьюра Ринпоче "Будда, мозг и нейрофизиология счастья" - www.ostrel.ru

Комментарии


Подглядела у вас эту книгу на стадии добавления цитат :) Буду читать.


Здорово. Она хорошая, из разряда простых, но не примитивных.


Звучит хорошо.
Нейроны впрямь любят возбуждение. Раньше я его считала удовольствием, но в последнее время скорее dukkha.)
Нам в "Тушите" тоже всё параллели с квантовой физикой проводили и современной наукой. Да и Гоенка этим отличался.


А в Копане никаких паралелей не было) Наверное, это от лектора зависит.


Ага. Нам даже цитаты из научных книжек зачитывали. Наш лектор - бывший айтишник, насколько помню. Невероятно логичен и суперкрут :)


У него еще есть отличная книжка "Радостная мудрость". И вообще этот Йонге Мингьюр - классный дядька, очень нравится его улыбка на фотографиях))


Да, я поняла, что он классный дядька и уже написала историю о том, как я захотела быть его ученицей, но оказалось, что "абонент недоступен". )))


Добрый день!
Поскольку вот это все

присматривающимся, сочувствующим, а также скептикам, циникам и тем, кто мимо проходил.

про меня, решил прочесть непременно. :)
Спасибо за рецензию!


Да, не за что. )))


Почему проще поверить человеку без образования, какому-то йогу-монаху-и т.д., чем учёному с образованием, опытом, человеку, создающему эту самую науку, добывающему знания, которые потом такие, как господин Ринпоче красиво вплетают в свою религию, так усердно подгоняют под себя и свои верования?
Почему проще прочитать религиозную книгу, чем книгу по нейрофизиологии из какой-нибудь научно-популярной серии?
Науку делает ведь не религия, её создают учёные. Почему так?

Это риторический вопрос и мне ваш ответ не нужен. Сами себе ответьте.


А я все-таки отвечу Вам. Можно? Вопросом на вопрос.
Почему вы решили, что я призываю верить "какому-то йогу-монаху" и не верить ученому? По-моему, из моей рецензии это никак не следует.
И почему Вы так агрессивны? Неужели потому что в моей рецензии Вы увидели пропаганду чего-то чуждого?
Вам тоже необязательно отвечать на эти вопросы, но можете и ответить, если хотите.


Я просто спрашиваю, потому что не могу понять этого странного выбора, а вы воспринимаете меня как агрессора...

Я тут перечитываю "Понедельник начинается в субботу" братьев Стругацких. В книге есть персонаж такой - Мерлин из Отдела Предсказаний и Пророчеств. Занимается предсказаниями погоды всякими странными способами: на основе поведения тарантулов, усиления ревматических болей, стремления соловецких свиней залечь в грязь или выйти из оной. В итоге Мерлин просто включает радио и слушает прогноз погоды, выдаёт результат как свой собственный. Когда его подкалывают на эту тему, то Мерлин выдает речь в духе: "– О, вы, пропитанные духом западного материализма, низкого меркантилизма и утилитаризма, чьё спиритуальное убожество не способно подняться над мраком и хаосом мелких угрюмых забот…"
Ваш Ринпоче - это Мерлин. Учёные здесь в роли радио.

Почему вы сделали такой странный выбор? Почему не Крис Фрит - Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир или не Вилейанур Субраманиан Рамачандран - Мозг рассказывает и т.п.? Ведь их авторы творцы нейрофизиологии, почему вы в вопросе собственного интеллектуального развития отдали предпочтение человеку без образования, опыта, вообще не имеющего отношения к науке? Почему такой выбор?
Это не агрессия. Просто хочу понять.

Если я вам излишне надоедаю, могу отстать. Только скажите.


Я Криса Фрита уже читала, и он мне очень понравился, а также читала других нейрофизилогов , например, Карл Прибрам "Языки мозга" , а также С.В.Савельев "Происхождение мозга" , и даже учебник по нейрофизиологии А.Бизюк "Основы нейропсихологии" .
А конкретно эта книга мне понадобилась, потому что я занимаюсь медитацией и меня интересовала именно связь нейрофизиологии с буддийской практикой. Ученые об этом не пишут, а Ринпоче пишет. Умный человек, разносторонне развитый, не нужно к нему относиться предвзято только потому, что у него нет классического западного образования. Есть разные пути к пониманию одних и тех же вещей. А о том, что такое трационная наука и как она соотносится с истиной, очень хорошо рассказал Томас Кун в своей работе Структура научных революций .
И вы мне совсем не надоели. )