Больше рецензий

Rosio

Эксперт

по анти фэн-шую

6 июля 2015 г. 14:59

123

4

Если кто-то звал кого-то
Сквозь густую рожь,
И кого-то обнял кто-то,
Что с него возьмешь?

И какая нам забота,
Если у межи
Целовался с кем-то кто-то
Вечером во ржи!
(Р. Бернс из "Comin' through the Rye", перевод С. Маршака)

Как здорово, что Холден всё это записал. А когда придёт зрелость, ему бы перечитать и с грустью посмеяться над своей категоричностью и наивностью, на которую он пытается надеть облачение цинизма. Не получается. Он слишком искренний. Искренний даже в те моменты, когда врёт.

Каждый подросток проходит сложный этап адаптации ко взрослой жизни. Подростковый возраст - это личный для каждого мостик из детства во взрослость. Мостики разные бывают. Для кого-то это освещенная ровная трасса, по которой легко промчатся на автомобиле, т.к. ты уже видишь свою цель и стремишься туда быстрее, а, следовательно, быстрее взрослеешь. А бывают мостики подвесные, из досточек и веревок, неустойчивые, раскачивающиеся под ветрами сомнений и неуверенности, с такого и упасть легко прямо в пропасть. Мне кажется, что у Холдена был второй вариант. Запутавшийся в себе и своем отношении к миру подросток, отдавший предпочтение принципу отрицания. Он во всём видит "липу" и мечтает о местечке, где её не будет, создавая в воображении своё будущее в маленькой хижине подальше от людей. Он обличает маски и лицемерие ломак, но не замечает, как сам надел такую же маску, пусть и иного вида. Он как будто надел маску "Доктора Чумы", чтобы не заразиться вдруг, контактируя с больными. Однако, это не мешает ему постоянно искать общества, причем любого, т.к. одиночество его тяготит. Этим он противоречит своим "убеждениям", впрочем, как и во многом другом. Да, он противоречив и непостоянен, он не видит пока своего пути. Он не знает, чего он хочет, зато четко знает, чего он не хочет. "Липой" быть не хочет.

Да, увлекательным это чтение нельзя назвать. Но, если в начале было сложно, погружение в книгу было медленным, то зачем дело пошло быстрее. Сэлинджер - большой молодец. У него получилось написать от имени подростка так, как это писал бы реальный подросток. Вообще, читая этот роман, постоянно вспоминалось что-то из своего подросткового периода. Те же проблемы, та же ложь вокруг, такие же соблазны и желание их познать. Одного только нет - желания познать себя, посему вокруг виноваты все, кроме тебя. И мир лжив и жесток, и люди эгоистичны и не хотят понять другого, и преподаватели лишь о показателях заботятся. Ну вот всё неправильно, кроме тебя. Нет, конечно, ты признаёшь, что бываешь тупицей и идиотом, но ты же "ненормальный". Забавно. Как вот тут (немного из личного): "Также посетили концерт "Черного кофе", "Легиона" и "Мастера". Весь концерт стояла и думала, когда же это кончится. Пить пиво у метро было потом куда интереснее", "Три дня запоя - это слишком. И кругом грязь. Грязные мысли, грязные отношения и, наконец, грязный пол". В общем, "все вокруг п...расы, один я - Д'Артаньян". Спасибо, Джером! Очень "верибельно" получилось. Погружение в мир подростка было полным. Как во внешний, так и во внутренний мир.

Мне кажется, что этот роман можно читать в любом возрасте. Умы юные могут найти здесь для себя нечто близкое или же, наоборот, чуждое, в зависимости от того, какой мостик выбран. Молодежи предоставится повод сравнить свои недавние думы с тем, что же происходит в голове сейчас, задаться вопросом - куда же я двигаюсь. Если изменений мало, то это должно стать стимулом призадуматься. Ну а взрослым... А им полезно вспомнить себя и посмотреть вокруг. А также по-другому взглянуть на своих детей и попытаться их понять. Не с подростками трудно. Прежде всего трудно им самим. Поиск никогда не был прост. Тем более поиск себя и своего места в обществе.

Прочитано в рамках "Игры в классики", тур третий.

Комментарии


Если что, стихотворение в вашем эпиграфе написал Робер Бёрнс.


Ой, не увидела, что опечаталась. Спасибо. Сейчас поправлю.