Больше рецензий

takatalvi

Эксперт

по ацтекскому коневодству

27 июня 2015 г. 23:49

175

4

Книга заинтриговала аннотацией, как это ни странно, а когда я воочию узрела оформление, без восхищенного «у-ух!» не обошлось, потому что над изданием действительно постарались на славу. Необычно большие поля, на каждой странице нотные строки, оригинально оформленные предисловия и разделы – «Акты». Красота, хотя я и могу поворчать на шрифт сносок и переборы с музыкой, которых и в тексте хватает. Ну да ладно.

Роман неизбежно напоминает «Парфюмера» Зюскинда и «Последний пир» Гримвуда. Он, конечно, не столь жесток, даже, можно сказать, не жесток вовсе, зато главный герой «Колоколов» точно так же одержим, как Гренуй – запахами, а Жан-Мари – вкусами. Мания Мозеса – звуки, и во всем, что их касается, он – гений…

Но обо всем по порядку и со спойлерами. Мозес родился под звуки колоколов, которые заставляли глохнуть каждого в радиусе пятидесяти шагов. Сам Мозес в виду того, что его глухая мать дневала и ночевала под колоколами, насквозь пропитался звоном и был одарен абсолютным слухом. Под стать идеальному слуху пришелся ангельский голосок, когда после нескольких сюжетных поворотов два монаха – Николай и Ремус – нарекли вытащенного из реки мальчика Мозесом (Моисеем, то есть) и привели в аббатство Святого Галла. Там волею собственного кретинизма мальчик попал в загребущие лапы хормейстера Ульриха, молившегося на его голос, и познакомился с проживающей неподалеку красавицей Амалией. Все бы хорошо, но Ульрих, одержимый желанием законсервировать голос Мозеса, устроил ему принудительную кастрацию. Так что любви с Амалией не получилось, Николай и Ремус (как выяснилось, старые, гхм, греховодники) были изгнаны из аббатства после того, как Николай набил Ульриху морду за то, что тот испортил мальчика, и пришлось Мозесу страдать в одиночестве. Но вскоре он приходит к мысли, а чем он, собственно, не Орфей, и отправляется в Вену спасать свою уже замужнюю Эвридику-Амалию. Попутно ему предстоит пройти краткий курс становления певцом-кастратом и узнать, что возможно в жизни счастье, были бы силы не сдаваться, уши, чтобы слышать и друзья рядом.

Я честно скажу – книга увлекательна весьма, но в ней есть несколько минусов, в число которых входит немалое количество откровенных бестолковстей. Одна из самых вопиющих – что мальчик, которому несколько лет жизни не было с кем словом перемолвиться, когда понадобилось, вдруг взял и заговорил складными предложениями. Объясняется это тем, что он прислушивался и вот так познал хитрую науку говорения. Здрасьте, приехали. Мать Мозеса, способная выбить из колоколов все возможные звуки, не может справиться с хилым священником. Тот же священник умудряется пальчиками залезть в детские ушки Мозеса (друже, как ты это сделал?). И так далее, и так далее.

Еще один сильный минус – изложение событий. Начинается оно каким-то кривоватым языком, на манер сказаний, что ли, а потом постепенно перетекает в нормальный современный стиль, причем не специально, но, как кажется, из чистой необходимости, ибо сложно выдерживать подобный сказательный выговор, когда мир расширяется, места и события требуют детальных описаний, появляется много прямой речи.

Ну и по сюжету. В общем, понятно, что это история Мозеса, но получилась она какой-то прыгающей. То чуть ли не мистический сказ о силе колоколов, то углубление в науку звука и его прекрасность, то философствования о кастратах, то вдруг любовная драма и приключенческие побеги, достойные диснеевского мультфильма. Кроме того, у автора, похоже, органическая потребность пропитывать все происходящее каким-нибудь одним мотивом, но он хватается то за одно, то за другое и в результате делает читателю винегрет. Колокола – Орфей и Эвридика – страдания кастратов – колокола! И вообще все это записки самого Мозеса, которые еще в самом начале нашел его приемный сын. (Доколе сей банальный ход будет терзать литературу?)

Итого – интересно и легкочитаемо, порой даже трогательно, но как-то не дотягивает до действительно крепкой четверки. Все же поставила эту оценку, ибо, чего уж тут, читать было увлекательно, пусть и цепляясь за разнообразные огрехи.