Больше рецензий

Kassia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 июня 2015 г. 12:57

974

4

Очень интересно было при чтении сравнивать идеи разных религий с иудаизмом и христианством. Автор и сам сравнивает их, но можно заметить и другие параллели. Например:

В одном тексте из "Шатапатха-брахманы" говорится о "золотом Пуруше", который находится в сердце человека и подобен зернышку риса или проса - и в то же время он больше, чем небо, больше, чем эфир, земля и все прочие вещи: "этот сам Духа - это мой сам; после смерти я достигну этого самого".

- сразу вспоминается притча Христа о том, что царство небесное подобно зерну и пр. Или мифы, связанные с Дионисом - рождение бога от смертной женщины, чудеса, сопровождавшие его явления:

Из скалы начинает бить ключ, реки наполняются молоком и медом. В Теосе на празднике в честь Диониса вода источника превращается в вино.

Или несокрушение костей умершего - чрезвычайно архаичный обычай, знаменовавший веру в возрождение. Или богословие Логоса в Египте. Но главная "христианская" религия это, безусловно, зороастризм:

Иранцы открыли, либо переосмыслили, либо систематизировали целый ряд религиозных концепций. Упомянем лишь самое важное: разработку нескольких дуалистических систем (космологический, этический, религиозный дуализм); миф о спасителе; оптимистическую эсхатологию, провозглашающую конечную победу Добра и всеобщее спасение; доктрину телесного воскресения; некоторые гностические мифы; наконец, мифологию магов, которую в эпоху Возрождения развивали как итальянские неоплатоники, так и Парацельс.

В общем, понятно. Священная война за добро чтобы уничтожить зло, качества Ахурамазды (добр и свят, "первый и последний", начало и конец, его сопровождает свита из архангелов, он премудр, всемогущ и пр.); Заратустра как "пастырь" ("скот", который он пасет, это люди, исповедующие "Благую Религию"); понятие о Спасителе, введенное им; небесное предсуществование и качества Заратустры (он был зачат земными родителями, но тело его было небесным, он родился "посреди истории", "в центре мироздания", младенец излучал свет; он вышел победителем в четырех испытаниях, сражался с силами зла и победил их итп; "отныне благая религия Мазды разойдется по семи континентам"), "преображение" существования (причем Заратустра, похоже, надеялся на близкое преображение мира, уже в его поколении - "Да будем мы теми, кто обновит это существование!"); обновление мира не цикличное, как было до того в религиях, а единократное раз и навсегда после всеобщего суда и воздаяния, т.е. Заратуста провозгласил религию эсхатона. Он также ратовал за прекращение кровавых жертвоприношений:

Этот культ настолько духовен, что даже термин "жертвоприношение" в гатах по своему смыслу эквивалентен термину "мысль". Когда Ахурамазда обратился к Затарустре как к "Благой Мысли" и спросил: "На кого направишь ты свое поклонение?", тот ответил: "На твой огонь!", добавив: "Принося тебе свое благоговение, я желаю изо всей силы думать о справедливости!" ... Эсхатологический же огонь Заратустра понимал так, что, несмотря на свою карающую силу, он очищает и одухотворяет мир.

Что иранская религия повлияла на иудеев и, в частности, на кумранитов (т.е. предшественников Иоанна Крестителя и Христа), я недавно читала в другом месте выдержку из книги Нормана Кона, которого, я так понимаю, и надо на эту тему читать. Где бы ее достать?..

Вообще же неминуемый вывод из изысканий Элиаде - что в Ветхом Завете нет ничего богодухновенного, за исключением того, что кто-то хочет таковым считать )) Фактически же все это не более богодухновенно, чем любой священный текст любой другой религии. Литература, легенды, мифы, заимствования, переработки, возможно, отдельные (тоже впрочем мифологизированные) видения мистиков. Вопрос о том, кто такой Адам, где он жил и в чем там состояло его грехопадение, в таком разрезе не имеет никакого смысла.