Больше рецензий

karelskyA

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 июня 2015 г. 10:27

501

5

- Вы, наверно, в Замке только и знаете что устройство канцелярий?
- Да. Это ведь самое важное.

Утешение Кафкой; но это только поверхность.

Три типа людей по отношению к реальности, показанной Кафкой.
1. Люди живут в ней, но не осознают ее. Им, скорее, Кафка не нравится или нравится за необычность.
2. Люди живут в ней, осознавая ее. Им, скорее, Кафка нравится.
3. Люди, живущие в двух реальностях - этой, потому что от нее никуда не деться и другой, которая не от мира сего. Им, скорее, Кафка нравится.

Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Кафка не врач, он больной. Но он Художник болезни, помогающий "здоровым" не самообманываться.

Фу, я не один так живу. Но облегчение мнимое, пусть из одиночной перешел в общую камеру, но остаешься там же в тюрьме и одиночестве. Как осуществить побег? Или это невозможно и лучше думать - кто я в ней(в нем): К.?. Фрида? Амалия? житель деревни? житель Замка? Лучше К., чем учитель, лучше Амалия, чем хозяйка гостиницы, хотя это трудно. На что можно опереться? Бежать надо быстро, чтобы не засосало. Немногие научились бежать по зыбучим пескам. И то не долго. Если хилый - сразу как все без шанса. Лучше ходить по воде.

Мне нравится Кафка. Его мир с Замком правдив. Сегодня Кафка в почете, но Замок стал миражом - у каждого свой.. хотя их только два..Черный и Белый..
У Кафки он настоящий и Черный. Разве есть другой и где он? У Кафки ответ апофатический.

Дальше...


Общество разделено на две части - Замок и Деревня, хотя это единое целое.
Все в Деревне поклоняются Замку. Замок окружает полная таинственность - в Деревне никто ничего толком не знает, что там происходит, но всему придается сакральный положительный смысл. Любой контакт с Замком самое желанное и важное. Любое решение, действие из Замка морально и нравственно, потому что оно из Замка. На деле все чиновники из Замка, показанные в тексте, низменные люди. Кламм, Сартини, Сардини. Замок воодушевляет людей, дает им веру, солидарность и смысл жизни. Из персонажей только К. и Амалия не воспринимает это так.

Суд над поступками людей скорый и безапелляционный. Кафка же, на мой взгляд, старается показать насколько опасно ошибиться. События можно истолковать противоположным образом. /"Чем больше ты об этом поступке рассказываешь, тем труднее решить, значителен он или ничтожен, умен или глуп, героичен или труслив.."/ Кафка создал в романе целую феерию противоположных толкований, порой создавая ощущение абсурда.

Фрида - то жертвенная, то обманщица, то любовница Кламма, то нет. К. - то землемер, то самозванец. Амалия - то чудо в этом мерзком мире, то чудовище, которое все осуждают. Варнава то счастливец, имеющий доступ в святая святых, то жалкий неудачник. Мальчик Ханс то добрый самаритянин, то коварный манипулятор и на продолжении превращений роман обрывается.

Показан изгой в обществе - Амалия, чья позиция нравственна, а общество нравственно уродливо. К. - единственный кто дает адекватную оценку, но и его "уносит". /"И это не значит, что ты ко всему привык, нельзя так отупеть, чтобы ко всему привыкнуть."/. Вернее, можно.

Показан чужак в обществе - К. Ты не из Замка, не из Деревни, ты никто!

Итоги Все это можно отнести к обществу, к религии, к человеческой совести, сформированной ими.
Несмотря на "свободу слова", СМИ создают такую гиперреальность, что простому человеку также трудно во всем разобраться как жителю Деревни, получающему информацию из слухов и сплетень. С религией сложнее. Какой Бог? Как определить добро передо мной или зло? Замок Кафки наводит на такие размышления.

Комментарии


Это один и тот же замок. Кто-то видит черным, кто-то белым. А типов людей гораздо больше. Их, как разновидности паранойи. Люди, живущие в реальности и управляющие ею. Люди, считающие, что управляют реальностью. Люди, реально не понимающие реальности, но реально живущие. Ит.д. и т.п.


Просто вспомнилось. Старший сын недавно спросил, что я думаю по поводу Кафки. Оказалось, он не прозу имел в виду, а тот факт, что Кафка завещал уничтожить неопубликованное, а наследник опубликовал. ПО-моему "Замок" как раз из этого наследия.


Прочел, что при жизни Кафки было опубликовано лишь 1/6 всего написанного им, 41 рассказ.
А остальное Кафка просил уничтожить. Здесь тоже смысл, если верим не в случай - значит надо было, чтобы эти романы стали достоянием всех.


Три типа людей по отношению к реальности, показанной Кафкой.
1. (...) Им, скорее, Кафка не нравится или нравится за необычность.
2. (...) Им, скорее, Кафка нравится.
2. (...) Им, скорее, Кафка нравится.

(Две двойки - это "ляп" рецензента, а не мой). А кому же тогда Кафка не нравится?! Это - четвёртый тип?!
Я как-то заполнял содержание некоего трёхтомника Кафки, и ознакомился с началами нескольких из новелл Кафки. Кроме того, у меня дома, среди полученных "в нагрузку" томов {типа, если меня заинтересовали два тома из восемнадцати - я обязан выкупить и остальные шестнадцать, "которые я при этом на момент оформления подписки не желаю читать"}, есть и том Кафки . Так вот, в этом томе я начал читать "Процесс" - бросил и не жалею.
Из-за заполнения содержания трёхтомника я, как уже писал, прочитал начало нескольких новелл, одну из них надеюсь когда-либо дочитать; приобрёл включающий её сборник. А пока что это - тяжёлое для меня произведение. Итак, "Процесс" я дочитывать не желаю, одну определённую новеллу - желаю.


Спасибо, цифру исправил.