Больше рецензий

19 мая 2015 г. 20:04

960

3.5

Не могу назвать эту книгу шедевром, но чтение отзывов к ней в интернете оставило у меня глубокое недоумение: как можно считать произведение плохим потому, что в нем нет того, чего там по определению быть не может, и есть то, что обусловлено временем и местом действия, жанром и, с позволения сказать, философией книги? Особенно если учесть, что аннотация просто вопит о том, что внутри - половой вопрос и физиология под обликом легенды о сотворении если не мира, то общества.
Уважаемые будущие читатели! На всякий случай предупрежу более развернуто. В этой книге вы найдете:
1. Феминистскую концепцию появления человека. Совершенно не новую: в любой мифологии нет-нет да появится идея богини-праматери, так что не думаю, что это может стать таким уж постыдным откровением.
2. Обобщения. История, которую нам рассказывают, построена якобы на устных преданиях, фактически фольклоре. Для лучшего запоминания такого рода сказаний все герои упрощены и безлики, у большинства из них нет имен, нет характеров – только роль в своем племени. Не забываем – история передавалась из уст в уста многие века, где тут упомнить незначительные детали и отличия?
3. Полное отсутствие динамики. Связано с предыдущим пунктом. Это – история. Рассказ об эпохе столь давней, что даже понятия времени ещё не возникло. Мышление людей весьма удачно уподоблено мыслительным процессам морских котиков. А теперь представьте, что вы смотрите передачу об этих славных созданиях сутки напролет. Вы бы ожидали от нее захватывающего сюжета или постоянного напряжения? И от «Расщелины» не ждите.
4. Много секса. Стоп, не так. Много соитий. Настолько невинных и естественных, что впору снова вспомнить программы о животных. Вы же не станете считать непристойным сцену совокупления антилоп на канале «Энимал плэнет»? Мышление людей, их поступки в этой книге ещё недалеко ушли от братьев наших меньших, как и их секс. Я, скажу честно, не слишком люблю эротические сцены, но назвать таковыми то, что происходит на страницах этой книги, у меня язык не поворачивается.
Более того, историк, который и преподносит нам эти летописи, – из Древнего Рима, где понятие сексуальности очень отличалось от современного. Весьма логично, что именно персонаж этой эпохи повествует о столь провокационном сюжете – в его интерпретации он начисто лишается всякой провокации.
Ну и наконец. Как… Просто скажите мне, как могла существовать книга с такой аннотацией без сцен секса? Многочисленных сцен секса? Размышлений на тему половых органов? Если вы этого не выносите, пожалуйста, просто не берите в руки этот роман. Не надо. Сюрпризов не будет – тут вам и расщелины, и трубки, и простые как валенок взаимоотношения полов. Все как обещает аннотация. И не говорите потом, что вас не предупредили.
Если все вышеперечисленное вас не пугает, позвольте робко заметить, что в этом – не минусы, а достоинства книги. Она облечена именно в ту форму, которую диктует замысел автора, и форма эта весьма удачна. А вот удачен ли сам замысел – другой вопрос.

Комментарии


видать читателю надо чтобы не просто был сухой рассказ .


Тут вы, наверное, правы. Но, как мне кажется, проблема не в форме, а в концепции. То есть, на мой взгляд, Лессинг написала именно то, что хотела, и использовала для этого правильные художественные приемы, но создавала скорее концептуальное, чем занимательное произведение. И этот замысел отклика у многих не нашел. Получается, чтобы рассказ не был сухим, это просто должна быть другая книга, с другой "сердцевиной".