Больше рецензий

19 мая 2015 г. 15:27

71

5

Волк - один из самых удивительных жителей леса. Есть мнение, что волчья стая, из всех животных сообществ, имеет наибольшее сходство с человеческим коллективом. В волчьей стае каждая особь не только обладает своим статусом, обуславливающим ее обязанности и права, но и имеет представление о таком чисто человеческом понятии как справедливость. Волчья справедливость - совершенно особенной природы, непохожая ни на что другое. Ген справедливости течет у волков в крови - с древнейших времен. И размышляя о волчьей морали, начинаешь невольно понимать, почему финальная часть романа Александра Лапина "Русский крест" носит название "Волчьи песни". Ведь сюжет в книге развивается в 90-е годы - время, когда не только поменялось политическое устройство нашей страны, но и общество стало жить по совершенно иным законам, а казавшиеся некогда нерушимыми образы идеологов марксизма-ленинизма превратились в тряпичных кукол, выброшенных на свалку истории. 90-е - это время, когда поменялась общественная мораль, и многие, чтобы выжить, стали вынуждены жить по волчьим, древним законам. Волки очень четко разграничивают себе подобных на своих и чужих - и горе серому, попавшему в поле зрения чужой стаи. Загрызут. На отношениях клановости строилось и постсоветское общество - и твое будущее в новом коллективе зависело исключительно от того, примут тебя в "семью" или нет. Волчьи песни - это гимн свободе, безграничным возможностям и отсутствию запретов, но в то же время они пронизаны болью и одиночеством, в них чувствуются обреченность и страх. С одной стороны, быть волком хорошо - ты можешь бежать, куда глаза глядят, осматривать свои лесные владения и наводить ужас на случайно забредшего на твою территорию лося. Это куда лучше, чем сидеть на толстой цепи, охраняя участок хозяина и довольствуясь двухразовым питанием из ржавой миски. Но, с другой стороны, одомашненные родичи волков могут чувствовать себя за высоким забором в полной безопасности, и даже время от времени получать порцию ласки от доброго хозяина. А волк - он должен быть всегда начеку. Ведь одна минута случайного забытья или опрометчивого шага - и он рискует быть безжалостно растерзанным представителями другой стаи.

Пока я читал "Волчьи песни", то постоянно размышлял о волках - об их чертах характера, поведении и стайных законах. И все больше убеждался в том, что человека в волка превратить не так сложно - ему лишь нужно родиться или пожить в соответствующую эпоху, когда полагаться приходится только на самого себя. И 90-е годы XX века были именно такой эпохой.

Пятая часть романа Александра Лапина, как и вся пенталогия "Русский крест" целиком, заслуживает высокой оценки - в каждой из книг очень ярко и самобытно переданы особенности каждой эпохи, на фоне которой развивается сюжет: начиная с хрущевских 60-х и заканчивая концом 90-х. Люди старшего поколения непременно узнают в ком-то из героев самих себя в молодости, а молодые читателю получат объективное представление о советском и постсоветском прошлом родной страны, смогут сделать важные для себя выводы. Поэтому советую роман к прочтению.