Больше рецензий

Kassia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 мая 2015 г. 16:04

237

Думаю, я перечитала эту книгу в последний раз. Прощайте, египетские скитяне, хорошие вы, наверное, были люди и достигли вашей жизнью, чего хотели, но мне с вами абсолютно не по пути. Сидеть целыми днями и выгонять все помыслы, какие ни придут, и занимать ум исключительно "Отче наш" - сущий ад для человека творческого и для ученого. Даже не знаю, кого вообще в современном мире может прельстить такая жизнь. Для этого ведь надо свято верить, что именно такое времяпровождение человека разумного угодно верховному Разуму, а сие, как ни крути, весьма затруднительно )))

Там, конечно, попадаются кое-какие полезные наставления и хорошие мысли, например мое любимое:

Старец сказал: или беги, удаляясь от людей; или шути с людьми и миром, делая из себя юродивого.

Но в общей массе это едва 3%, если не меньше. Видимо, таков же и реальный КПД исторического монашества. О каковом КПД есть там же хорошая история:

Некто идольский жрец пришел в скит и ночевал у одного старца. Увидевши образ жизни его, жрец сказал ему: ужели вы ничего не видите от Бога вашего? Тот отвечает: нет. И сказал жрец: когда мы творим малые служения, все тайны открываются нам, а вы, совершающие великий труд, бдения и столькие службы, говорите: ничего. Очевидно, вы имеете в сердцах ваших злые помыслы; вот это-то и отдаляет вас от Бога вашего и не дает вам знать тайны Его.

Вот так жили толпы монахов в пустыни десятками лет, а не достигали и того, что языческие жрецы на раз-два имели. Спрашивается, чего мучились? Ради чего? А вот ради чего:

Рассказывали об авве Диоскоре Нахиастском: хлеб у него был ячменный и из чечевицы: каждый год он полагал начало одной какой-нибудь добродетели, говоря: в этот год я не встречусь ни с кем и не стану говорить, не буду есть вареного, или не буду есть яблок или овощей. Так приступал он к каждому делу: оканчивая одно, принимался за другое, - и это делал каждый год.

Почитаешь такое и подумаешь: вот интересно, какая добродетель в том, чтобы ни с кем не встречаться и ни с кем не говорить, не есть вареного или овощей? И ведь это какой-нибудь 4-5 век. Как быстро понятие о добродетели выродилось незнать во что. Не поешь так год яблок и типа "сделал великое дело". Ад какой-то. Или вот, скажем:

Вопрос: Если брат выйдет на службу и встретится с ним женщина на пути, как может он избежать брани блуда?
Ответ: Брани не может избежать, а деяния избежать может, если будет молчать во время встречи, ибо как искра от удара встретившись с серой извергает огонь, так и пустой разговор мужчины, приражаясь к женщине, производит грех.

Зачем жить 10+ лет в монастыре, чтобы остаться животным, которое кидается на все движущееся?! Типа, стоит тебе просто увидеть (!) женщину, и ты уже думаешь исключительно о блуде. ОМГ. Меня, правда, тут же укорили: это южные мужчины, средневековье, то-се. Ну не знаю. Читала я про то средневековье, были там вполне нормальные люди. А сидеть в пустыне и заниматься депривациями и молитвами, чтобы в итоге не уметь вынести одной встречи с бабой... Не лучше ли было ему жениться и не париться тогда?

Львиная доля патериковых наставлений вообще наводит на мысль, что всю эту аскетику создавали люди с ярко выраженными мазохистическими наклонностями. Бывает. Но подавать это как общий пример христианской жизни - это как-то слишком. А ведь когда-то мне очень нравилась эта книжка... Ну да, в общем, если не задумываться, чтó все это значит на практике и психологически, оно может и ничего, интересные истории. Дело вкуса )