Больше рецензий

takatalvi

Эксперт

по ацтекскому коневодству

5 мая 2015 г. 23:19

23

3

Я не знаю, чего я ожидала от этой книги. Вроде чего-то меланхолично-успокоительного, каких-нибудь монотонных перечислений фактов. Хотя и брали сомнения. Ну, автор начинает с того, что читатель наверняка в недоумении – как это так, суицид и средневековье! Ведь божественный закон не велит распоряжаться собственной жизнью, церковь, тесно связанная с мирской жизнью, строго сие порицает и так далее. Вместе с тем, думаю, у многих людей, так же, как и у меня, сидит в голове почерпнутая из разных источников мысль, что суицида в то время было хоть отбавляй. Жизнь была более тяжелой и ценилась меньше. Так что тут мы с автором сразу разошлись. Это раз.

Два – это мое удивление. КАК автору удалось накатать такую эпопею, как? Заметьте – это только первый том. А их еще два. И знаете, почему? Потому что склонный к литературным изыскам автор вообразил себя бессмертным Данте и умудрился выделить в истории суицида три составляющие – ад, чистилище и рай соответственно. Как у него так получилось, сказать не могу, ибо еще два тома этого вряд ли осилю: первый как-то отбил и без того зыбкое желание знакомиться со следующими.

Наконец, три. Перехожу к содержанию книги.

В ней много ссылок, автор не ограничивается пересказами, в книге приведены переводы текстов и даже оригиналы, и это очень хорошо. Но. Проблема, как бы это выразиться, в самой теме. С чем мы имеем дело? Да в основном с обрывочными историями, причем чаще всего самыми что ни на есть обыденными. Там сведения, что этот-де покончил жизнь самоубийством, ибо был в долгах, там еще один такой же, у этого вот с девушкой не сложилось. Все, как говорится, старо как мир, то есть причины и способы (описанные, между прочим, крайне скудно) одни и те же, и нет, в общем, ничего удивительного в том, что автор в конце концов срывается на философствования о суициде в целом, забывая о взятой эпохе.

Еще больше смущают разговоры о том, что знаете, вообще о суициде часто не писали прямым текстом, но вот взгляните, какая история! Быть может, это было не убийство, а суицид? Может, не несчастный случай, а убийство или суицид? Никто никогда не узнает, но все может быть.
Ради чего это было приведено – причем с довольно подробными примерами – мне решительно непонятно.

Закончил автор новым совершенно неуместным сравнением сего труда с «Алисой» Кэрролла, которая прошла через зеркало – мы, мол, подобно ей сиганули от мирских судов к инквизиции, - оставив меня с выпяченными глазами.

Итого: практически ни о чем, бытовые моменты из жизни средневековья, настолько невыразительные и распространенные, что просто нет нужды с ними знакомиться, особенно в таком количестве. Конечно, кое-где попадаются любопытные моменты, ссылки на интересные записи, но этого очень мало. В конце приведена различного рода статистика, но, учитывая слова самого автора, едва ли на нее можно хоть как-то опираться: факт суицида часто скрывался, где-то им подменяли убийство, в подробности не вдавались и так далее.

Все-таки любопытствую, об чем можно было написать еще два тома, но выяснять не возьмусь.