Больше рецензий
30 апреля 2015 г. 16:38
167
4.5
РецензияСтранное дело... Читаешь Диккенса в юности - и удивляешься его фантазии, поворотам сюжета, повзрослев, прочитав массу умных книг, читаешь другие его романы - и этот автор снова умудряется придумать такие сюжетные ходы, которые никак не приходили тебе в голову. Конечно, забавно что всегда всё совпадает, все вовремя "случайно" встречаются и все друг другу родственники, но не чувствуется в этом фальши - так мило всё это выстроено, так трогательно всё идет к финалу, к морали...
По себе ощутила, что мне нравится медленно читать Диккенса. Останавливаться. Делать паузы. Все-таки XIX век жил существенно медленнее, чем нынешний. И такая неторопливость легче помогает погрузиться в повествование, вникнуть в обстоятельства жизни Пипа, проникнуться его привязанностями и вдохновиться надеждами. Правда, тут во мне все-таки настойчиво заговорила женщина ХХI века, и, поняв его желание выйти из простой среды, найти для себя интересное дело, разделить главной привязанности Пипа я не смогла.
Всю книгу я честно пыталась понять: за что он так преданно и навсегда полюбил Эстеллу? Как взрослая женщина я не могла не посочувствовать сиротке, ребенку, который стал игрушкой в руках чужого богатства, чужой мести и чужого безумия... Но эта девочка к моменту знакомства с Пипом под воздействием воспитания мисс Хэвишем уже успела стать равнодушной, бесчувственной, злой и холодной. Что - кроме красоты, конечно - могло так сильно привлечь к ней этого доброго, искреннего и бесхитростного мальчика? Не знаю. Но, пожалуй, это единственное сомнение, которое мне мешало. Все остальное - внезапная благодарность беглого каторжника, куча странных совпадений, заламывание рук, слезы, раны и страдания - вполне соответствовало ожиданиям. К слову, почему-то я, в отличие от Пипа, сразу усомнилась в его "больших надеждах" и заподозрила реального дарителя... Видимо, ХХ век с его цинизмом сказывается. :(
Диккенсу замечательно удаются образы - Джо, Герберт, мистер Джеггерс, Уэммек, мисс Хэвишем, Бидди, все эти, и многие другие - в том числе совершенно второстепенные персонажи, выглядят вполне живыми и достоверными. Ну разве что демонический злодей Орлик - слишком демонический, чтобы в него можно было поверить...
Конечно, я очень злилась на Пипа в связи с его неблагодарностью по отношению к Джо. Но это ведь тоже правда - совсем не каждый наш родственник заставляет гордиться собой, и так непросто любить его, невзирая на недостатки... А уж знакомить его со своими "высокородными" друзьями и знакомыми - совсем не всегда хочется. Да что там, некоторые и родителей своих стесняются. :) :(
Словом, это - настоящая классика. Такая книга, которую можно назвать вневременной. Та, которая поднимает множество важных вопросов, а затем позволяет читателю любого возраста перейти к самостоятельному поиску необходимых ответов. И поэтому отдельно мне симпатичны Пип и Герберт тем, что они меняются, ищут, ошибаются. Они растут и вырастают на наших глазах. В отличие от той же Эстеллы, которой, впрочем, добрый Диккенс тоже дал шанс на счастье, переписав в этом романе первый, совсем уж безнадежный финал...
Книга прочитана в рамках Игры "ТТТ. 2015, Тур первый" по совету Anutavn на тему: Самое интересное и нечитанное мной из моей подборки "Хорошо бы послушать...". Такая книга, благодаря которой я буду радоваться затянувшимся поездкам. :)
Большое спасибо за совет. Читала с удовольствием. Поездкам радовалась, так что все получилось абсолютно в тему. :))))
Комментарии
Очень рада что в тему)))
А финал переписан? Надо же, а я и не знала..
я прочитала, что сначала он написал совсем грустный финал, оставив Пипа у разбитого корыта... а потом добавил этот вариант, где на руинах дома мисс Хэвишем он встречает побитую жизнью Эстеллу :)
добрый дядюшка Диккенс)))
Ну чтобы прямо совсем добрый, так чтоб "да" так "нет", как говорят в Одессе:-))
ну тут все-таки проблеск надежды присутствует... :)))
чем не позитив?
а хэппи-энды - это в латиноамериканских телесериальных последователях)))
Надежда - это хорошо и позитивно:-)) Хороших книг с хэппи-эндом тоже хватает, это не только прерогатива сериалов:-))
ну мне почему-то не вспомнились... всё у меня печаль-тоска...
или размышлизмы разные
Ну вот к примеру, когда читатель читает что-то типа "Джейн Эйр", или "Гордость и предубеждение", то он хочет хэппи-энд, а не то, что Дарси женится на богачке, а Лиззи с тоски сопьется или повесится:-)). А после прочтения "Унесенных ветров" (там тоже финал с "надеждой"), читатель все равно будет надеяться, что Скарлетт вернет Рэтта.
Ну да, Джейн Остин, ты права...
Но ведь там такая куча иронии, что этот энд совсем не такой уж скучный хэппи)))
Согласна:-)). У меня у мамы ГиП любимая книга, а особенно фильм (который британский), она его смотрит просто нон-стоп, я ей как-то кассету подарила, так она ее засмотрела в буквальном смысле "до дыр", что кассета уже "умерла"))
понимаешь, тут вопрос в терминах... для меня счастливый финал, который встречается у Остин и некоторых других авторов, вполне логичен и приятен.... тем более, когда сам автор над ним посмеивается)))
а вот под термином "хэппи-энд" я подразумеваю такие финалы, в которых все нити сюжета связываются наспех в конце, причем края ткани повествования от этого перекашиваются и мнутся :((( вот такое не люблю
так что я за открытые финалы, как в жизни...