Больше рецензий

politolog

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 января 2010 г. 11:28

259

5

В нашей семье любят классическую музыку. Вот и эту книгу когда-то купила моя мама. Однажды она узнала, что у Галины Павловны к петербургской консерватории мастер-класс. И, конечно же, побежала слушать великую Вишневскую. После окончания мастер-класса мама подошла к ней и взяла автограф. Так что на самой первой странице книги есть ее подпись. Поэтому к этой книге дома особое отношение.
Мама давно мне говорила: "Прочитай эту книгу, тебе будет интересно". Но я, видя, что книжка-то совсем не тоненькая, всё время откладывала ее прочтение до лучших времен. Вот сейчас эти времена и наступили. Однажды я подумала: "Пора!!!" и вот сегодня я перевернула последнюю страничку этих мемуаров.
Галина Вишневская - великая русская оперная певица. Женщина, брошенная своими родителями, воспитываемая бабушкой, умирающая от голода в блокаду в маленьком городке Кронштадте под Питером. Она видела страшные смерти самых родных людей - дедушки, бабушки, матери и собственного ребенка. Не смотря на это она не сломалась, наоборот, она стала сильнее. У нее была блестящая оперная карьера, она пела все ведущие партии в главном театре страны - в Большом в Москве. У нее был прекрасный муж - гениальный виолончелист Мстислав Леопольдович Ростропович.
В книге она много пишет о театре, о своих ролях. Но сквозь воспоминания о творчестве сквозит обида, смешанная с ненавистью, и обида эта на советскую власть. В чем-то я полностью с ней согласна: гонения на великих людей своего времени - Пастернака, Ахматову, Шостаковича, Прокофьева, не могут вызывать никаких других чувств, кроме обиды за загубленные таланты и за сломанные судьбы. Но у нее есть и другая обида - обида на советское посольство, которое забирало часть заработанных в заграничных поездках денег. И в этот момент мне хотелось закричать: "Госпожа Вишневская, я, конечно, все понимаю. Но Вам грех жаловаться!!! У Вас была 4-х комнатная квартира в Москве, 3 машины, дача. Вам всё мало? Вы забыли, как вы жили в детстве, когда радовались каждому куску хлеба?! Теперь же у Вас есть дом. работница и Вам не приходится стоять в очередях, как другим советским женщинам." Позволю себе лирическое отступление. У нашей семьи в Питере много друзей. Есть один интеллигентный человек, просто потрясающе читающий стихи Бунина, который сейчас (!!!) живет в Санкт-Петербурге в коммунальной квартире. И у него (!!!) 35 соседей + нет ванной и горячей воды!!!! А сейчас не 1950-й и даже не 1960-й год. Но просто мы забываем, что не все могут себе позволить шикарную жизнь. Для меня излишняя ненависть Галины Павловны к советскому строю мешала восприятию ее книги и вызывало в какие-то моменты дикий протест, потому что обида иногда просто заслоняла рассказ о ее творческой жизни. Хотя во многом она, конечно же, права.
У меня есть музыкальное образование, поэтому мне было легко читать о ее оперных работах, т.к. есть представление о музыке этих опер. Но даже человеку и не имеющему специального образования может показаться эта книга интересной. Самые мои любимые главы в ней посвящены двум любимейшим моим людям - композитору Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу и писателю Александру Исаевичу Солженицыну. Любовью к Шостаковичу пронизана вся книга Вишневской, по моим ощущениям, она ни к кому не питала столь сильной любви, как к этому тихому человеку в очках. А Солженицын 4 года жил на даче у Вишневской и Ростроповича. Он жил в специально построенном домике для гостей. Читая эту книгу я для себя открывала Солженицына-человека. Позволю себе процитировать особенно запомнившийся момент из книги. Солженицын приехал к Вишневской жить. Она заходит в дом и смотрит, какие вещи он привез с собой. "Заходим в дом, и я хозяйским глазом вижу, что ничего не изменилось, никакого нового имущества нет. Лишь на кровати в спальне узел какой-то лежит. Что же за узел такой? Оказывается, это старый черный ватник, стеганый, как лагерный, до дыр заношенный. Им обернута тощая подушка в залатанной наволочке, причем видно, что заплаты поставлены мужской рукой, так же, как и на ватнике, такими большими стежками...Все это аккуратно связано веревочкой, и на ней висит алюминиевый мятый чайник. У меня внутри точно ножом полоснуло.
- Слава, это что же, "оттуда", что ли?"

Много хороших слов сказано в этой книге про великого писателя Солженицына. Неизвестно, как сложилась бы его судьба, если б он не прожил эти 4 года в семье Ростроповича и Вишневской.
Заканчивая свою рецензию, я хочу сказать, что эту книгу стоит читать хотя бы ради нескольких последних страниц, страниц, где Вишневская прощается с Моской и вообще с Россией и уезжает за границу на долгие-долгие годы. Тут уже нет той самой пресловутой ненависти к советской жизни, здесь есть только слезы, застилающие глаза великой певицы, которая покидала Родину и свой родной театр, чтобы вернуться туда только через много-много лет. Ее слезы тронули и мою душу. И я восхищаюсь этой великой русской певицей со стальным, жестким, мужским характером. Она, воистину, настоящая русская женщина!!!

Комментарии


Я отчасти могу понять Вишневскую в ее обидах за отобранные деньги. Во-первых, они же видели, как живут их коллеги на западе. Даже те, которые не имеют таких потрясающих успехов и признания.
Потом, в отнимании денег посольством есть очень много унизительного. Зыкина что ли рассказывала, что иностранцы не сразу поняли, что она, живя на гастролях в роскошнейших апартаментах (предоставленных по контракту принимающей стороной), просто не имела денег на более менее приличный ресторан.
Да и все остальное... Когда видишь, что весь мир живет по совсем другим стандартам благосостояния... Тем более, что ты-то на эту жизнь заработал.