Больше рецензий

Doe_Jane

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 апреля 2015 г. 23:58

63

4.5

Интересно, кому первому пришло в голову приписать этой вещи жанр "фэнтези"? У меня были стойкие ассоциации с мирами Стругацких, Замятиным и чуть-чуть с "недозорным" Лукьяненко. В общем - со всем тем, что я не особо люблю. Но это ни разу не фэнтези, которое я ждала после "Ритуала".

Мир этой книги - что "антиутопичный" реальный, что скрытый мир Пещеры был мне не близок. Если бы я продолжила слушать эту книгу в аудио, боюсь, я бы всё-таки бросила, но после процентов 30 я решила читать дальше в электронке, гадая: "И почему эту книгу называют одной из самых сильных?" Кроме того, все дальше и дальше усиливалось впечатление, которое один из читателей на Литмире высказал так: "Прочитал как в психушке побывал" - то есть, стойкое ощущение, что у тебя в мозгах кто-то копается... хотя, нет, не кто-то, а вот тот самый "добрый доктор из больнички", которого мы все подсознательно или интуитивно боимся. Да, и еще (очень вовремя) вылезла ассоциация с "Мастером и Маргаритой", которая вплоть до второй части не нравилась мне совсем и шла с трудом - из-за всех этих чудачеств воландовой свиты. Тогда я полюбила Булгакова уже в конце, в финальных главах, и, наверно, это тоже подтолкнуло меня к тому, чтобы дать "Пещере" шанс.

И вот после того, как процент прочитанного перевалил за 50, сюжет резко помчался вперед, да так, что я не отпустила книгу, пока не дочитала, а потом долго ещё лежала и слушала звенящую мыслями пустоту в голове. Это было действительно сильно. Потому что слишком много мчащихся друг к другу линий столкнулись с треском в одной точке Пещеры: и борьба против Системы, и становление Себя, и Искусство и его влияние на человека, и отражение Человека в Искусстве, и любовь в двух своих отражениях.

Если говорить о героях, то здесь нужно прежде всего отметить психиатрическую психологическую проработку персонажей. Сюжет о "простой девушке, которая стала героиней", опять же, не нов, и в целом даже понятно, зачем используется. Поэтому Павла меня не удивила, но и не раздражала - при всей своей "сарнической" природе она всё-таки оказалась сильной в нужный момент, и это вовсе не показалось мне надуманным, так и должно быть - испытания и шок меняют человека, и мы не знаем, на что каждый из нас способен, когда его загнали в угол. Так что для меня присущей иногда романам фальши в Павле всё-таки нет.
Тритан Тодин, в имени которого смешались рыцарь Тристан и большой, черный, прячущийся в иле Тритон, и которым, по идее, надо бы восхищаться, тоже не "зацепил", но вызывал чем дальше, тем больше сочувствие. Было в нем что-то потерянное, несмотря на его уверенность, какое-то отсутствие почвы под ногами, и его самого внутреннее знание о том, что он всё равно заложник Системы, что он обречен. Его любовь к Павле выглядит слишком книжно-романтической, но всё это раскрывается, благодаря линии с Махи. Когда-то такие герои мне нравились, но сейчас, увы, я повзрослела.

Кто же меня заинтересовал с первого раза, заставил с интересом за собой наблюдать, постепенно уважать и ценить, так это Раман Кович. Собственно, именно его линия и вся эта театральная жизнь, которой он живет, и удержали меня от того, чтобы бросить книгу. Его внутренние размышления вовсе не показались мне истеричными, как замечал здесь кто-то в одной из рецензий, наоборот - передо мной был очень реальный и вполне типичный для меня театральный режиссер, и это, видимо, заслуга Марины Дяченко. Процесс постановки его пьесы захватил меня полностью: я всегда хотела узнать именно изнутри, из первых уст (а лучше - головы), как рождаются подобные "бомбы". В конечном же счете, по моему мнению, именно Раман вышел победителем - и даже не важно, привиделась ли ему фигура егеря в Пещере, или он и маленькая сарна всё же обречены, - но Раман победил себя, свою глубинную психологическую сущность зверя и вырвался-таки из решеток Системы. И даже их отношения с Павлой мне понравились больше - потому что в ней не только восхищение друг другом, но ещё и своеобразная дружба, начинающаяся как сопротивление, забота с одной стороны и восторг детства с другой, обоюдное партнерство и привязанность двоих, которым суждено было стать избранными, пережить катастрофу и остаться одним на бушующем и тонущем островке. Именно с этими двоими - Павлой и Раманом, связана, пожалуй, самая психологически глубокая и сильная составляющая романа, не зря же в самом начале книги авторы связали вместе именно их, а не Павлу и Тритана.

Несколько слов хочется сказать об аудио версии. Она не плоха, как может показаться из того, что я сказала выше. Просто моё внутреннее чтение лучше совпало с содержанием и с образами героев. Лукавый голос Игоря Князева здорово подходил для второстепенных персонажей, но Тритану и Раману он мешал. Вероника Райциз очень подходила на все "внутренние монологи" Павлы, но у нее, на мой вкус, совершенно не получились опять же мужские персонажи. Ну и в аудио книга выглядит слабее, чем "в бумаге". Наверно, ее нужно именно прочесть глазами, чтобы текст прошел через мозг.

Книга не отпускает меня до сих пор, хотя я успела уже и "Властелина Колец" послушать, и Геймана, и даже начать "Привратника". Она действительно сильная, похожа на этакий электрошок, и оставляет после себя много хороших вопросов. Не знаю, наберусь ли я когда-нибудь нужной доли мазохизма, чтобы ее перечитать, но то, что она меня всё-таки задела - это несомненно.