Больше рецензий

bezkonechno

Эксперт

посягаю на книжные просторы :)

18 апреля 2015 г. 17:36

2K

5

Ремарк эпохален и именно эта эпохальность ­ то настоящее часто мешает читать его дальше, по-­хорошему мешает. Потому что от книг пробирает, до дрожи от буков на бумаге. Снова столкнулась с теми же ощущениями спустя долгое время после перерыва, снова мне нужно было время осознать прежде, чем писать, и снова я не знаю, какой будет рецензия на замечательную и очень противоречивую историю любви, прототипы которой — вполне реальные и даже знаменитые люди.

«Видна была только огромная площадь с висящими тут и там тусклыми лунами фонарей и каменным сводом Триумфальной арки, огромной, терявшейся в тумане; она словно подпирала унылое небо и защищала собой сиротливое бледное пламя на могиле Неизвестного солдата, похожей на последнюю могилу человечества, затерянную в ночи и одиночестве.»

Триумфальная арка — монумент, завпечатлевший в изгибах своих барельефов славу. Все символы триумфов и днем, и особенно ночью, отбрасывают неровные тени на основную часть арки. «Триумфальная арка» — не только название одного из самых знаменитых романов Ремарка, не только монумент, арка — это Париж, ночь, это Равик и Жоан... Триумфальная арка с пятнами тени — это печальное торжество чувства; это Жоан Маду — женщина­загадка, стремящаяся к славе и свету, это Равик — стремящийся их отражать, оставаясь в тени. Триумфальная арка — символ трагедии, которую надо пережить, трагедии, которой только предстояло созревать и развиваться, чтобы потом.... Перед нами эволюционирующая трагедия, которая забирает без остатка. И не остается ничего, как не оставалось даже меня, до сих пор, пока не начала писать и осмысливать в полной мере — отзывом сама себя собираю воедино.

«Я могла бы промолчать или солгать, но не хочу. Отчего не рассказать тебе всю мою жизнь? Рассказать ее без всяких прикрас? Ведь теперь она кажется мне только смешной, и я сама не понимаю ее. Хочешь – смейся над ней, хочешь – надо мной...»

Дальше...

«Ладно, останемся здесь. Две души, затерявшиеся в ноябре.»

Равик и Жоан встретились, как и полагается одиноким людям, зыбкой ночной порой. Два человека, которые абсолютно ничего не должны друг другу, каждый из них по­своему переживал отчаяние — Равик смирился, Жоан находилась на грани. Есть судьбы, сплетенные в одну, независимо от желания пары. Все, что их отталкивало друг от друга — в итоге являлось главным сближающим фактором. Здравый смысл, разум бессильны, внутреннее притяжение не считается ни с чем, как бы не убегал — всё равно не забудешь и вернешься.

«Какая нелепость, подумал он. Я жду женщину, с которой расстался утром. Мы не виделись три с половиной месяца, но ни разу за все это время я не томился по ней так, как сейчас, когда мы не виделись всего только один день»

«И она, эта любовь, пуглива, дика и тороплива, будто ее объявили вне закона...»

Любовь бывает очень разной, зачастую банальных категорий взаимности­-невзаимности крайне мало, чтобы описать подлинное чувство. Любовь, которую переживают Равик и Жоан — надлом, сплошной изначальный надлом, который ощущаешь даже физически и почему-­то хочется сбежать далеко-­далеко, чтобы даже не знать конца. Очень тяжело читать хронику любви, она полна метаний: бегства и притяжения, оскорблений и страсти, излишней искренности, что только сильнее ранит. Будто над пропастью - когда вместе нельзя и нельзя порознь. Жоан и Равик невозможно разные, как будто две крайности, обреченные быть половинками. Очень больно, очень страшно, но разность всё же жизненно обусловлена и вполне понятна.

– Я будто только сегодня встретился с тобой, – сказал он. – Раньше ты была другой.
– Да, раньше я была другой.
– Раньше вообще ничего не было.
– Да, не было. Я ничего не помню.

Равик — врач, спасающий жизни, человек волею своего времени живущий в тени. Врачи всегда знают о человеке много больше, чем все остальные. Ясно видя границы жизни, очертания крайностей, хороший врач переносит профессиональную черту в обычную жизнь. Равик всегда дорисовывал жизненные истории каждого больного, в особенности самого безнадежного, а существование мужчины состояло из мгновений, которые едва ли можно сложить в одну полноценную жизнь. Подобный опыт закаляет, делает мудрее и привычнее к одиночеству, выращивая прагматичных реалистов, которые не слишком стремятся плыть в буре страстей, что имеют свойство заканчиваться.

«Уходя, Равик заметил, как она, не отрываясь от чтения, вытащила один из них. Иногда не понимаешь простейших вещей, подумал он; в одной и той же комнате два человека; один смертельно болен, а другой к этому совершенно равнодушен. Он затворил дверь. Но разве я сам не такой же? Разве я не ухожу из этой комнаты в другую, где?..»

«Она была само упоение, когда пила; сама любовь, когда любила; само отчаяние, когда отчаивалась, и само забвение, когда забывала.»

Жоан Маду — начинающая актриса, она молода, стремится к успеху и богемной жизни, у нее еще слишком мало жизненной мудрости, которая, возможно, позволила бы быть другой. Женщина не переживала перипетий, которые до сих пор несет грузом Равик. Жоан полна наивной, еще почти детсткой молодости, что и привлекало мужчину. Жоан Маду играла­, играла­, играла... Постоянно играла с собой и другими, будто жизнь — детская шалость, в этой игре Жоан то и дело, терялась сама, бросаясь словами и суждениями, в искренности которых нисколько не сомневалась. Жоан Маду никак не могла стать такой, как Равик.

«И снова случилось самое простое и самое непостижимое на свете – два человека разговаривали друг с другом, но каждый говорил для самого себя: звуки, именуемые словами, вызывали у каждого одинаковые образы и чувства, и из случайных колебаний голосовых связок, порождающих необъяснимые ответные реакции, из глубины серых мозговых извилин внезапно вновь возникало небо жизни, в котором отражались облака, ручьи, прошлое, цветение, увядание и зрелый опыт.»

Дуэль двоих: встреча- удар-слова-­сопротивление — вот как это было. Влюбленные говорят друг другу важнейшие слова, вплетая их между будничными моментами, теряя их там. Приобретенный рационализм Равика не мог приравняться к тому, будущему, которое рисовала для них Жоан. Самое страшное в том, что один из них с первой встречи бежал от этих отношений, изначально чувствуя разность, не желая привыкать к тому, что оборвется.

И вдруг в потоке времени словно образовалась пустота. Маленькая, освещенная кабина комнаты, такая же, как и прежде; снова тот же человек, которого любишь, он здесь, и вместе с тем каким­то странным образом его уже нет. Протяни руку, и ты коснешься его, но обрести больше не сможешь. Равик поставил рюмку.»

Жоан и Равик — это мгновения неистовой страсти и страшного ожидания в надежде отнюдь не на светлое будущее, а на то, что хватит сил прервать отношения до начала конца. Чтобы не знать, не видеть, не любить, не быть причастным — вырвать.

– Ты больше не любишь меня... – сказала она тихо и почти угрожающе.
– Ты затем и пришла, чтобы выяснить это?
– Да... Не только это... но и это тоже.
– О Господи, Жоан, – нетерпеливо сказал Равик. – В таком случае ты услышала сейчас самое откровенное признание в любви из всех, какие только возможны.

Я еще не видела такого откровенного и вместе с тем осознанного мужского отчаяния. Это страшно. Ремарк пишет насквозь.

«Машина миновала авеню Ваграм и выехала на площадь Этуаль. Нигде ни огонька. Площадь тонула во мраке... В кромешной тьме нельзя было разглядеть даже Триумфальную арку. Конец формы»

Прочитано в рамках "ТТТ"(Советчик Anutavn )
Спасибо за великолепный выбор!

Флэшмоб -2015: 5/14
Спасибо огромнейшее за совет Amid29081992 ! Дима, это восхитительная книга! Добавила в любимые! Спасибо тебе, я как раз думала, что надо бы Ремарка прочесть и не знала, с чего начать! Это одна из лучших книг в году и в мобе! Спасибо!

Комментарии


Ремарк пишет насквозь.

Как точно сказано...
Отличная рецензия.


Спасибо, это приятно! Ремарк велик, я с третьей книги немногих добавляю в любимые писатели!))


Ну вот я и собрался прокомментировать всё и сразу. Не уверен, что получится, но постараюсь))

Есть судьбы, сплетенные в одну, независимо от желания пары. Все, что их отталкивало друг от друга — в итоге являлось главным сближающим фактором.


Очень точно подметила. Вот именно этот парадокс я не мог осознать в момент, когда читал книгу. Потому меня так сильно бесила Жоан. Через несколько лет испытал нечто похожее на себе, да и романтизм с годами уступает место рационализму. Не получается верить, что возможна сказочная любовь до гроба. Звучит грубовато, но честно. Эмоциональное отношение к книге очень похожее у нас, но ты чувствуешь всё намного тоньше, чем я, так мне кажется по тексту рецензии.
Очень хорошо написала про Триумфальную Арку как сооружение. Мне было немного непонятно, почему книга называется именно так. Теперь метафора стала чуть яснее. Ну и, конечно, очень точно охарактеризовала Ремарка во вступлении.

Есть пара вопросов: какие всё-таки чувства вызывала у тебя Жоан? То есть было ли тебе её жаль в начале и сразу бесила, как меня?

И какая из двух книг тебе ближе: Арка или Товарищи?

Спасибо за такую проникновенную рецензию. Сомнений особых не было, что понравится, но всё равно приятно угадать) И есть ещё одно обстоятельство, постараюсь написать немного с юмором: когда 2 из трех посоветованных мною книг попадают у тебя в любимые, с каждым годом всё сложнее держать планку, увеличивается ответственность. Да и стаж читательский у тебя гораздо больше) Однако буду стараться не подводить и дальше!!!


Спасибо за такой обстоятельный комментарий!

Очень точно подметила. Вот именно этот парадокс я не мог осознать в момент, когда читал книгу. Потому меня так сильно бесила Жоан. Через несколько лет испытал нечто похожее на себе, да и романтизм с годами уступает место рационализму.

Я поняла это после книги, но в общем имею представление, как это. Противоположности притягиваются, эта же фраза, но с более негативным оттенком. :)

. Не получается верить, что возможна сказочная любовь до гроба. Звучит грубовато, но честно.

Сказочная невозможна, сказки проходят в первые года встречаний, если не рантше, а вот опреденные усилия со стороны пары приводят к крепкой и долговечной любви, не без трудностей, но в наших руках сделать их менее личностными и обтягивающими, но это лирическое отступление.:)

Эмоциональное отношение к книге очень похожее у нас, но ты чувствуешь всё намного тоньше, чем я, так мне кажется по тексту рецензии.

Благодарю:) И всё же, я думаю, рецензии просто не могут быть одинаковыми. Эмоционально — да, а вот вербальное выражение у каждого свое. В этом прелесть ЛЛ.:) я с удовольствием прочла и твои рецензии!

Очень хорошо написала про Триумфальную Арку как сооружение. Мне было немного непонятно, почему книга называется именно так. Теперь метафора стала чуть яснее. Ну и, конечно, очень точно охарактеризовала Ремарка во вступлении

Спачибо! Приятно! Долго выписывала абзац про арку, это мое личное восприятие заголовка, не истинное, возможно, но я рада, если стало понятнее название. А характеристика Ремарка — это на самом деле комментарий из обсуждения Трех товарищей в моей рецензии. Я вспомнила и вставила сюда. Мне показалось, подходит:) видимо, вписалось:)
Спасибо за вопросы! Рада буду ответить и обсудить:)

Есть пара вопросов: какие всё-таки чувства вызывала у тебя Жоан?

С самого начала мне было непонятно поведение Равика, раздражало это брезгующее притяжение, я за прямоту всегда - если Жоан была не нужна, можно было - для успокоения совести - дать ей денег на ночлег и ужин, и уйти прочь. Жоан жалко не было, хотя я была уверена, что она запуталась, и та стрессовая ситуация, в которую попала, была слишком тяжела ей, и что такое ее состояние — ненадолго. Только потом до меня стало доходить, что это - часть образа жизни.

И какая из двух книг тебе ближе: Арка или Товарищи?

Все-таки "Арка" эмоционально определенно ближе, я тебе писала, почему. Хотя схожие мотивы в книг есть, как и сюжетные повороты, честно говоря, конец не удивил. Но в случае с Ремарком – это не разочаровало.

Спасибо еще раз за очередные комплименты! Ты не первый, кто мне здесь говорит о планках и т.п., а я ведь читаю много только с появлением эл. книги и ЛЛ — это вот пять лет, ну может чуть более, но не так чтоб сильно — с учебой некогда было читпть что-то свое, хотя университет показал, какая литература в целом мне по душе. Все остальное формировалось уже тут. И мне неловко, когда меня называют каким-то эталоном, гоаорят, что мне страшно советовать. Почему?:) Я вот тут черпаю у вас, своих друзей, как раз книги, тут, по-моему, некий взаимообмен. Я себе не кажусь эталоном, я — такая же, как остальные. Безусловно, мне приятна высокая оценка читательского стажа, но… не бойся мне советовать и не переживай, я не прошу совета у тех, с кем не похожи вкусы. Я вас "своих" уже знаю:)


Спасибо за ответы:) Знаешь, дело не в том, что ты эталон, просто когда начинаешь больше общаться с человеком, когда он становится тебе ближе, то советовать даже сложнее становиться, разочаровывать не хочется. Например, когда ты впервые меня попросила советовать и мы почти не общались, то я подходил к делу более спокойно)

Надеюсь, понятно объяснил) Можешь списать мою позицию на тараканов в моей голове, хотя, думаю, ты должна понимать, о чем я:)


Спасибо за вопросы и советы!) да, понимаю, конечно, но всё равно, не переживай:)