Больше рецензий

4 апреля 2015 г. 05:11

544

5

Чудо расчудесное )
Книга из разряда - *Все, что вы желали узнать о католических священниках, но боялись спросить.* Коротенькая книжка о католических делах средневековья.
Скандалы! Интриги! Расследования!
Автор легко, с юмором и иронией повествует о делах давно минувших, но при этом без злобы и ненависти к религии в целом и к католицизму в частности. Да, были перегибы. Не ошибаются лишь абсолютные бездельники. Время было сложное, народ темен, а монахи – зеркало той эпохи.

1. Почему средневековые монахи страдали ожирением? Каков был рацион среднестатистического монаха?
Духовенство тех времен ожирением не страдало, оно им наслаждалось. Как подсчитали исследователи, в обычный день на душу приходилось около 6882 ккал, а чаще намного больше – до 10000 ккал. Кушали все, что Бог послал. А высшие силы были щедры и посылали изрядно. Любопытна ремарка о знаменитом Фоме Аквинском – из-за своей телесной обширности он не мог сидеть за обычным столом, специально для него делалась округлая выемка, куда он помещал свой мощный живот.
В сутки на одного монаха приходилось около 1,5 - 2 кг хлебобулочных изделий (собственно хлеб и разнообразная выпечка, коей славились монастырские повара), примерно 3 литра вина, пиво лилось рекой и его объемы не контролировались, а так же несчетное количество овощей и мяса. С мясом было сложно. Официально мясо в рационе не поощрялось, а запрещалось, но ушлые трактователи церковного закона нашли лазейку. Полагаясь на извечную мудрость, согласно которой *курица не птица*, вся дичь лишилась права считаться мясным блюдом, поэтому курочки, перепелки и прочие летающие и квохчущие создания в неограниченных количествах подавались на столы священников. Обычные свинина и говядина тоже без внимания не обходились – их можно было кушать за компанию с многочисленными гостями, чтобы не обидеть оных. Рыба априори к мясным блюдам не относилась и поедалась в огромных количествах. И все это изобилие плавало в растопленном сале и масле.
О гигиене в те времена не заботились, о том, что надо чистить зубы, слыхом не слыхивали, поэтому злобный кариес без проблем царствовал на планете и годам к 20-25 редкий человек мог похвастаться не то, что здоровыми зубами, а даже их наличием. Вследствие этого популярностью пользовались каши, что повышало калораж и без того питательных монашеских диет. Монахи обрастали жиром, который играл еще одну важную роль – защищал от холода, ведь монастыри не отапливались. Спали в кельях на одной постели по 3-4 человека, прижимаясь друг к другу, чтобы спастись от холода. Только жир и защищал от вымирания ) Так и разрывались монахи между догматическими идеалами самоотречения от мирских благ и суровой реальностью.

2. Мини или макси. Особенности монашеской моды.
Бедность не порок. Этот тезис отстаивали последователи святого отца Франциска, построившего на данном утверждении свой орден. Франциск был неважным организатором и не заморачивался сочинением правил для ордена, поэтому его священники были предоставлены сами себе. Без надлежащего контроля, они самовольно разделились на два лагеря. Один отстаивал убеждение, что правильный монах должен быть беднее церковной мыши, не иметь средств и собственности. Другой придерживался библейского замечания насчет *блаженны нищие духом*, а значит - материальные блага не возбранялись. Дело дошло до того, что была создана комиссия, прошерстившая Библию построчно и выяснившая страшную правду - Иисус имел материальные накопления, кошелек и владел недвижимым имуществом )
Дело коснулось даже покроя монашеских ряс. Нищие духом выбрали фасон *макси*, негоже ведь ходить уважаемым людям в коротеньких одеждах. Их соперники такое расточительство порицали и щеголяли в рубашках *мини*, едва прикрывающих пятую точку. За этой битвой средневекового модного приговора следил, похихикивая, святой отец Доминик, основатель могучего ордена, делавшего ставку на образованность священнослужителей и правильные проповеди. Попутно Доминик помогал Папе Римскому бороться с ересями, орден играл важную роль в делах Инквизиции. Дрязги среди францисканцев его заинтересовали, он оказался сторонником *макси*-стиля и недрогнувшей рукой отправил 114 минирясочников на костер, ибо и правда негоже в срамных рясах проповедовать.

Так же пытливые умы читателей ожидают подробности по ряду животрепещущих тем.
Подробности женитьбы архиепископа Кёльна и одной ушлой дамочки-бесприданницы. Как получилось, что Папа Пий IX начал правление с прогрессивных идей и разрешил ввести в Риме уличное освещение, а закончил полным мракобесием и диктатурой? Вы узнаете, почему Святая инквизиция объявила забастовку против коррупции и бесхозяйственности и чем все это закончилось. Докопаетесь до страшной причины чисто выбритых лиц и подбородков у всех Римских Пап и дальновидных военачальников. Не только наш Петр I заставлял бояр сбривать бороды ) Постигните всю суть тонкой душевной организации монахинь и святых. Выясните подробности нелегкой жизни отшельников. Как же непросто найти место, где тебя не будут донимать толпы паломников, и где можно провести время в спокойствии и медитации.
А напоследок вас ждет история шоколадных оргий в католических приходах. Вы узнаете какими сложными путями добирался шоколад до Европы, сколько фунтов шоколада ушло, чтобы подмазать ответственных церковных чиновников и почему 12 лет строгого поста могут закончиться массивными жировыми складками на теле.
Ох, как печально, что Ханса Конрада Цандера так мало переводят и издают. Я бы с удовольствием почитала его многочисленные работы. Жаль немецкого языка не знаю.

Комментарии


Очень познавательная рецензия. Книга сразу в хотелки полетела :)

Спасибо :)


На познавательные книги получаются познавательные отзывы )


Фоме Аквинском – из-за своей телесной обширности

Фоме все прощается

Прикольно, да. Читать бы не стал, ибо вашей рицы достаточно.


Фоме все прощается

Фома придерживался аналогичного мнения )


Вряд ли. Ему было тяжелее всех современников. Поэтому так много и ел. Постоянный стресс


Не знакома с подробностями его биографии, но, по-моему, занимался любимым делом всю жизнь, воплотил призвание в жизнь, сытно кушал, учил других уму-разуму и сеял разумное-доброе-вечное где мог. Можно сотни примеров привести более тяжелых судеб.


Эт понятно. Он далеко прошел на пути понимания бытия и первопричин. Единственный, в своем роде


Вот именно - единственный первопроходец, был уверен в себе, поэтому через сотни лет о нем помнят и чтут его достижения. *Фоме прощается все* - так он и вел себя )
Может жил в одно с ним время скромник нерешительный, продвинулся втихаря дальше Фомы в играх Бога с разумом, но никто об этом так и не узнал.


Этих скромников вагоны. Гений не только в чем-то одном - он должен уметь сохранить, раскрутить, заставить


Я вам про Фому, а вы мне про Ерёму )


Еремей или Ермолай? Ермолай это у Шукшина


Ерёма - Еремей, а не Ермолай. А вообще, надо бы контору открыть *Определяю на глаз уровень стресса у жителей XIII века.* Бонусом пойдет сравнительная таблица гения с вагоном скромников.


Да, будет намного сложнее, потому что у современных врачуг, например, даже определять не нужно. Профессия определяет


Так все же каким образом и по каким причинам святая инквизиция объявила забастовку?

Критика монастырей средневековья не есть что-то новое, а сведения о событиях, происходивших XII-XIII веках, самые приблизительные. Поскольку, в частности, писать умели только в монастырях. Кариес в Европе появился только после Колумба, открытия промышленного способа получения сахара из тростника. Шоколад - это начало XVII столетия. Тем не менее сахар, а тем более шоколад ещё долго, вплоть до XIX века, оставались предметами роскоши.

Я вовсе на апологет католической церкви, но хихикать над её историей и выдающимися историческими персонажами, слабо в этой истории разбираясь, не менее смешно, мягко говоря. Инквизиция это вообще отдельный разговор. Но это свое замечание я отношу к автору книжки. А Вам спасибо за рецензию и Ваше впечатление. Хотя фактуру посмотреть будет интересно при случае.


Спасибо за ваше мнение )
Надеюсь, про кариес исключительно послеколумбовой эпохи вы сейчас не всерьез сказали ) Мед и фрукты содержат массу сахарозы, а их в доколумбовой Европе было предостаточно. Плюс отсутствие культуры гигиены полости рта. Не только сахар и шоколад являются причиной кариеса.
А книга занятная, она содержит случаи не только из средневековья. Там скорее не хихиканье, а добрый юмор. Сложно к юмористической книге относиться, как к серьезному историческому трактату ) У автора любопытная биография - он сам был монахом-доминиканцем некоторое время, а потом ушел из ордена и плотно занялся историей, социологией и журналистикой.


Да, про автора почитал на его страничке благодаря Вашим стараниям. Самому интересно курировать авторов, раскрывать их для себя и других читателей. Теперь буду ориентироваться и на Ваш подход к оформлению этих страничек, так как я тут на сайте еще совсем новичок.
Про Ханса Конрада Цандера почитал с интересом и на немецком языке. Занятная биография - из купеческой семьи протестантов-кальвинистов - в католические монахи - в критики-атеисты. Интересно, что он получил премию Эгон Эрвин Киша, был такой почти забытый сегодня чешско-немецкий писатель и публицист, один из его сборников называется "Zaren, Popen, Bolschewiken" (Цари, попы и большевики, 1926). Честно говоря, меня иногда злит ёрничанье журналистов в отношении великих личностей, в данном случае Фомы Аквинского.

Католические монастыри в раннее, классическое и позднее Средневековье, тем более в разных регионах Европы вещи совсем разные. Насчет обилия сладостей и медов в средние века вещь явно спорная, так как народ регулярно помирал от элементарной нищеты, голода, неурожаев, войн и грабежей. И монастырям нередко доставалось, от викингов и разбойников например, ввиду чего многие монахи были настоящими воинами. А про 10 000 калорий в день, это серьезно с медицинской точки зрения? Интересно также, был ли у первобытных людей кариес.


У меня подхода нет к оформлению ) Это мой первый курируемый автор и потому, можно сказать, пробный вариант. Прочитала эту книгу, пошла смотреть инфу об авторе, а его страничка пуста. Пришлось браться за дело ) Сложность была в том, что на русском о нем ничего нет, а немецкого я не знаю. Выкручивалась с помощью он-лайн переводчиков, так что инфа получилась не такой полной, как хотелось бы.
Я бы не назвала его ремарки на счет Фомы Аквинского ёрничаньем. Просто любопытный факт.
Про монастыри соглашусь - условия у всех были разные. Но все же в них обеспечение продуктами было лучше, чем в обычных семьях. И это так же не способствовало повышению продолжительности жизни. И голод приводил к смерти, и обжорство. 10000 ккал вполне реально, если учесть кол-во хлебобулочных изделий и обилие масла и сала, потребляемых монахами.
У первобытных людей тоже был кариес, что подтверждено данными археологических раскопок. Только в меньшей степени - рацион питания все же был иным, да и не успевали они дожить до полномасштабных проблем с ним связанных.


Спасибо, было приятно пообщаться. И полезно - посмотрел Эгона Эрвина Киша, он тут на сайте пока беспризорный. Запал уже спал), просто не люблю как чрезмерных клерикалов, так и рьяных атеистов.

Средние века мне просто интересны, сейчас читаю ЖЗЛ "Торквемада" от Сергея Нечаева, очень интересно и свежо про ту эпоху. Кстати, очень информативный и весьма редкий фильм The Dark Ages. Хотя только с субтитрами. Если что надо с немецким, с удовольствием готов содействовать


И вам спасибо за приятную и познавательную беседу ) Про Торквемаду самой было бы интересно почитать, когда-нибудь и до него доберусь.


Да, читать было интересно. Правда, вопросы были, а ответов на такие вопросы не было. Спасибо большое!!


Истина всегда где-то рядом )


Для разнообразия и полноты картины можете прочесть ещё эту книгу Томас Вудс - Как католическая церковь создала западную цивилизацию . Взгляд на средневековое католическое монашество совсем с другой стороны.


Спасибо за совет, обязательно познакомлюсь с этим автором и его работой.