Больше рецензий

JewelJul

Эксперт

Books & yoga & singing jazz

24 марта 2015 г. 21:36

2K

5

Есть такие книги, которые спасают. От хандры, от сплина, от черной полосы, от дурацких мыслей. Которые привносят какой-то смысл в мерзкую реальность, или если не смысл, то хотя бы капельку меда в этот гребаный дегтярный мир. В тяжелые времена я всегда открываю такую книгу и спасаюсь. И "Муки и радости" точно из этих самых. Я покорена, я влюблена, я буду ее настырно рекомендовать всем и каждому.

Не могу не сравнить с книгой Стоуна недавно прочитанную биографию Леонардо Да Винчи Мережковского. Одно место, одно время, разные люди. И авторы пошли абсолютно разными путями. Стоун ставит Микеланджело в центр и ни разу не смещает фокуса, гениальный скульптор остается в каждом кадре, на каждой странице, всегда близок, тогда как Мережковский играет ракурсами, то приближая Да Винчи к читателю, то удаляя от него, иногда помещая персонаж живописца совсем уж на периферию. Не могу оценить, какой прием сработал лучше, каждая манера хороша по-своему, но массовому читателю безусловно Стоун окажется ближе, как он оказался ближе и мне. Стоун не заморачивается на философские подтексты и не слишком-то рассматривает религиозные особенности, он ведет нас по прямой, ведет, возможно, не слишком глубокий рассказ о жизни гения, зато не упускает ни одной детали, ни одного события, каждая мелочь ложится в текст. Подобно скульптору, автор по штришку вытесывает статую Микеланджело, наделяя ее различными достоинствами и недостатками. И надо сказать, грубый, строптивый, завистливый... нежный Микеланджело Стоуна мне во сто крат ближе и милее воздушного, потустороннего, печального... равнодушного аристократа Леонардо Мережковского.

Да, Микеланджело был груб. Не церемонился с врагами, не боялся противоречить Папам, всегда резал правду-матку, всю как есть, даже друзьям. За то его и уважали, и проклинали, и ненавидели. Чуть что - Микелаенджело крайний. Он был строптив и при этом чрезвычайно горд, обидчив, он не терпел пренебрежения собой. Но знаете, это так по-человечески. И, думается мне, он имел право на ненависть. Он всего лишь хотел заниматься любимым делом, к которому испытывал настоящую страсть, но политика, политики, войны, солдаты разрушали или намеревались разрушить все его замыслы. Как не возненавидеть причины бедствий?
Да, еще он был завистлив к чужим успехам, к талантливым людям - Рафаэлю, Сандро Боттичелли, и особенно - к тому же Леонардо. Микеланджело против Леонардо, земное против небесного, плоть против духа, страсть против расчета. Если Микеланджело воплотил в себе все земное, мирское, страстное, телесное, человеческое, то Леонардо избрал себе путь небесного, отрешенного, возможно, даже равнодушного, божественного. Два гения, едва друг друга терпящие. И, как правило, всегда роль злодея выпадает Буонарротти. Но мне, как и Стоуну, не терпится его оправдать. Почему он завидовал - да просто потому что мог. Мог дотянуться до такого же гения, ха, да даже и переплюнуть. Ведь это-таки важно - чтобы тебя ценили и ценили по достоинству. Мы вот живем и не завидуем (им, и это важное уточнение) - просто потому что это бесполезно, мы можем только восхищаться, а он - мог творить. Такая зависть может быть разрушительной, но у Микеланджело она была созидающей, он толкала его на поистине невероятные подвиги. В одиночку расписать ненавистную Сикстинскую капеллу, сначала плафон, потом стену. Один. Все здание. За четыре года. Только вдуматься - и глаза лезут на лоб. При том, что первоначально он и расписывать-то ее не хотел. Не его ремесло.

Мрамор и камень. Вот мир скульптора, а Микеланджело в первую очередь считал себя именно скульптором. Он чувствовал камень руками, он видел мрамор глазами, он ощущал мрамор всем собой. Мрамор и камень - это истинная любовь, недаром его возлюбленная - Кларисса - напоминала ему статую. И то, что Буонарротти делал с мрамором, очень похоже на акт любви. Да что там "похоже", это он и был... Что он видел внутри грубой колонны мрамора? Моисея? Мадонну с младенцем? Иисуса? А может, любовь? А может, жизнь?

Микеланджело жил от заказа к заказу, от скульптуры к скульптуре и, Стоун четко уловил это, разложив книгу на соответствующие главы. В "Муках и радости" немало и от производственного романа - живопись, скульптура, архитектура... штукатурка, скарпели, кисти, чертежи, все обрисовано, и обрисовано подробно, и, возможно, кто-то может заскучать, но как можно скучать, когда речь идет о просто монструозном уровне гения? Только учиться, восхищаться и... любить. Есть в книге один маленький минус, но мне даже не хочется его подробно разворачивать. Стоун немного переборщил с репликами персонажей, периодически диалоги начинают звучать нарочито, как в журнале "Лиза". Но это настолько малозначимо, и вообще, фу мне, надо было просто не заметить, просто пройти мимо. Потому что книгу однозначно в любимые. Перечитывать. Наслаждаться.

Личный флэшмоб "Черепашки" )) И их осталось двое.
Прочитано вместе с Egery . Ира, ты будешь читать?
Ин, 131313 , тебе, мне кажется, гарантированно понравится, так что :)

1 2

Комментарии


В одиночку расписать ненавистную Сикстинскую капеллу, сначала плафон, потом стену. Один. Все здание.


Стоун правда так пишет, что над всей Сикстинской капеллой работал один Микеланджело? Даже стены, которые ранее расписывали Боттичелли, Гирландайо и др.?


Очень вкратце упомянуто, что Микеланджело пошел рисовать от небольших фресок Гирландайо, а какие-то элементы фрески он наоборот разрушил, т.к. ему не подходили по стилю.
Плюс еще он вначале работал с флорентийской командой, но из-за притязаний некоторых художников команды на "тоже порисовать" распустил ее.


Он рисовал свод и дальние стены Капеллы. В целом, около тысячи кв. метров. Громадный и тяжелый труд...


Не могу себе даже представить, сколько он сил потратил.


Целых 4 года он "глотал" эту краску, спал на лесах, нередко в обуви. Работал один! Подумать только... Великая личность!


А, ты читала уже?
Где бы была культура, если б не Микеланджело? У меня реально был шок, когда я про эти фрески прочитала.


Не эту книгу, нет)
Нон-фикшн про Микеланджело, его жизнеописание.


А что за нон-фикшн? Мне теперь любопытно, насколько Стоун пригладил реальный образ )


Вот.
И вот, интересно и очень познавательно. Почти, нон-фикшн.
А еще книга Петра Баренбойма и Сергея Шияна "МИКЕЛАНДЖЕЛО. Загадки Капеллы Медичи". Не нашла тут.
Мне тоже будет интересно сравнить Стоуна с остальными)


Ой, сколько всего! Спасибо, Зарь. Мне это очень интересно.


Не за что, Юль! :))


Ужель и впрямь, что я - не я? а кто же?
О Боже, Боже, Боже!
Кем у себя похищен я?
Кем воля связана моя?
Кто самого меня мне стал дороже?
О Боже, Боже, Боже!
Что мне пронизывает кровь,
Не трогая меня руками?
Скажи мне; что это, Любовь
Вглубь сердца брошена очами,
И каждый миг растет неудержимо,
И льется через край ручьями?..

Michelagnolo Bonarroti



Так радуюсь, что эта книга есть у меня в бумаге! Прочитаю скоро)


В книге много его стихов ) (ну не так чтобы много, но есть).
Я теперь тоже хочу в бумаге.
Буду ждать твое впечатление :)


О, вижу очень впечатлило, писатель видно очень хорош.


Да, Насть, очень. А тебе, наверное, будет скучновато, по Ван Гогу помню :)


Ван Гог - отличная книга!)


Мне эта даже больше понравилась )) Хотя по накалу про Ван Гога, конечно, сильнее.


Я такое читаю, если меня сильно заинтересует, так что буду ждать когда на меня снизойдет любопытство)))


:)))) Надеюсь, что снизойдет. Полазий, посмотри фрески Сикстинской капеллы )) И скульптуры ) Я в обнимку с гуглом читала )


Это шик конечно. Рассматривать очень интересно, было бы вообще отлично в живую увидеть.


Теперь это мечты-мечты ( Но надежда еще жива.


Эх, да...


Книги про художников невозможно читать без их картин. Конечно биографические в первую очередь, но не только их.
Я вон сейчас АРТ-детектив читаю "Завещание Тициана", так даже там уже загуглилась вся и про Тициана, и про полотна и других художников прицепом, и мифологию.
представляю как ты, наверное рядом с компом всю книгу и прочитала.


О, интересный детектив, Оль?
Про Тициана тоже интересно ))

Ну да, примерно так и было, рядом с компом :) Или планшет с собой брала )


Мне нравится книга. В АРТ-детективах сама детективная линия у меня отступает на второй план. Хотя, здесь история и расследование тоже интересны.
Но самое главное в книге это Венеция тех времён. Её архитектура, история, нравы того времени. Вот это очень интересно.
Экскурс в живопись Тициана, немного о его жизни. немного о других художниках того времени.
Одним словом, в книге нет напора и экшена, но много познавательного, на то и жанр такой)).


Пойду добавлю :)))) Умеешь заинтересовать )


Читал Джек Лондона у него и ван Гога. прекрасный биограф


О, про Лондона тоже собираюсь.
Я так поняла, Стоун ради этой книги в Италию переезжал жить :) Полное погружение.


Хочу третью, потому что нарыл некую связь между ван Гогом и Лондоном. Или сам ее придумал, но рицу написал объединенную, хотя так никогда не делаю


Интересная рецензия, и как всегда необычное мнение :) Насчет прилизанности Лондона - здесь Стоун тоже весьма облагородил Микеланджело, думаю, в реальности там тоже все было куда хуже с его характером.
А если вы любите биографии, рискну посоветовать вам Гонку лидеров про Амундсена и Скотта. Там помимо биографий еще любопытная теория лидерства, вам с соционикой будет близко )


Спасибо. Биографии стараюсь читать в самом конце, чтобы навязчивый образ автора, который придумывают другие люди, не мешал чистому восприятию


Из посещения Ватикана и Сикстинской капеллы, мне запомнилось, что Микеланджело был единственным художником (в то время), который сам определял стоимость свое работы.


Ого, давно ты там был? Как вживую, впечатляет?
Ну не то чтобы сам, но мнение свое на этот счет отстаивал :) Особенно под конец жизни.


В октябре 2010 года провел чудесную неделю в Риме. Хочу туда еще:)
Под конец жизни он умер на сундуке с золотом - во всяком случае так про это говорил экскурсовод.


Умер, да, на сундуке )) Но всю жизнь был практически нищим (все деньги отсылал отцу), и только под конец жизни как-то сумел накопить )


Юль, рада, что тебе книга понравилась)Спасибо за впечатления. Может и я когда-нибудь прочитаю


Я думаю, если тебе про Ван Гога было скучновато, то эта еще скучнее покажется (( Накала меньше, деталей больше.


я процентов 20 прочитала..и все((((


И стало скучно :)


очень интересно.


Спасибо, Свет. Советую )


Юль, всё, точно буду читать. Постараюсь в апреле. Для меня твой прекрасный отзыв - лучшая рекомендация! Я теперь тоже не смоневаюсь, что мне понравится:)


Сжала кулачки )) Но, думаю, это 100%ное попадание будет ))


Спасибо, Юль:)) Если это похоже на "Жажду жизни", то точно в яблочко:)


Похоже, но менее электризовано что-ли, ровнее. Хотя от некоторых моментов меня в слезы бросало - когда умерла Контессина, когда самый чистый мрамор ему в очередной раз отказались финансировать.


Пусть ровнее, это не плохо:)


Эмоции зашкаливают). Читаю и даже кажется, что у меня пульс повысился, так ты напористо-любовно написала.

И задумалась про зависть. Про её природу

Мы вот живем и не завидуем (им, и это важное уточнение) - просто потому что это бесполезно, мы можем только восхищаться, а он - мог творить.

Оль, мне ооооочень книга понравилась. Когда так нравится, у меня всегда словоизвержение (((

Про зависть - ну... признаюсь честно, мне это близко. Когда кто-нибудь в моей области по работе достигает чего-нибудь гениального (придумывает интересный ход, разрабатывает какой-то сложный отчет), мне мучительно... хочется тоже что-нибудь сотворить, восхищаюсь и думаю, ну почему не я... потому что могу. А вот к тем, до кого мне не дотянуться, гениальных разработчиков, никакой зависти нет, только уважение, восхищение... Как-то так.


Так твоё словоизвержение не только полно эмоциями, оно аргументированно и логично!

И про зависть ты так правильно разложила, Юль. И, ведь эти червички не специально появляются, их контролировать невозможно. Но можно их направлять в совершенствующуюся сторону)


Но можно их направлять в совершенствующуюся сторону)

Да, хотелось бы, у Микеланджело вот получалось :)


Молодец что продолжаешь знакомство)


Да, хочу всего Стоуна ))


К сожалению, всего Стоуна найти не так то просто. Некоторые из его книг сейчас редкость. : (


Очень жаль ((
Тогда хотя бы в электронке, или это тоже теперь недоступно?


я многие из его книг не нашла. видимо, не все они популярны в нашей стране. думаю, в букинистических магазинчиках больше шансов, чем в и-нете.


Ой, я посмотрела, вы же не в России живете... правда, в России тоже много чего не сыщешь :(


Да, но читаю-то я на русском. :) так что все книги на свой ридер качаю с флибусты.
Вы не переживайте, самые популярные книги автора есть в продаже. мне даже довольно редкую "Достойные моих гор" удалось разыскать на книжном рынке, когда гостила в Киеве. :)


Ну да :) Если долго мучиться, все книги отыщутся рано или поздно )


Но если вам всё же удастся разыскать в электронном варианте такие его книги, как "Защита" про адвоката Кларенса Дэрроу или "Любовь вечна" про супругов Линкольнов, пожалуйста, вспомните обо мне. :)


Я постараюсь :)


Нашла на alib.ru ссылка "Любовь вечна" 94 года издания.


Как я и думала, в букинистике их реальней найти, чем в инете или современных магазинах. :)

1 2