Больше рецензий

Risha7

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 марта 2015 г. 20:28

2K

4

Книга понравилась простотой изложения и подробным объяснением упражнений. Медитация рассматривается как часть общей системы работы над собой, а не как религиозный ритуал. Можно использовать медитацию как способ ежедневно наводить порядок в мыслях, можно для духовного роста, можно для улучшения состояния здоровья. Цель может быть разной, а вот результат неизменно должен быть положительным.
Энди Паддикомб обучался в буддистких монастырях, но на каком-то этапе решил вернуться к обычной жизни и научить желающих медитировать, чтобы благодаря этому они могли стать более гармоничными людьми. Автор хочет сделать ее доступной и практичной в современной жизни. И это вполне реально.
Конечно, заниматься нужно ежедневно. Достаточно 10 минут в день. Мозг обладает очень выгодным свойством – нейропластичностью. А это значит, регулярные занятия чем-либо, даже не очень долгие по времени, формируют новые нейронные связи и расширяют функциональные возможности. Медитация помогает немного перестроить сознание, позволяет научить мозг «пассивно созерцать», избавиться от привычки контролировать все и вся - и в итоге, сформировать состояние естественного отношения к миру.

Также стоит обратить внимание на осознанное отношение к событиям, происходящим здесь и сейчас. Следует сосредотачиваться на том, что происходит в данный момент. Если человек ест, то буквально пытаться уловить оттенки вкуса, запаха. Если идет привычной дорогой – отмечать гул улиц, обращать внимание на пешеходов, проходящих мимо. В свете этой информации очевидным становится факт, что наблюдательные люди, которые замечают какого цвета глаза у собеседника и могут сообщить другие приметы человека, и какие вывески висят на домах, или кто живет в соседнем подъезде, живут более осознанно, чем другие, которые на такие мелочи не обращают внимание.
Хороший старт для начала. Можно рекомендовать всем, интересующимся данной темой. Написано понятно. Есть упражнения, объяснены типичные ошибки. Полезная и нужная книга оказалась.

Игра «Спаси книгу – напиши рецензию».

Комментарии


У автора, судя по всему, основная личная проблема возврата в реальность. Что делать тем, у кого с этим проблем нет


Суть многих методик как раз в том, чтобы сделать собственную реальность более многомерной, научиться более гибкому отношению к событиям и людям. Главное, правильно задать цель (это м.б.очень небольшой вопрос, но доставляющий реальные проблемы), и поддерживать уровень мотивации. Самое малое, над чем можно поработать - уменьшить уровень тревожности. В той или иной степени она есть у всех. Медитация - это не значит "ушел в себя, вернусь не скоро", это набор простых действий, связанных с дыханием, расслаблением, кот.доказали уже свою эффективность. С возвратом в реальность, как правило, проблем не возникает.


Для этого не обязательно обращаться к подсознанию. Подобных высот достигает любой счастливый человек.

собственную реальность более многомерной, научиться более гибкому отношению к событиям и людям

это ваша фраза или автора?


Моя. Но далеко не каждый может назвать себя счастливым человеком. Если он таковым себя не ощущает, то как ему стать счастливым?


Здравствуйте!
Спасибо за рецензию!
Давно собираюсь попробовать медитацию, только не знал - с чего начать.
Надеюсь, эта книга сможет мне помочь.


Добрый день!
Книга мне показалась очень понятно написанной, без лишних заморочек. По делу все. Так что рекомендую. Литературы и видео много по медитации, но все время создавалось ложное ощущение, что это невероятно сложно. А оказывается, что это не так. Конечно, я не беру в расчет длительные серьезные медитации просветленнных )) На обычном, бытовом уровне вполне можно применять. Я попробовала - релакс полнейший, и хороший настрой на день дает ))


Здравствуйте.

У меня вопрос, касающийся осознанности в повседневных делах. Надеюсь, что поможете. )
Автор, как вы пишете во второй части рецензии, призывает сохранять сосредоточенность на выполняемых действиях. Но как быть с ситуациями, когда человек обдумывает какую-то проблему (по работе или нет) находясь в вагоне метро по пути домой (и это обдумывание часто приводит к поиску решения)? Что насчет других размышлений на отвлеченные темы? Занимаясь каким-то простым монотонным трудом можно подумать о каких-то проблемах и, опять же, найти решение или сформировать свою точку зрения. В этих случаях мы не находимся в настоящем. Как разрешить данное противоречие?


Добрый вечер!
А тут нет никакого противоречия. Нужно разрешить себе в данный момент обдумывать проблему, т.е. сделать это размышление осознанным, не "само думается", а "я сознательно обдумываю проблему в этот отрезок времени". И попробуйте удержать свои мысли только на этой проблеме в течение конкретного времени, хотя бы 15-20 минут. Не факт, что получится. Скорее всего, подумается еще об очень и очень многом.
Сложность основная в том, что как раз трудно сохранять длительное мысленное сосредоточение на чем-то (мытье посуды, размышления о волнующем вопросе, или не думать вовсе). Добиться длительной концентрации на выполняемом действии, или на размышлении о проблеме - в этом смысл осознанного подхода к реальности. Не пара минут, потом подумалось о чем-то отвлеченном, потом снова о проблеме, а каждую минуту этого этого времени я осознаю, что я делаю в данный момент, я сама выбираю об этом думать и я на этом сосредоточена. Это исключает внезапно осознать, то мысли где-то в другом направлении улетели, а я стою и мою посуду. Примерно так. В идеале, конечно, жить каждый миг осмысленно, потому как это предполагает полноту бытия и реальное переживание каждого мгновения жизни :)


То есть, во время чистки зубов не обязательно, как призывает автор, сосредотачиваться на ощущениях (вкуса, запаха и т. п.), а можно думать о чем-то отвлеченном, лишь бы это было осознанно? Или, например, я занимаюсь кошением травы. Перемещаю триммер то влево, то вправо, но при этом осознанно возвращаю внимание к поиску решения проблемы с поломкой автомобиля. Переключаю внимание на кошение настолько, насколько необходимо и снова размышляю об автомобиле. Это верный подход?

Приведу еще один пример. Утрированный, но позволяющий лучше понять тему. Десять лет я ходил по одной и той же улице на работу и не обращал внимание на вывески магазинов, людей, которые мне встречаются и архитектуру домов. Все это время был погружен в какие-то мысли (осознанно или нет). Теперь же, практикуя осознанность, я целенаправленно сосредотачиваю свое внимание на решении рабочих проблем по пути, что в одну, что в другую сторону. Но по-прежнему не замечаю вывески магазинов, прохожих и внешний вид домов. Второй подход верный, а первый нет. Правильно? )


В идеале должно быть так - косите траву, думаете о кошении травы, чистите зубы - сосредотачиваетесь на вкусе зубной пасты и движении щетки во рту, идете на работу - обращаете внимание на дорогу, вывески магазинов, людей. И так в каждый отрезок жизни. Это в идеале.
Но дело в том, что мысли свои не всегда удается держать под контролем. Если человек десять лет ходит одной дорогой, а на окружающее не обращает внимание, все время погружен в себя, то имеет место быть, скорее всего не размышления о проблеме, а чрезмерная умственная жвачка, когда мыслями возвращаешься к одним и тем же раскладам, а конструктивного размышления очень мало. И вот для того, чтобы избавится от внутреннего напряжения, фиксации на ситуациях, нужна медитация (состояние не ума). Ее нужно специально практиковать ежедневно. Регулярно практикующий медитацию постепенно упорядочивает свое умственное и физическое состояние, начинает более осмысленно и легко находить выходы из сложившихся ситуаций, он не будет напряженно размышлять над проблемой, потому как отношение у него к проблеме будет более спокойное. И тогда человек, без особого усилия, будет присутствовать здесь-и-сейчас в дороге, при кошении травы и тд.

Это такая эталонная модель. Пока этого нет, если сложно сосредоточиться на текущем действии, то можно себе позволить размышлять о проблеме, но делать это сознательно, и при уходе мысли в другую сторону - возвращать ее к поставленной задаче. Это я бы предлагала для домашних скучных дел, когда надо их сделать, так хоть подумать в это время. А вот когда идешь по дороге, лучше все-таки "присутствовать" и обращать внимание на окружающую действительность.
Таким образом нужно: медитация (ежедневные упражнения)+осознанность в повседневной жизни. Два в одном. Одно без другого не сработает в полной мере.
Все это мои интерпретации, то, как я понимаю медитацию и осознанность.


Мне показалось, что вы противоречите своему первому ответу мне. ) Сначала вы сказали, что нет проблемы в том, чтобы осознанно обдумывать решение задачи находясь, например, в вагоне метро. А теперь говорите, что при кошении травы нужно думать о кошении травы (то же с чисткой зубов). Именно про это и было мое первое сообщение. В этом и противоречие: если мы находимся "здесь и сейчас" (в вагоне метро, занимаемся кошением травы), то нам предлагается отказаться думать о решении какой-то проблемы. И когда о ней думать? Только специально выделив время? )

Ощущение, что подобное мое представление об этом ошибочно и побудило меня задать вопрос. В первом ответе вы стали это отрицать, а во втором, наоборот, подтверждать.

Давайте я приведу более конкретный пример.

Мы с вами друзья и коллеги и вчера поругались. Сегодня я иду на работу, где мы увидимся и специально (осознанно) думаю о причинах ссоры. Взвешиваю "за" и "против" и понимаю, что я виноват и нужно извиниться. Придя на работу я осуществляю задуманное - мы миримся.

Всю дорогу я был сосредоточен на решении проблемы в наших отношениях и не был "здесь и сейчас" относительно происходящего на улице, лишь переключал внимание, когда это необходимо, чтобы избежать возможных проблем (смотрел по сторонам, пропускал транспорт пересекая дорогу и т. д.). Исходя из вашей интерпретации материала, так делать нельзя? От этого нужно отказаться и думать только в специально отведенное время?

Надеюсь, что не утомил вас. ) Я всего лишь хочу более ясно представить, как это должно быть на практике.


Да, некоторые расхождения в двух ответах есть, ведь я такой же неофит, как и вы. И мои ответы не являются истиной в последней инстанции. Во втором более точный подход, для продвинутых. И уточняю в нем же, что если пока сложно сосредоточиться длительно, то вполне можно практиковать за неким рутинным занятием осознанное размышления о текущей проблеме. Ну мы же не роботы, если дорога занимает длительное время, то почему бы рационально не разделить время? Текущие бытовые ситуации (как в вашем примере) отнюдь не требуют столь мучительного размышления всю дорогу. А если-таки размышляется всю дорогу само, то это называется умственная жвачка, и с этим следует поработать и несколько ограничить во времени, сознательно переключаясь на дорогу.
А вообще, не очень корректно говорить, что что-то нельзя делать. Можно. Это всего лишь рекомендации, которые стоит взять на вооружение и применять в удобном для себя режиме. Если я вам скажу, что нельзя два часа идя на работу думать ни о чем другом, кроме дороги, вы так и будете делать? )) Смысл в том, чтобы максимально часто действовать и думать осознанно. Сколько по времени это будет занимать - 10 минут или вся дорога, это уже на ваше усмотрение. Пробуйте, читайте, ищите для себя комфортный вариант. :)
Не могу сейчас уточнить конкретно в этой книге, нет ее под рукой. Есть еще книга на тему осознанности, авторы М. Уильямс, Д. Пенман "Осознанность. Как обрести гармонию в нашем безумном мире". Возможно, там объяснено подробно.


Напишу ответ первым уровнем, чтобы было удобнее.

Во втором более точный подход, для продвинутых.


То есть, вы все-таки считаете, что автор предлагает нам отказаться думать о решении какой-то своей проблемы (в моих примерах)?

И уточняю в нем же, что если пока сложно сосредоточиться длительно, то вполне можно практиковать за неким рутинным занятием осознанное размышления о текущей проблеме. Ну мы же не роботы, если дорога занимает длительное время, то почему бы рационально не разделить время?


Я не всю книгу прочитал, но это идет вразрез с тем, что пишет автор книги. Вы сами написали, что осознанно нужно действовать максимально часто.

Текущие бытовые ситуации (как в вашем примере) отнюдь не требуют столь мучительного размышления всю дорогу. А если-таки размышляется всю дорогу само, то это называется умственная жвачка...


А откуда вы знаете, сколько длится путь от дома до работы в моем вымышленном примере? ) К тому же, это всего лишь иллюстрация (коих можно придумать множество). Может у нас ссора была серьезная и пришлось долго думать. Еще обдумывать можно много разных тем осознавая это. )

А вообще, не очень корректно говорить, что что-то нельзя делать. Можно. Это всего лишь рекомендации, которые стоит взять на вооружение и применять в удобном для себя режиме.


Это вы ко мне придираетесь. ) Конечно я понимаю, что никто не отругает нас и не накажет, если мы не будем следовать методике, изложенной в книге, полностью или частично. ) Под "нельзя" подразумевается то, что не правильно. По умолчанию, правильным считается то, чему нас учит автор на основе своего опыта. А иначе мы можем договориться до того, что можно половину методики выбросить. А еще можно вообще ничего не читать. ) Но разговор ведь про книгу и методику описанную в ней, которой нужно (не придирайтесь к этому слову :) ) придерживаться.


А вы от меня что хотите услышать? Чтобы я что вам поддтвердила или опровергла? Я вам рассказала свои представления о медитации и осознанности, или как я, например, бы стала применять и действовать. Если вы хотите выполнять строго рекомендации, изложенные конкретно в этой книге, пожалуйста :)
Что касается протяженности дороги, количества проблем, о которых нужно думать, серьезность ссоры - ну это же несущественно, буквоедство какое-то. Я вам предлагаю разделить время, если сложно долго сосредотачиваться - часть времени размышляете, часть осознанно впитываете окружающую действительность. Вы не услышали, потому, что это не строго по методике. Я предпочитаю посмотреть с разных точек зрения и прочитать, по-возможности, не одну книгу по интересующей теме, чтобы для себя определить, что мне подходит и как буду узнанное применять на практике. Это может быть микст из разных методик. И я считаю, что половину методики, если она не подходит лично мне, и правда можно выбросить. Вы вольны действовать, как вам удобнее, как считаете правильным по умолчанию.
Книгу читала года полтора назад, некоторые моменты подзабылись, а вы ее читаете сейчас. Так расскажите мне, не опираясь на мои слова, как нужно правильно делать? И я освежу в памяти эти моменты, и, может быть, скажу, что вы правы.


В процессе чтения у меня возник вопрос, который я задал с самого начала, касательно практической реализации осознанности. Подумал, что, возможно, я просто не понял что-то. Поэтому решил спросить у кого-нибудь, кто данную книгу прочел и сможет пояснить, что имеет ввиду автор. Так я оказался здесь. )

Теперь же я понял ваш подход. )

Книгу читала года полтора назад, некоторые моменты подзабылись, а вы ее читаете сейчас.


Я как раз хотел позже задать вопрос, стали ли вы после прочтения практиковать то, что написано в книге на регулярной основе и к чему это привело?


Вероятно, вы найдете ответ на свой вопрос, когда дочитаете книгу до конца :) Насколько помню, там все предельно просто написано.
На регулярной основе медитацию я не применяю, начинаю использовать только тогда, когда накапливается внутреннее напряжение, нарастает беспокойство в силу разных причин. Тогда выделяю время ежедневно минимум 30-40 минут для медитации. Стараюсь максимально расслабиться, сосредоточиться на дыхании, отключить мысли. Сложно, но стараюсь, время не сокращаю. Такой метод позволяет обойтись без тяжелой артиллерии - таблеток. Как только ситуация улучшается, занятия медитацией плавно сходят на нет. Ну, что поделать ))
Осознанность практикую. В основном, это касается значимых вещей - слушаю лекции, читаю, смотрю передачи - стараюсь максимально сконцентрироваться на этом, чтобы усвоение информации шло лучше. Раньше бывало, мысли где-то далеко, а я вроде страницу прочитала, а не помню про что. Потом приходилось перечитывать. Сейчас лучше концентрируюсь и дольше удерживаю внимание.
В бытовых ситуациях порой забываю. Вот вы напомнили, что надо бы в дороге побольше внимания уделять окружающей действительности.


Ну, мой вопрос касается отдельного нюанса, поэтому надежды, что этому будет уделено внимание нет. А для меня это важно, потому что не хочу практиковать что-то и сомневаться, что делаю это правильно. )

Про прочитанную страницу очень знакомо. Думаю, у многих людей такая проблема. Желаю вам извлечь из практики как можно больше пользы. Может быть будете практиковать чаще и станете еще лучше. )


Спасибо на добром слове :) Вам тоже желаю успехов в практике и получении положительного результата. А ответ на свой вопрос вы обязательно найдете, поскольку ищете его. Так обычно бывает :) Когда информация новая, иногда сложно увязать одно с другим. По мере накопления знаний, разрозненные представления укладываются в логичную систему и противоречия уходят :)