Больше рецензий

Yagmur

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 февраля 2015 г. 12:12

197

4

Главный герой романа, Кристофер Мартин, стал третьим литературным персонажем* в моей копилке, где я собираю тех, кого Джек Лондон в романе «Морской волк» описал так:

…это было лицо человека, никогда не идущего вразрез со своей совестью, или же человека, вовсе лишенного совести. И я склоняюсь к последнему предположению. Это был великолепный образчик атавизма - человек настолько примитивный, что в нем как бы воскрес его первобытный предок, живший на земле задолго до развития нравственного начала в людях. Он не был аморален, - к нему было просто неприменимо понятие морали.

Поскольку я в своей жизни руководствуюсь принципом – люди делают лучшее, на что они способны, в этой рецензии не будет осуждения и уж тем более обвинения главного героя. Это совсем не значит, что я оправдываю или одобряю его поступки, но я думаю, что Мартин заслуживает сострадания, особенно в тот момент, когда он, как никогда раньше, близок к прозрению.

Надо понимать, что душа Кристофера Мартина развита слабо, а его мир – место очень враждебное, построенное, как у животных или первобытных людей, на идее «или я сожрал, или меня сожрали». Трудно требовать от такого главного героя высокой нравственности или осознанности – он, как напуганный мальчик из своих фантазий, в которых присутствуют подвал, эшафот и гробы, составляющие суть его мировосприятия.

Что же случилось с героем на той скале в Атлантическом океане, которая стала для его погибающей души тюрьмой, цепями в которой служат разум и образование? Не случайно он вспоминает Мэри, с которой поступил наиболее жестоко из всех, кого «сожрал» – это такой слабый отголосок совести, которой Мартин так и не даст проснуться. Да и набожный Натаниэль приходит к нему не просто так: вспомнить о душе, боге, увидеть истину пусть даже за секунду до смерти – вот к чему призывает это видение. Он прибегает к Нату за спасением и успокоением, как уже сделала это Мэри. Но тут же обесценивает его, вспоминая расхлябанную походку, медитации на судне, над которыми смеялась вся команда, стремление побыть одному. Кристоферу не дано понять, что есть другие люди, не такие, как он, но что-то такое он чувствует, раз за разом возвращаясь к образу Натаниэля.

Отдельно хочу сказать о борьбе главного героя. Как Дон Кихот Ламанчский, который боролся с ветряными мельницами, видя в них чудовищ, Мартин борется с собой, морем, жизнью, богом. В этих эпизодах и скрыта вся его сущность – неприятие себя самого, восприятие других, как агрессоров, жизнь в абсолютно враждебном мире. Как не сойти с ума? Как сохранить душу в этом аду, которым для героя стала вся его жизнь, а не только 6 дней на скале? Бороться, придумывать новых врагов, всегда выбирать ненависть вместо любви, иначе слабость и смерть. Когда к нему приходит бог и пытается дать последний шанс, направить к свету, он кричит ему:

— С…ть я хотел на твое небо!

У меня внутри произошел маленький, но довольный мощный, взрыв, когда я это прочитала. Концовка не шокировала меня так, как одна эта фраза. В ней вся боль и несчастье этого человека, погибель души, которую он сам для себя выбрал, а не бог послал ему в наказание. Мощно, страшно, поучительно!

* Два других персонажа – Скарлетт О’Хара из Унесенных ветром Маргарет Митчелл и Волк Ларсен из Морского волка Джека Лондона.

Прочитано в рамках игры Кот в мешке. Тур 2.