Больше рецензий

14 января 2015 г. 21:22

2K

4

Открытие новых истин всегда было и будет столь же опасно,
как открытие новых земель. У тиранов и толпы,
у малых и великих – мы с вами везде чужие,
лишние – бездомные бродяги, вечные изгнанники.

"Воскресшие боги. Леонардо да Винчи"

Это не просто книга о Леонардо да Винчи, это Эпоха.
Оглядываясь назад, я удивляюсь - отчего же она такая маленькая. Как это всё там уместилось?!
Теперь книга представляется мне огромной, разбухшей и выпирающей, переливающейся через края.
Как в ней могли уместиться живопись и архитектура, анатомия и изобретения, уроки религии и живописи, костры и виселицы, горы и поля, борьба христианства и язычества, жестокость против гуманизма, созидание и разрушения, Бог и Антихрист, Италия и Франция.
И главное Леонардо да Винчи, а потом и Никколо Макиавеелли, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Джироламо Савонарола, Франческо Сфорца и многие другие, не менее выдающиеся и занимательные личности.
Какой же это огромный труд собрать всё воедино и рассказать не биографию Великого Человека, а передать атмосферу времени, создать особый образ.
Прочитать просто про Леонардо да Винчи – живописца и изобретателя было, наверное, банально. Тут больше информации об окружении и настроениях, о нём глазами учеников, друзей и врагов.

Главная загадка - кто же был Леонардо да Винчи для своего времени – посланник Божий или Антихрист.
Многие поступки, совершенные во имя науки, ради познания и нацеленные на будущий результат, кажутся ужасными, жестокими и неоправданными, при всем благообразии образа человека с большим и детским сердцем.
Конечно, Мережковский рассказал нам о своем Леонардо да Винчи.
Именно за это хочется сказать особое спасибо. Потому как чувствуется отношение с особым уважением и трепетным благоговением, не гнушаясь показать хитрость, страх и тщеславие. Странный человек, хватающийся за все сразу.
Верите ли, – нет такой глупости, которой бы мессер Леонардо не предался с восторгом, только бы отделаться от живописи!
Автор всегда очень тактично и нежно, как-то слегка и бережно касается в книги главного героя, не выпячивая и не вознося на пьедестал, не впадая в крайности с фанатичной любовью и восторженностью.
Леонардо часто остается немного в стороне…загадка на все времена.
Со странной верой, особыми взглядами на религию, со стремлением к познанию не имеющим барьеров и преград, с каким-то совершенно безумным чувством такта и сострадания, с платонической и сказочной любовью к единственной женщине на портрете, с жадным взглядом, поглощающим чужие эмоции. - вот он да Винчи Мережковского.
Не понятый и не признанный в той мере, в какой был достоин этот великий ученый и архитектор, писатель, скульптор и художник, не имеющей достойных условий для развития и использования своих познаний во благо человечества.
Леонардо Да Винчи – гений, затерявшийся не в том времени, родившийся слишком рано. посланник Божий, принесший в мир особое, важное.
Леонардо – преданный учениками, брошенный судьбой, спотыкающийся о препятствия, идущий смерено и не ропща к своей цели, воспарить над землей подобно птице.

Я попыталась после книги читать Википедию…и не смогла. Невольно начиная сравнивать информацию, я решила, что предпочитаю оставить в памяти именно то образ Да Винчи, которой сейчас так комфортно расположился у меня в голове. Боюсь увидеть там те мелочи, которые его потревожат.
Книга сложная, сквозь нее пробираешься как сквозь непроходимый лес, пытаясь угадать, расшифровать знаки на пути. Прогулка хоть и была суровой, но закалила и научила.
Самое удивительное, еще и повеселила – на фоне мрачности и жестокости того времени все же встречаются очень забавные моменты.
У Мережковскому удался портрет эпохи Возрождения – я и смеялась и плакала.

«Помни, – в лицах, тобою изображенных, должна быть такая сила чувства, чтобы зрителю казалось, что картина твоя может заставить мертвых смеяться и плакать.
Когда художник изображает что-нибудь страшное, скорбное или смешное, – чувство, испытываемое зрителем, должно побуждать его к таким телодвижениям, чтобы казалось, будто бы он сам принимает участие в изображенных действиях; если же это не достигнуто, – знай, художник, что все твои усилия тщетны».

Очень большой разворот...


"Когда Джованни взглянул, в первое мгновение ему показалось, что перед ним не живопись на стене, а действительная глубина воздуха, продолжение монастырской трапезной – точно другая комната открылась за отдернутой завесою, так что продольные и поперечные балки потолка ушли в нее, суживаясь в отдалении, и свет дневной слился с тихим вечерним светом над голубыми вершинами Сиона, которые виднелись в трех окнах этой новой трапезной, почти такой же простой, как монашеская, только обитой коврами, более уютной и таинственной. Длинный стол, изображенный на картине, похож был на те, за которыми обедали монахи: такая же скатерть с узорными, тонкими полосками, с концами, завязанными в узлы, и четырехугольными, не расправленными складками, как будто еще немного сырая, только что взятая из монастырской кладовой, такие же стаканы, тарелки, ножи, стеклянные сосуды с вином."
"Вон по правую сторону – созерцательный: совершенное добро в Иоанне, совершенное злое в Иуде, различие добра от зла, справедливость – в Петре. А рядом – треугольник деятельный: Андрей, Иаков Младший, Варфоломей. И по левую сторону от центра – опять созерцательный: любовь Филиппа, вера Иакова Старшего, разум Фомы – и снова треугольник деятельный. Геометрия вместо вдохновения, математика вместо красоты! Все обдумано, рассчитано, изжевано разумом до тошноты, испытано до отвращения, взвешено на весах, измерено циркулем. Под святыней кощунство!"

картинка littleworm

Тайная вечеря The Last Supper
1494 -1498
Масло и темпера на штукатурке. 460 x 880 см
Санта-Мария дель Грация, Милан, Италия

*** *** ***


"Матерь Божия, среди скал, в пещере, обнимая правою рукою младенца Иоанна Крестителя, осеняет левою – Сына, как будто желая соединить обоих – человека и Бога – в одной любви. Иоанн, сложив благоговейно руки, преклонил колено перед Иисусом, который благословляет его двуперстным знамением. По тому, как Спаситель-младенец, голый на голой земле, сидит, подогнув одну пухлую с ямочками ножку под другую, опираясь на толстую ручку, с растопыренными пальчиками, видно, что он еще не умеет ходить – только ползает. Но в лице Его – уже совершенная мудрость, которая есть в то же время и детская простота. Коленопреклоненный ангел, одной рукой поддерживая Господа, другой указывая на Предтечу, обращает к зрителю полное скорбным предчувствием лицо свое с нежной и странной улыбкой. Вдали, между скалами, влажное солнце сияет сквозь дымку дождя над туманно голубыми, тонкими и острыми горами, вида необычайного, неземного, похожими на сталактиты. Эти скалы, как будто изглоданные, источенные соленой волной, напоминают высохшее дно океана. И в пещере – глубокая тень, как под водой. Глаз едва различает подземный родник, круглые лапчатые листья водяных растений, слабые чашечки бледных ирисов. Кажется, слышно, как медленные капли сырости падают сверху, с нависшего свода черных слоистых скал доломита, просочившись между корнями ползучих трав, хвощей и плаунов. Только лицо Мадонны, полудетское, полу девичье, светится во мраке, как тонкий алебастр с огнем внутри. Царица Небесная является людям впервые в сокровенном сумраке, в подземной пещере, быть может, убежище древнего Пана и нимф, у самого сердца природы, как тайна всех тайн, – Матерь Богочеловека в недрах Матери Земли."

картинка littleworm

Мадонна (Дева Мария) в скалах 1506-1508
Масло на панели 189,5 x 120 см
Лондонская Национальная галерея

*** *** ***


"В наброске для этой иконы обнаружил он такое знание анатомии и выражения человеческих чувств в движениях тела, какого до него не было ни у одного из мастеров.
В глубине картины виднеются как бы образы древней эллинской жизни – веселые игры, единоборства наездников, голые тела прекрасных юношей, пустынные развалины храма с полуразрушенными арками и лестницами. В тени оливы на камне сидит Матерь Божия с младенцем Иисусом и улыбается робкою детскою улыбкою, как будто удивляясь тому, что царственные пришельцы неведомых стран приносят сокровища – ладан, мирру и золото, все дары земного величия – в яслях Рожденному. Усталые, согбенные под бременем тысячелетней мудрости, склоняют они свои головы, заслоняя ладонями полу ослепшие очи, смотрят на чудо, которое больше всех чудес, – на явление Бога в человеке, и падают ниц перед Тем, Кто скажет: «истинно, истинно говорю вам, ежели не обратитесь и не станете, как дети, не можете войти в царствие Божие».

картинка littleworm

Поклонение волхвов 1472-1477

*** *** ***


Картина изображала св. Анну и Деву Марию. Среди пустынного горного пастбища, на высоте, откуда виднеются голубые вершины дальних гор и тихие озера, Дева Мария, по старой привычке, сидя на коленях матери, удерживает Иисуса Младенца, который схватил ягненка за уши, пригнул его к земле и поднял ножку с шаловливою резвостью, чтобы вскочить верхом. Св. Анна подобна вечно юной Сибилле. Улыбка опущенных глаз и тонких, извилистых губ, неуловимо скользящая, полная тайны и соблазна, как прозрачно-глубокая вода, – улыбка змеиной мудрости, напоминала Джованни улыбку самого Леонардо. Рядом с ней младенчески ясный лик Марии дышал простотою голубиною. Мария была совершенная любовь, Анна – совершенное знание. Мария знает, потому что любит, Анна любит, потому что знает. И Джованни казалось, что, глядя на эту картину, он понял впервые слово учителя: великая любовь есть дочь великого познания.

картинка littleworm

Мадонна и младенец со святой Анной
1508-1509 Древесный уголь и мел на бумаге.
168 x 130 см. Лувр, Париж, Франция

*** *** ***


"Он вспоминал с неизъяснимым удивлением, что эту же самую улыбку видел у Фомы Неверного, влагающего руку в язвы Господа, в изваянии Вероккьо, для которого служил образцом молодой Леонардо, и у прародительницы Евы перед Древом Познания в первой картине учителя, и у ангела Девы в скалах, и у Леды с лебедем, и во многих других женских лицах, которые писал, рисовал и лепил учитель, еще не зная моны Лизы, – как будто всю жизнь, во всех своих созданиях, искал он отражения собственной прелести и, наконец, нашел в лице Джоконды.
Порой, когда Джованни долго смотрел на эту общую улыбку их, становилось ему жутко, почти страшно, как перед чудом: явь казалась сном, сон явью, как будто мона Лиза была не живой человек, не супруга флорентийского гражданина, мессера Джоконда, обыкновеннейшего из людей, а существо, подобное призракам, – вызванное волей учителя, – оборотень, женский двойник самого Леонардо."

картинка littleworm

Мона Лиза Джоконда
1514 - 1515 Масло на тополиной панеле.
77 x 53 см Луврский музей. Париж, Франция

Юля JewelJul , спасибо за компанию!
Зарь nevajnokto , жду твою..очень-очень)))))

1 2

Комментарии


Вот у меня точь-в-точь ощущения. Восхищаюсь автором, несмотря на тяжелый слог.


Ой, нет Юль. Это так громко сказано))в моем случае, это скорей уважение и благодарность.
Причем не за всю книгу в целом, а за полное погружение в эпоху и созданный образ. Как-то так)


Ну я потому и восхищаюсь, что он смог погрузить читателей по самую маковку.


Настен, я дочитаю этот прекрасный труд в феврале или к самому концу января. И не потому, что мне тяжело дается слог - он то, что надо! Дело в другом. Я скажу в чем, но в своей рецензии, которая, скорее всего, будет закрытой - только для друзей.
А твоей рецензией я восхищаюсь!))


ой..ну скажешь тоже. А ты уже начала?


Прочитала чуть больше половины.


а рассказывает ли автор про Бенвенуто Челлини?
и как он выражает отношение человека к другим людям? как сейчас - гуманно... или иначе?


нет(Не стоило тогда читать, да?

и как он выражает отношение человека к другим людям?

- Человек человеку друг, товарищ и брат!
- Сжечь его на костре!
- Нет! Сначала вздернем!


нет? такого человека не упомянул... тогда не Эпоха... а что-то там про Возрождение :]

- Сжечь его на костре!
- Нет! Сначала вздернем!

Вальтер Скотт какой-то


Бенвенуто родился в 1500м. Леонардо в 1500м было 48 лет. Вряд ли Леонардо был интересен младенчик Бенвенуто )


теперь понятно. осталось прояснить аспект гуманизма


Тебе же Настя написала про "люди, нравы, обычаи" ))))))
Ну а сам Леонардо гуманист, да ) Беспомощный, правда.


там непонятно


Вот и почитай! ))))) А то сейчас все расскажу, ты и читать не станешь )))


Знание - сила. Наконец-то пришли к тому , что надо думать головой,но не все. Через познание обретение веры, надежды и любви к ближнему.

любовь есть дочь познания; любовь тем пламеннее, чем познание точнее.

Вот так аккуратно в ладошках это через всю книгу и в ушко.


))))))) а вот мне интересен)))


нет? такого человека не упомянул... тогда не Эпоха... а что-то там про Возрождение :]

Тогда бы Леонардо да Винчи там не уместился))) ему и так места мало было


Заинтриговала!!!! Но где же взять время?!
Эту книгу я очень хочу прочесть, надеюсь, что удастся но не раньше февраля...
А вот "Жизнь Б.Челлини, рассказанная им самим" я тебе очень рекомендую - я ее читала несколько раз - просто чудо! Средневековье глазами очевидца - о себе, о времени, о нравах и опять о себе - очень занимательно и весело:)
В эту книгу я влюблена с 15 лет и по сю пору - не теряю надежды добыть в свою библиотеку)


Ура! Это замечательно! я очень буду ждать))))
спасибо, попробую найти эту книгу.


Спасибо за рецензию)


Вам спасибо за внимание)


Давно хочу почитать Мережковского, все никак не могла выбрать, с чего начать )


я так больше из-за да Винчи читала, но поняла, что в идеале надо читать всю трилогию)
и может я решусь)


Как вам показалось, позаимствовал-таки Михал Афанасьевич Булгаков для МиМ сцены из да Винчи?)


Ооо..вот это вопрос)))я и не предполагала и не слышала о такой версии((
а расскажите(пока пошла искать МиМ - пора перечитывать)))


Настюш, спасибо! ) И впечатления, и картины, и цитаты- все замечательно)


многовато цитат получилось))
но мне так хотелось оставить их на память и так жалко было сокращать(


Ничего), они же под катом, никому не мешают, зато прям все подобрано к картинам, мне понравилось, как ты оформила) и содержание.


спасибо! сама вчера седела перечитывала и рассматривала))))


Спасибо за рецензию, Настя) Добавляю книгу в вишлист в обязательном порядке)


Оль, надеюсь тебе понравится книга)


у меня к Да Винчи нежная трепетная любовь, и если автор относится к нему тактично, то скорее всего книга понравится :)


Очень тактично и нежно.)


*ушла искать книгу* :)


Здорово, что в результате все довольно хорошо сложилось).


Да, так и предполагала)


Настя, спасибо за великолепную рецензию!
Книгу читать если и уду, то очень не скоро, а вот твою рецензию прочла с большим интересом:)


Ин, на нее надо настроится. ))Спасибо, рада если тебе было интересно))))


Очень интересно! Ваши с Юлей рецензии прочла, теперь жду Зари:)
У меня пока точно нет нужного настроя, но на заметку возьму обязательно.


еще Агни будет читать)))
и я жду Зарину)))


Настюш, спасибо. С интересом прочитала. Прям заворожила ты меня рецензией.

1 2