Больше рецензий

10 января 2015 г. 20:56

61

4

Держу в руках книгу и что-то не сходится.

С одной стороны прогресс и высокие технологии, с другой, афро-американцев называют ещё таким понятным и привычным словом - «негры», аборты в США запрещены, а адвокаты такие же жадные и беспринципные, как сейчас…
А, понял, сошлось! Я держу в руках отличный роман середины прошлого века: "Аэропорт".

Так что, представляет собой роман А. Хейли? Давайте попробуем разобраться:

1. Триллер. Роман – катастрофа

Да, все законы жанра налицо: быстрая смена декораций, нарастающее волнение, переключение внимания читателя на другие действующие лица и события в самый напряженный момент. А какое стечение обстоятельств! Триллер!? Катастрофа!? Ну, уж нет!
До катастрофы дело не дошло, - не Голливудский размах. Жертв, благодаря слаженной работе персонала аэропорта и членов экипажа нет. Заметьте, автор не считает это героизмом. Это их обыденная работа.
Конечно, есть небольшая оговорка: тяжелые раны Гвен. Но мы же знаем, - она выживет. Более того, авария позволила сохранить нечто более ценное - жизнь ещё не рожденного Вернона Димирста – младшего. Да и Кейз выбросил таблетки в снег… Словом – хэппи-энд.
Нет, это точно не катастрофа!

2. Психологическая драма

Использование параллельных сюжетных линий, кризис взаимоотношений, беспричинные беспокойства – вестники беды, - все те клише, за которые критиковали Хейли, - все есть в этом романе. Две семьи, переплетенные тесными родственными отношениями - два неблагополучных брака. Причина несчастья обоих – отсутствие взаимопонимания, ушедшая теплота семейного счастья. И каждый решает проблемы по-своему. Один с головой окунается в работу, другие находят утешения «на стороне». Может они и счастливы, каждый по своему, но внутри каждого – буран. Да не тот, что бушует над аэропортом, а тот, что в душе.
И опять, такой любимый читателями – хэппи-энд. Мел будет счастлив с Таней; Синди с Лайонелом. Димирст останется с Сарой, в их семье будет прибавление: малыш и Гвен, станут новыми членами их семьи. Димерст уверен, что жена смирится и простит. В этом уверен и автор, уверенны и мы. Облака поднялись.

«И только тут он обнаружил, что снегопад прекратился, а на южной стороне неба даже проглядывает синева. И с облегчением подумал: буран кончился».


3. Роман – предупреждение.

Тяжелый и нервный труд персонала аэропорта обеспечивающего безопасность полетов, выходит в романе на передний план. Не однократно автор упоминает то, что только волей случая, и только сейчас, катастрофа не произошла. Мелкие неполадки: отправленный не по назначению багаж, не доставленный вовремя обед, задержавшийся самолет – ерунда, по сравнению с тем, что может произойти в любую минуту, - по сравнению с бедой, последним рубежом на пути которой, в тот момент когда техника уже бессильна, встают люди. Люди, которые благодаря своей выдержке и умениям, повинуясь воле случая и слову автора, предупреждают беду. Но так всегда продолжаться не может. И об этом и книга Хейли.

Прогресс в самолетостроении опережает развитие наземных служб. Об этом без устали повторяет Мел Бейкерсфелд. А уж, как не ему судить об этом. Ему, на глазах которого, даже то малое, что может быть предпринято откладывается в «долгий ящик», следуя прихотям политически зависимых чиновников «демонстрирующих наглядную заботу об избирателях» строительством не самой важной парковки, вместо не видной избирателям, ужасно дорогой, но такой жизненно важной взлетно-посадочной полосы.

Не это ли главное, о чем на фоне недокатастрофы и психологических клише, хочет сказать нам А. Хейли? Не об этом ли стоит задуматься всем, от кого в той или иной степени зависит принятие решений облегчающих жизнь служащим аэропорта и повышающих безопасность пассажиров. Этим всю оставшуюся жизнь и будет заниматься Мел Бейкерсфелд. И занимался…. И, я думаю, победил. Ведь мы ещё летаем...

Большое спасибо пользователю Glenda , посоветовавшей мне прочитать это произведение в рамках конкурса флэшмоб 2015