Больше рецензий

Zatv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 января 2015 г. 16:36

236

4

В своем дебютном романе Ханну Райаниеми не стал долго заморачиваться и спроецировал в далекое будущее персонажей своих любимых произведений. Вор (Жан ле Фламбер) явно списан с Арсена Люпена – главного героя книг Мориса Леблана. В образе сыщика Исидора Ботреле прослеживается Шерлок Холмс, которого, правда, все время опекает Джентльмен – полицейский, обладающий гораздо большими «возможностями». А наличие в эпоху межгалактических перелетов королей, принцев и прочей знати, скорее всего, дань «Звездным войнам». Не забыты даже игроманы, получившие собственную расу и виртуальные миры.
И весь этот кишмиш только и занимается тем, что выясняет между собой отношения в надежде окончательно и бесповоротно стереть соперника с лица Марса, Юпитера или какой-нибудь другой планеты. А бедному Вору приходится лавировать между враждующими группировками, чтобы вновь не угодить в тюрьму, где в качестве воспитательной меры приходится каждый день умирать и воскресать вновь.
***
Мы - есть «я». Осознающая себя и окружающий мир личность. А когда эту личность можно комбинировать произвольным образом, возникают большие проблемы с самоидентификацией. Если уже сейчас можно бесцеремонно вторгаться в память человека, стирая или блокируя определенные ее участки, посредством электромагнитного, химического воздействия вызывать нужные ощущения и образы, то что можно ожидать через несколько сотен лет. И нет ничего удивительного, что ГГ пытается на всем протяжении романа выяснить, кто же он на самом деле, ибо в тюрьме его мозг прошел почти полное переформатирование. И только ассоциативные зацепки в виде вкуса вина, звуков музыки, текстов позволяют ему по крупицам восстановить себя прежнего.
Правда, невыясненным остается вопрос – а для чего это надо делать? Ведь даже об украденных артефактах и личностях, умело спрятанных в структуре построенных зданий, он вряд ли вспомнит после очередного вторжения в свое сознание.
***
«Квантовый вор» - яркий образец мейнстрима современной научной фантастики.

Дальше...

Райаниеми защитил диссертацию по теории струн и, не особо заботясь о читателях, решил втиснуть в текст все свои познания об окружающей нас вселенной. Складывается впечатление, что он писал роман для студентов, которые уже прослушали пару вводных курсов по общей теории поля. И если наночастицы, восстанавливающие тела героев после очередной «драки» уже, можно сказать, вошли в массовый оборот, то вот с конденсатом Бозе-Эйнштейна или котами Шредингера, боюсь, возникнут проблемы. (Особенно если учесть, что в книге, практически, нет примечаний). Но, к счастью, без особого ущерба пониманию, можно воспринимать эти понятия просто как набор слов, выполняющих ту или иную функцию.
***
Еще несколько слов, думаю, необходимо сказать о Соборности, которая перекочевала в роман из трудов философа-футуролога, родоначальника русского космизма Николая Федорова. Главная идея-фикс Федорова – воскрешение всех мертвых, и Райаниеми, по всей видимости, настолько проникся этим, что создал в романе целую систему - начиная с «добычи» душ предков и заканчивая наделением их виртуальными телами. (Правда, такой чести удостаиваются далеко не все).
В российской фантастике, которую автор явно хорошо проштудировал, эту тему разрабатывает Наль Подольский. В своем романе «Хроники незримой империи» он даже воскресил Федорова в виртуальном теле, создав личность загрузкой в «мозг» всех работ философа.
***
Читая романы Райаниеми или Уоттса, невольно сравниваешь их с «первоисточниками» - лучшей фантастикой 60-70-х годов прошлого века. Несомненно они много позаимствовали из произведений Лема, Стругацких, Дилэни… (и даже не скрывают этого). Но при всех технических нагромождениях в фантастике «бунтующего поколения» главным был человек и его выбор. А в современных текстах порой даже невозможно идентифицировать личность героя.
«Классики» через будущее говорили о настоящем, и их герои испытывали современные нам чувства. А в современной НФ они больше похожи на киборгов (подобно синтету Сири Китону из «Ложной слепоты»), у которых естественные проявления эмоций вызывают если не отторжение, то, минимум, удивление. Тем паче, что эти эмоции можно легко отредактировать или сгенерировать.
Но может быть, это и есть наше недалекое будущее?
***
Вердикт: рекомендуется к прочтению в качестве образца современной научной фантастики.
Рецензия на вторую часть трилогии – «Фрактальный принц».

Комментарии


по крупицам восстановить себя прежнего.
Правда, невыясненным остается вопрос – а для чего это надо делать? Ведь даже об украденных артефактах и личностях, умело спрятанных в структуре построенных зданий, он вряд ли вспомнит после очередного вторжения в свое сознание.

Самоидентификация является одним из ключевых элементов личности человека. Определение - кто "я" исконный, а кто - сформированный влиянием - одна из основных потребностей людей, подвергавшимся насилию(физическому и психологическому). Кажется, автор довольно неплохо разбирается в психологии.


Определение - кто "я" исконный, а кто - сформированный влиянием - одна из основных потребностей людей, подвергавшимся насилию (физическому и психологическому).

Весь вопрос, как это сделать физически. Одна из особенностей человеческого мозга заключается в том, что он с легкостью может навязанные воспоминания воспринимать как свои собственные.


А вот это уже увлекательнейшая тема из сферы психологии и психиатрии. Каждый человек находит свой путь, создаёт свою логическую цепочку. Если для ГГ это ассоциации и поиск целей воздействующих на него персонажей, то в фильме "Игра разума" это был поиск нарушения законов. Больше об этом можно узнать в литературе об излечившихся пациентах с шизофренией и паранойей. Хотя на самом деле после подобных переживаний герой никогда не будет уверен в действительности на 100 %.


В той же «Игре разума» ГГ спрашивал студентов – кто перед ним? Галлюцинация или реальный человек? Так что излечиться полностью вряд ли возможно.
Хотя, через пятнадцать – двадцать лет эта проблема станет уже неактуальной. Когда научатся напрямую подсоединяться к нервам, человек не сможет отличить видения от физического мира. И то и другое будет «реальностью».
Так что, Райаниеми, можно сказать, немного отстал от технического прогресса.