Больше рецензий

7 января 2015 г. 23:29

100

Самыми известными и примечательными живописцами,изобразившими на холсте портрет Гоголя являются Фёдор Моллер и Александр Иванов.Иванов русский художник,родившийся в семье другого творца,учившийся в императорской академии под покровительством отца,в последствие отправившийся в Рим,что было главной мечтой художника того времени,копировал там одну из фресок Микеланджело и в итоге написавший за двадцать лет “Явление Христа народу”,картину,которая произвела невероятный фурор во всем мире и множество других шедевров.
Фёдор Моллер так же учился и даже был профессором той самой императорской академии,так же ездил в Италию и так же нарисовал за долгое время великолепную картину,на которой изобразил Проповедь апостола.Не удивительно,что у них так много общего,они были близкими друзьями,как между собой так и с классиком Русской литературы.
И всё таки моим любимым портретом Гоголя является именно литературная повесть,с идентичным названием,в которой художник Чартков,находит в старой лавке портрет какого-то мужчины азиатской наружности у которого невероятно живые глаза,ставит его у себя в дешевой,арендованной квартире и продолжает творить,талант у него несомненно есть.Он хотел разбогатеть,чтобы его признали и чтоб он ни в чём более не нуждался.Ночью,он замечает,что портрет всё время смотрит как бы на него,накрывает его простынёй,но она слетает,а нарисованный азиат приближается к нему ,и даёт 1000 червонцев.Потом художник просыпается,и всё-таки находит в квартире мешок с деньгами.И сразу же он стал кутить- дорого одеваться,жить на невском и писать портреты для богачей,каждый раз угождая им и тратя свой талант впустую.С приходом старости он понимает,что ничего великого так и не сделал,не изобразил,начинает от зависти скупать шедевры,сжигая их.Умирает в страшных муках,сам,погубив свою судьбу.Через несколько лет,сын художника,нарисовавшего тот самый портрет азиата,хочет выкупить его на аукционе,рассказав всем о том,что его отец изобразил самого антихриста.Поворачивается снова к картине,а её уже и след простыл.
Главного героя здесь выделить очень сложно.Есть ли это Чартков,изображённый на картине или сама картина?Гоголь с чертовщинкой изобразил в дьявольском ростовщике,азиате и невинном поначалу Андрее Петровиче ту самую борьбу.Вечную тягу зла к чистоте.То,что зло сильно.Его нельзя искоренить до конца,но.. оно не всемогущи. Николая Васильевича здесь интересуют три темы:продажность человеческой души,за звонкую монету,искусство как часть божества или порока и стремление зла подчинить искусство себе.Вообще я не случайно упомянул антихриста,это великолепнейшая аллегория с ростовщиком-Представления классика о зле очень схожи с его образом.По его мнению тьма не может полностью быть вытеснена из нашего мира,она тянет руки к чистоте,и только нам решать,надо ли этому противостоять.Смысл и тема как раз в том,чтобы это показать,донести видение мира,где со злом нужно сражаться.
Все эти обстоятельства сгущаются в один единственный образ главного героя-Великолепного города Санкт-Петербурга,показывая всё его разнообразие в ещё одной несомненно блестящей аллегории,обличая бедные районы с представителями богемы,играющими днями и ночами в карты,и противопоставления с балами великосветской публики.
Сам писатель тоже увлекался эзотерикой.Нос у него остроконечный,который свойственен консервативным личностям.Он всегда изображён в тёмной одежде и на тусклом фоне,что тоже говорит о его тяге к чёрным силам.Весь этот мистицизм описанный в повести виден и на его портрете,глаза хитрые,коварные и как-будто живые,дьявольские.Приведу любимую цитату о лице ростовщика: “Экая сила!— повторил он про себя. — Если я хотя вполовину изображу его так, как он есть теперь, он убьет всех моих святых и ангелов; они побледнеют пред ним. Какая дьявольская сила! он у меня просто выскочит из полотна, если только хоть немного буду верен натуре. Какие необыкновенные черты!” Сразу видно характерное для Гоголя огромное,сложное предложение,состоящее из множества простых.Но ещё больше это проявляется в описании.И заметно явное сходство с истинными изображениями Гоголя.Быть может портретисты также читали эту повесть,перед тем как начинать рисовать?Возможно и то,что прозаик писал в какой-то мере автобиографичное произведение.Но для нас это навсегда останется тайной,окутанной в дымку страха и сомнений,за которую,я и люблю Гоголя!