Больше рецензий

2 января 2015 г. 02:20

3K

4.5

В детстве самым страшным сказочным существом для меня был Игоша. Кто не настолько глубоко погружён в русский жутковатый фольклор, с Игошей не встречался и Старобинец не читал, того сама концепция подобного персонажа может и поразить (хотя, конечно, у Старобинец он почему-то больше был похож на змею). Оригинальный Игоша — младенец без ручек и ножек, который умер сразу после рождения, но продолжает являться в мир живых в виде своеобразного полупризрака-полудомового. Если его подкармливать и делать подарки, то он он помогает по дому. Если же Игошу игнорировать (что делать довольно несложно, ведь он невидим для взрослых), то он начинает всё ломать, терять, путать, а вина за его проступки ложится то на всех окружающих из посюстороннего мира, то просто на "дело-то житейское". Возможно, существо без ручек и без ножек, которое прыгает всем туловищем и цепляет вещи зубами, много напроказить и не может, но при желании да наличии свободного времени...

Впрочем, я всё это не о том. Недавно я прочитала, как "Игоша" Одоевского разбирается на уроках литературы в некоторых учебных программах. Вот честно — что-то в этом неверное и ограничивающее. Одоевский бежит впереди паровоза своего времени, и на пяти-шести страничках скупого текста умудряется развернуть едва ли не "Бойцовский клуб". В том смысле, что читателю так до конца и не будет ясно, существовал ли Игоша в воображении маленького одинокого мальчика, который тихонечко сходит с ума от отсутствия нормальной ребяческой жизни, пытается привлечь к себе внимание и все свои шалости сваливает на тёмную половинку себя — Игошу. Вариант вполне жизнеспособный, учитывая, что рассказами про Игошу его как раз пичкают нянечка с батюшкой. Но и тот вариант, что Игоша всё-таки провёл пару дней с главным героем страшной сказки вполне может быть, хоть он и полностью отметается учебниками литературы.

Я, честно, даже не знаю, какой вариант страшнее. Первый показывает, что безумие может таиться даже в маленьком шкете, потому что я категорически отказываюсь принимать версию, что психически здоровый ребёнок может сублимировать свою тёмную половинку в такое жуткое безного-безрукое существо. Это версия близка к той, что и Карлсона приписывает к существам внутри воображения ребёнка. Но Карлсон был шалун добродушный и не лишённый определённой последовательности в своих действиях, Игоша же явно агрессивен и нелогичен. Второй же путь явления Игоши к мальчику, как потустороннего монстра/призрака — вообще кошмар. Потому что тогда получается, что он может прицепиться к кому угодно безо всякой на той причины и бесконечно его подставлять и подставлять, а несчастная жертва будет страдать и огребать. Если большинство негативных сущностей появляются по какой-то причине — мстят за что-то, прикованы к месту, предмету, появляются в определённое время или просто потому что человек сделал что-то не то, то гнусный Игоша сваливается на бошку вот просто из ниоткуда. Из текста можно бы сделать вывод, что батя мальчика сам виноват — вроде как он его позвал к себе, пусть и в шутку. Но пристал-то Игоша не к нему, а к пацану. Да и мужики, у которых до этого был Игоша, а потом и следующий "носитель проклятия" вообще ни в чём не провинились, просто им не свезло. А это знание ужасное, особенно в детском возрасте. Я в детстве точно знала, что если я в полночь посмотрюсь в зеркало, то ко мне прицепится чёрт, но в этом буду виновата я сама, потому что имела наглость посмотреть в зеркало. Ну или кто-то плюнет мне на тень, а от этого у меня начнётся простуда — тоже сомнительное поверье, но тут уж тебе не повезло по вполне определённой причине. А Игоша — накося выкуси — просто появился и гадит тебе ни за что ни про что. Нечестно. И как-то обречённо неизбежно, а потому особенно страшно.

Я считаю, что для времён Одоевского эта "двойная трактовка" — очень крутая вещь. Да и само описание потустороннего младенца ошеломляет, если подключить воображение (вдумайтесь, он ведь умер сразу после рождения, а значит если представить его в деталях, то... АААА!) Не знаю, стоит ли давать такие сказочки пятиклассникам в программе по литературе. Конечно, сейчас сила воображения заметно приглушена, но не исключено, что может попасться особенно чуткий ребёнок, который будет после этого не спать и ждать, когда ему на голову без предупреждения свалится ужасное наказание, которого он не заслужил. Я бы про Игошу вообще хоррор сняла, будь у меня такая возможность. Не всё же мёртвых маленьких девочек с длинными волосами в белых ночнушках показывать.

Прочитано в рамках самоигрального флэшмоба "300 рассказцев", в котором я обязуюсь в течение года стараться читать по одному рассказу/сказке/миниатюре/новелле разного характера в сутки. Почему 300, а не 365? Ну, мало ли что может случиться в течение года, 300 штук — это минимум с буфером свободных дней для праздников, форс-мажоров и прочих обстоятельств бурной реальной жизни. Смотреть весь флэшмоб можно по соответствующему тегу.

Комментарии


Плюс миллион. Тоже боялась Игошу больше всех. Особенно меня пугало то, что его никто больше не видит и вину не доказать,а он есть, прыгает, тянет зубами за край платья, брр.


А прицепиться, кстати, мог и просто так. Я нашла, что

По поверьям, мертворожденные, как и скончавшиеся без крещения младенцы, продолжают невидимо жить (и даже расти) там, где они похоронены, или в своем доме (достаточно часто мертворожденных закапывали в подполье или близ избы). Такие умершие могут становиться духами дома.

Ффух, ну тут-то хоть к дому привязка. Меня это успокаивает. Всегда есть возможность свалить.


Наверняка таких младенцев в старину было много.


Я тут, кстати, в конце осени ходила на семейное кладбище, заодно посмотрела на старую его часть, пытаясь добраться до разрушенной церкви. Там ещё дореволюционные могилы есть и довоенные, хоть и больше половины из них уже неразборчиво подписаны. Так очень много сохранилось приписок вроде "Покоится Пелагея Батьковна с мальцом грудным", "Феоктиста Батьковна и ея младенчик", то бишь некрещёных без имени всё-таки с матерями хоронили, если оба погибали во время родов.


Ага, я тоже такое видела. В отпуске были во Львове, а там старинное кладбище есть, с 1800 какого-то года ещё захоронения. Такие могилы легко определить, там на них обычно скорбные ангелочки установлены или женщина с младенцем на руках.


Вах, какая история. Надо почитать, я почему-то не знала про Игошу, надо же. Но вспомнился сон детства: мне часто снилось некое существо, типа кукла - тряпичная, причём именно так: из-за шкафа торчала только тряпичная рука куклы, а когда я к ней прикасалась - она превращалась в настоящую руку и отваливалась! Жуть.


Хорошо жить, не зная про Игош!

Мне тут только недавно рассказали, что "Игоша" — это ведь сокращение от "Игоря", мне что-то раньше даже в голову не приходило, хотя у меня батя — Игорь, и я всегда недоумевала, почему его сокращённо "Гошей" называют.


Вроде, и Георгий может быть Гошей, но Игошей может быть только Игорь, ага)


Слушайте, после вашей рецензии мне Игоша совсем жутью жутчайшей показался. Вы не поверите, но в детстве я с удовольствием засыпала под этот самый рассказец. Да ещё и требовала, чтобы мама мне его по два раза читала %) Надо, пожалуй, перечитать, посмотреть на него под другим углом. А рецензия у вас шикарнейшая! Спасибо! :)


Вот, кстати, да. Я рассказ в школе читала, в том самом пятом классе, и не увидела ничего ужасного. Сейчас тоже перечитать захотелось, вдруг я по малолетству не поняла чего.