Больше рецензий

29 декабря 2014 г. 06:28

646

3

О, этот чистый, ни с чем не сравнимый образ! Как же он врезался мне в память и теперь, по прошествии лет, я с особенно острой болью вспоминаю его. Ведь никогда, поверьте, никогда вся душа моя не была преисполнена тем щемящим чувством, что дозволено любому человеку испытать лишь раз в этом подлунном мире! Первозданность тургеневской девушки, ее верность, домашность, если угодно, склонность к самопожертвованию. Прямо таки перед внутренним оком возникает образ Герды, готовой босиком пошлепать в Лапландию с табличкой на шее "Ищу повод, чтобы принести себя в жертву". Вероятно, это интегральный тип исламской женщины. Или тех, что шли на костер вслед за мужем. Ехали за ними в Сибирь. Впрочем, нет, на последних - предпоследних насильственно влияло общественное мнение.

Разнообразие внешностей тургеневских барышень по- видимому должно компенсировать полную их идентичность внутреннюю. Еленин папаша выразился очень определенно по ее поводу - "ее сердце так обширно, что обнимает всю природу, до малейшего таракана или лягушки, словом все, за исключением родного отца". А, вспомнил еще одно достоинство тургеневской девушки - это храбрость. Думал, что сие качество связано с жертвенностью, но не факт. С глупостью - да, более вероятно. Глупость и полное отсутствие фантазии. Есть множество примеров отмороженного поведения женщин, объясняемых так называемой любовью. Елена, рванувшая с мужем-болгарином на войну, один из них. Езжай, милая, куда угодно, хоть к черту на рога, как ты уже надоела.

Истинная тургеневская девушка, как бишь там ее, Елена, вновь прокралась мимо меня, ничем на фоне произведения не выделившись. Да и в течении всего повествования я просыпался 1 раз в тот момент, когда на благородное общество наехал пьяный немец. Моим надеждам, что дело закончится хотя бы дуэлью, не суждено было сбыться, я перевернулся на другой бок, снова захрапел и произведение вскоре закончилось. Сон, как и Тургенев, в слишком больших количествах вреден, а потому и читать два его романа подряд вредно для здоровья.

Про героицских болгар писать не стану, тему патриотизма жевал в предыдущей рецензии - там, правда, о национализме, но это по сути одно и то же. Российско-болгарские отношения у меня ассоциируются с пляжами, памятником Алеше (аналогом которого мог бы быть в Москве памятник Геббельсу), болгарским перцем и филипом керкоровым.

Подытожу, поскольку намереваюсь хотя бы год в сторону Тургенева не смотреть. Образ тургеневских девушек притягателен в основном своею порядочностью, верностью, тягой к правильности (не путать с правильностью). То, что женщины эти преимущественно молчат - хорошо, ибо страшно от одной мысли по поводу того, что такая девушка будет иметь какое-то сформировавшееся мнение. Они в повседневной жизни очень полезны, годятся в качестве тыла для тех, кому приоритетна традиционная семья. Такая жена будет торчать на кухне, гладить слюнявчики и улыбаться. Из неприятных моментов - от такой потом не отделаешься. Но, за этим следует обращаться к Ивану Сергеевичу - пусть заранее нарисует привлекательный портрет этой девушки. Желательно в одежде и без. Тогда будет над чем думать - стоит ли приносить себя в жертву, ибо она потом собою жертвовать будет постоянно.



p.s. По устоявшейся традиции, парочка цитат, наглядно демонстрирующих несокрушимую любовь Тургенева к своей родине.

Русский человек любит потчевать - коли нечем иным, так своими знакомыми

проводил его до двери с любезною, в России мало употребительною вежливостью

Комментарии


с табличкой на шее "Ищу повод, чтобы принести себя в жертву".

причем абсолютно бесполезную((
с девушками ясно. А мужчины? каковы мужчины в приведениях Тургенева?
Хотя они Вас мало интересуют?!))понимаю...
я после прочтения даже расстроилась...как меняется восприятие книг с годами, я так была уверена в своей восторженной любви к Тургеневу


Как мне жаль, что моё упоминание об этом романе не привело вас ни к интересному, ни хотя бы к приятному чтению. Я, впрочем, упомянула о литературном типе, а не о возможном идеале (хотя человечное, то есть близкое идеалу, в человеке всегда симпатично.)
Почему условный тип тургеневской девушки вызывает у вас отторжение?


Отторжение - это слишком сильная реакция. Точнее бы было "равнодушие". Тем не менее, отличительные признаки выделил. Допускаю, что такие вещи как верность, доброта, жертвенность, семейность - для кого-то имеют какую-то ценность. Я только здесь не при чем. С Тургеневым был знаком очень мало до недавнего времени. Но теперь моя позиция ясная, четкая и построенная на личном опыте - ему до Достоевского как до луны


(Просто замечу, что сравнивать и даже сопоставлять разные вещи, например Тургенева и Достоевского, некорректно).
"Фауста" Тургенева всё же рекомендую, когда у вас будут свободные полчаса: совсем небольшой текст - насколько я помню, это рассказ или очень короткая повесть. Тургеневских девушек там нет, обещаю.
Какой литературный женский тип вы находите наиболее близким себе, хотя бы приблизительно?


"Близким себе литературный женский тип"- если следовать вашей логике и несопоставимости разных вещей, то я не собираюсь менять пол, чтобы ответить на ваш вопрос. Кроме того - что значит "близкий"? Похожий на меня или тот, что нравится? Это совсем не одно и то же. Рассказ - самая удобная форма прозы, дающая возможность наиболее эффективно спрятаться от читателя. Особенно эта форма меня бесит у Борхеса и Чехова


Да, неправильно сформулировала. Имела в виду, конечно, тот тип, что вам нравится.
Спрятаться от читателя? Но как можно спрятаться от читателя, предоставив ему достаточно развёрнутое художественное высказывание, даже если при этом не дана авторская позиция ("Тоска" Чехова)?
Борхес - писатель всё же особого жанра, но думаю, что целью автора и в данном случае является художественное высказывание, хотя определённые рассказы вполне "прозрачны" ("Синие тигры").
Что вы имеете в виду, говоря "спрятаться от читателя"?


Основным мне видится знакомство с личностью автора, ибл именно это величие сделало его классиком. Сюжет –это следствие и вторично


Почитал Ваши рецензии на книги Тургенева и захотелось спросить - как Вы относитесь к мизантропии?
Как полагаете - мировоззрение, основанное на ней, будет ли рационально? (Тут, конечно, я рискую нарваться на контрвопрос в одесской манере - а шо такое рационально? - но всё-таки рискую...)


Мизантропия –это состояние подсознания. То есть, рационализм сознания с ней не связан


То есть, что-то сходное с тем же самым национализмом?


Не обязательно. Узкое место сознания это тот же страх


Так что получается, что стабильный настоящий исторический прогресс возможен лишь после того, как общество в целом сможет научиться не бояться...


Так понимаю, что исторический прогресс имеет много составляющих. От страха единственное и возможное лекарство - не устранение причины страха, а движение в другую сторону - к счастью. Модель счастья же абсолютно разная для индивидуума, группы. общества, человечества. Кстати, если, например, брать американскую и русскую модель общества, то одна из составляющих счастья американского народа - это вполне осязаемый страх русского народа


Согласен.


Тургенев был мазохистом, от того и герои его такие же. Кому эта склонность чужда, тому и Елена равнодушна. А кто сам мазохист - ощущает духовную общность с его героями. Так что, можно даже использовать как лакмусовую бумажку для определения личных предпочтений.. Или предпочтений других )


Обычно это называют "склонность к самопожертвованию"


Для меня - это только часть от целого. Самопожертвование предполагает собой, по сути, пренебрежение своими интересами во благо другого, и имеет все же гуманистический оттенок, такое себе положительное (нравственное) свойство характера, определяемое волей и поступками жертвующего. А вот чем руководится последний - вопрос. На Гулю Королеву Елена не похожа. Для чего ей ехать в Болгарию после смерти Инсарова? Не для того ли чтобы искупить свою "вину", может быть, приняв даже смерть? Откуда эта основанная на чувстве вины бессознательная потребность в наказании, влечении к смерти? Почему счастье обязательно надо "заслужить"? "С какого права?" - размышляет она. Получение удовлетворения от самоуничижения - это ль не моральный мазохизм?


Гуля Королева - не могу ничего сказать, очень давно читал. Елена получает удовольствие от самого процесса тупой волевой работы. Ничего другого не умеет. Для классического образа мазохистки она слишком приземленная, хотя и косит под романтичную девушку. Но все это от глупости. Сколько не пытался - специально отслеживал тургеневских девушек - они почему-то проходят фоном. Говорят мало, но что-то в итоге делают. Болгария после смерти - хочет казаться правильной, но это формальность. Ей по-существу все равно куда - в Болгарию, в Лапландию, к черту на рога. То есть - она не к смерти стремится, а в бой. Но в бою она должна быть заранее права и ей самой, что еще более важно для нее, должно быть все ясно