Больше рецензий

Inok

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 декабря 2014 г. 12:25

161

Даже по меркам безбрежного океана литературы « Камо Грядеши » - редкая жемчужина. Подлинный шедевр, находящийся за рамками пустой похвалы и привычных оценок. Это всеобъемлющее полотно: страшное и восхитительное одновременно, красочное и пугающие. После него хочется побыть в тишине: о чём-то подумать, что-то осмыслить, а может и что-то изменить. Не всякий роман обладает подобным эффектом — это привилегия « высокой » литературы.
Роман состоит из 3 частей. Не смотря на то, что постоянно держащий в напряжении сюжет един для всех частей, первые две части, как мне показалось, посвящены нравам: Древний Рим и зарождающиеся новое учение — христианство.
Как же удачно описал Сенкевич Рим! Он не стал описывать архитектуру, все те серые камни, которые в будущем будут только кичится своей историей и которые будут только утомлять воображение читателя. Нет, он обнажил перед нами душу города: разношерстное население всех сословий, изъеденное противоречиями, лицемерную власть, с её кровавыми бойнями, безумными пирами и вакханалиями разврата, опьяненную роскошью, вином, и ядом тайных интриг. И по жилам этого города текут страх, неуверенность и слепая ненависть, чья злоба утоляется видом кровавых игр, как утоляется жажда бродячих собак.

Народ принимал во всём живейшее участие: выл, рычал, свистал, рукоплескал, хохотал, ободрял сражавшихся, безумствовал.


Кровь лилась ручьями из терзаемых людей. Собаки рвали друг у друга раздираемую жертву. Запах крови заглушил благовонные курения и наполнил весь цирк.


Сенкевич дал нам не так много камней, зато показал чем дышит, чем живет этот город — и Древний Рим у нас как на ладони.
И христиане: добрые, кроткие, искренние и трудолюбивые люди. О них знают не многие. Они собираются по ночам в молитвенных домах в специально оговоренных местах. Туда приходят разные люди: умные и глупые, фанатичные и по настоящему одухотворенные, но всех их объединяет одно — искренняя любовь к Богу и желание стать лучше. Они не идеальны: кто-то грешит ненароком, кто-то от отсутствия выбора, а кого-то одолевают сомнения. Но их есть кому вести. Я говорю об апостолах. И ведь действительно было приятно увидеть апостолов Петра и Павла в «неофициальной обстановке» . Это роскошь — балует нас Сенкевич.
Удачно показано на примере Виниция, как тяжело входит вера в жизнь человека, а ведь у Виниция был вспомогательный фактор — любовь. И этот процесс автор провел мастерски — Виниций поверил не по мановению волшебной палочки — это был долгий и тяжелый процесс, когда ломалась вся сущность Виниция. Действительно — это было не просто: ведь они не мстят за обиды, а прощают, не преследуют врагов, но любят их, они уклоняются от удовольствий, от разнузданных пиров и жажда наживы неведома им, они любят своего Бога ( вот уж смешно для римлян с их сотней богов, в которых никто не верит, а тем более не любит) , и самое удивительное, они... не почитают цезаря и не боятся смерти, ибо Рим не принадлежит никому из его правителей, Рим — это империя Святого Петра.

— Их так много, — говорил он, — что они могли бы разжечь гражданскую войну. Вы же помните — были опасения, как бы они не вздумали защищаться. А они погибают как овцы.
— Пусть бы только попробовали! — сказал Тигеллин.
— Ошибаетесь! — заметил Петроний. — Они защищаются.
— Каким образом?
— Терпением.
— Новый способ!
— Без сомнения. Но можете ли вы утверждать, что они умирают как обычные преступники? О нет, они умирают так, как если бы преступниками были те, кто их осуждает на смерть, — то есть мы и весь римский народ.


Здесь я не могу не вспомнить о Петронии. В сущности, Петроний человек хороший, далеко не глупый, сколько раз меня изумляли его ловкие па по отношению к цезарю. "Это не для меня", - заявил он Павлу. Чужая судьба... Мне жаль его, порой кажется, что этот достойнейший представитель своего века загнал себе в рамки собственной лени и наслаждений, не оставив ничего кроме роскошных ваз. Узкий гроб эстетический удовольствий. В каком-то смысле, это символ отмирающего Древнего Рима.
Напомню, что на этом фоне разворачивается сюжет достойный мастеров жанра. Но самое страшное Сенкевич оставил напоследок, когда казнили обвиненных в поджогах христиан. Если бы это был не исторический роман, я бы обвинил автора в скверной фантазии, ибо, и я не шучу — ужас сдавливал мне горло когда я читал заключительную третью часть. Моё воображение сыграло со мной злую шутку. Я был там — я видел всё: как раздирали мужчин, женщин и детей на части, как звери сжирали их тела, как их сжигали заживо — и слышал, как они кричали, видел, как они умирали на крестах под разнузданные шуточки опьяненной толпы. И я понял, что люблю и уважаю тех людей — они шли к Богу без мольбы о пощаде, без стенаний — твердо и уверенно.
У меня создалось впечатления, что многие люди относятся к этой части "Камо Грядеши", как к какому-то проходному эпизоду. Впрочем, это не удивительно для людей потерявших уважение к жизни и смерти. Задумайтесь — живя в ту эпоху вы могли увидеть там на арене кого угодно: своих друзей, своих детей, родных, близких и любимых, себя, в конце концов. Осознайте этот простой момент и безучастно пролистать эти страницы уже не получится.
Но о тех замученных людях в наши дни вспоминают немногие, а в к «Quo Vadis» я вижу, ещё и памятник — памятник крепости веры и духа, памятник людям, чей кроткий нрав делал их похожими на детей и чьё мужество было подобно скале, той силе перед которой прогнулись все гладиаторы, все цезари и весь Рим.
Вот кажется и всё. Осталось сказать пару слов о персонажах, ибо они достойны внимания. Тут сложно передать словами — они настолько реальны, что я слышу их дыхание, кажется протяни руку и сможешь дотронуться до них, нет шаблонности, не картонки, а живые люди, хоть и живут в «мире идей» .
Чуть не забыл самое главное. Этот роман, он вовсе не о Нероне, не о Риме и даже не о христианах — он о любви. Нет-нет, не о любви Виниция и Лигии, хоть на ней и строится весь сюжет, а о Любви вообще. О той Любви, о которой однажды один замечательный человек сказал самые замечательные слова:

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

Комментарии


Спасибо за рецензию, прочитав ее, вспомнился сюжет во всех красках и пробудились забытые эмоции от книги.