Больше рецензий

14 декабря 2014 г. 22:43

453

4

If you are to survive, believe. — Если хочешь выжить, верь.

Уважаемые дамы и господа! Сыны Адама и дочери Евы! Friends, Romans, countrymen!
Представляем вашему вниманию Божественную Комедию Нила Геймана.
Невероятное представление. Новая программа. Сто богов со всех берегов покажут сто сорок удивительных номеров.
Такими вы их ещё не видели!
Одноглазый мудрец провернёт банковскую аферу (божественная власть и никакого мошенничества!).
Властитель царства теней исполнит показательное вскрытие в прозекторской.
Прелестная гимнастка, роза Саронская, лилия долин, представит опасное эротическое шоу.
Гвоздь программы — смертельный номер, в котором примет участие случайный зритель из зала.
Сам директор цирка будет изящнейше жонглировать словами и смыслами, выпустит из рукава фейерверк ярчайших образов и свернёт времяпространство в ленту Мёбиуса прямо у вас на глазах.
Грянет гром, и цирк закачается, на этом представление наше кончается!

Ещё никогда, пожалуй, у меня не было такого разрыва между субъективным впечатлением и объективной оценкой. Во время чтения меня не отпускало неожиданное и неловкое чувство, будто я — пожилой закоренелый скептик в монокле и жёстком воротничке, который зачем-то пожаловал в цирк, презрительно глядит на всю бутафорию и буффонаду, брюзжит, мешает зрителям и не уходит.
Гейман, конечно, кудесник слова. Эта книга прекрасна тем, как она властно захватывает и окружает тебя, заключает, как в объятия, в свой мир, мерцающий на пересечении реальностей. А с другой стороны, она всё же больше о людях, чем о богах. Здешние боги так человечны. И ведь это мы такие и есть: это мы чахнем, когда о нас забывают, это мы, если в нас не верят, теряем веру в себя. Эта книга прекрасна тем, что призывает чтить бога в человеке. Откуда ты знаешь, что вон тот подозрительный тип, который явно скрывается под вымышленным именем и занят в жизни, кажется, только тем, что показывает фокусы с монеткой, — не вершитель смены эпох? Откуда ты знаешь, что скрыто в тебе самом, какой ты ни на есть?
Изящно и остроумно сделанная вещь, в каком-то смысле восхитительная, но, увы, не заставившая поверить. Будто цирк, всеми своими летающими кинжалами и горящими колёсами просвистевший мимо меня.

Что ворчал скептик

Во-первых, давайте сразу определимся: «Американские боги» — не магический реализм. Так же, как «Тихая ночь» не колыбельная, и «Ой, мороз, мороз» — не серенада. Не спрашивайте меня, почему. Покажите «Американских богов» Маркесу, Альенде, Кортасару и пусть они объяснят, почему. Тогда что же это, постмодернистский роман? Безусловно, он постмодернистский, хотя бы потому, что это превосходная стилизация, чуть ли не единственный в своём роде английский американский роман (неслучайно в послесловии автор подчёркивает, что намеренно избавлялся от англицизмов). Но, как положено постмодернистскому роману, он не обманывает ожидания читателя, а наоборот по большей части предсказуем с самого начала, даже прямо с заглавия и обложки. Значит, фэнтези? Пожалуй. Как минимум, у романа классическая фэнтезийная сюжетная канва: все долго ходят-ходят с места на место, меняя разные виды транспорта, а в конце собираются на Последнюю Битву. Гейман ни полсловом не погрешил против традиций Толкина и Льюиса, а настольной книгой у него был если уж не Пропп, то точно Кэмпбелл. Каноны ломаются только в последних главах — вот сразу с них, пожалуй, и стоило бы начинать.
Итак, фэнтези с постмодернистским «твистом». Не самое толковое определение жанра, но мне кажется, Гейман написал эту книгу не для того, чтобы вписываться в какие бы то ни было определения. Впрочем, зачем вообще (кроме чистого упоения магией слова) он её написал, я не могу понять.
Во-вторых, у меня много вопросов к автору по части матчасти. Почему он смешал в одну кучу богов, мифологических существ и культурных героев, я не спрашиваю. Не он первый. Но — такой размах и такая небрежность исполнения. Впечатление, что Геймана подавил масштаб собственного замысла. Наиболее проработанные образы — Один и Локи, остальные либо стереотипны, и это хотя бы остроумно, либо по милости авторской фантазии превратились непонятно во что. Лепрекон говорит с забавным акцентом, пьёт эль и после третьей кружки лезет драться — прекрасно. Но вот зачем джинн имеет в рот арабского мальчика? В арабских сказках и в духовных трактатах джинны совершают много интересного, но так себя не ведут, даже чтобы переселиться из одного земного тела в другое. И раз уж Гейман берётся за широкий охват национальностей, то куда он дел остальных богов? Например, в начале прошлого века множество финнов эмигрировали в Америку, и между прочим, персонажи с финскими именами в книге упоминаются. А где Укко? Где Тууликки? Где, на худой конец, Вяйнямёйнен? А? А?! Если вы хотите возразить, что цивилизованные финны сами давно забыли своих богов, то скажите это финнам, ага. Скудный у мистера Геймана культурный багаж, вот что. Ну и я бы добавила, что у меня от диссонанса дёргалось веко каждый раз, когда разнообразные языческие боги ничтоже сумняшеся поминали Иисуса всуе, но это, конечно же, моя личная проблема. Впрочем, я ещё много могу придираться к мелочам, просто потому что я бы представила богов совсем не так, как это сделал Гейман.
Возможно, в том-то и дело. Допускаю, что я просто слишком монотеист для этой книги. Никогда бы не подумала, что религия может повлиять на художественное восприятие, but now I can believe anything. И откровенно говоря, все красивые формулы, которые автор красиво преподносит устами богов: и что жизнь и смерть это две стороны одной монеты, и что не только не бывает счастливого конца, но вообще не бывает конца, — не знаю, как для людей религиозных, но для человека верующего всё это прописные истины. Да, поразительные, да, едва умещающиеся в голове, но всё же вшитые в программу. Поэтому на каждом шагу у меня был для автора один ответ: oh really say that again.
Гейман создал собственную космогонию, одну из космогоний, которым с начала времён несть числа, но её существование и смысл ограничены пределами верхней и нижней обложки.

Спасибо Northern_Dreams за совет в флэшмобе-2013, за несравненных гейманских котов, за глагол to Escher и за бдение на Древе.
Спасибо моим незабвенным птичкам Anais-Anais , KaoryNight и капитану Spade . Мы выжили, и оно того стоило.
Спасибо всем, кто осилил эту простыню, и я всегда готова к осуждению, простите, опечаталась, — обсуждению.

Комментарии


О, ты тоже сменила ник?.. ;)
Отличная рецензия! У меня эта книга тоже вызывает очень двойственные чувства, но прочитать ее точно стоит, имхо...


ну и как я уже сказала, буду читать детей ананси, хотя бы ради гейманского языка.
ага, сменила недавно^^


Вот это еще очень-очень советую: http://www.livelib.ru/review/394222
(по-моему, я уже писала тебе про нее на ФБ)


ага, ага. ещё я помню про сборник рассказов. рано или поздно доберусь до всех его книг, наверно.
но всё же гораздо больше я люблю его детские вещи. вообще, считаю его прирождённым детским писателем, который и для взрослых тоже может. обычно бывает наоборот.


Мне детские тоже очень нравятся:)))


и что жизнь и смерть это две стороны одной монеты, и что не только не бывает счастливого конца, но вообще не бывает конца, — не знаю, как для людей религиозных, но для человека верующего всё это прописные истины.


Да и не для очень верующего - вроде тоже...

Вот прямо и не знаю, браться ли...


попробуй. только вот насчёт перевода не уверена, мне кажется эта книга непереводима. слишком много игры слов.


Гейман такой популярный, что я его боюсь.)


ахаха)))
мой совет — начни с Коралины. в ней всё лучшее, чем отличается Гейман, и короткая, читается влёт, самое оно на пробу.


Ок, попробую)


О, блиннн, залез под кат
И каков наш монотеизм?


наш монотеизм монотеистее вашего монотеизма ухаха.


А, это песец демократии, оскотинивание идет. Но если это про мужчину, то верно


простите, на слове «демократия» я как правило засыпаю.


да, девушке лучше "выбор" писать. Но я понадеялся на твою многоязычность


впрочем нет, «песец демократии» звучит неплохо. почти как мумия безумия)


Песцы на Аляске, а там демократия среди эскимосов. А свобода выбора всегда была в том, что ты можешь этого песца променять либо на водку, либо на джекдэниэлс


так вот в чём дело. эскимосам водка, миру песец.


А у меня не сложились отношения с Гейманом, сколько не пыталась. Больше уже не буду пытаться.


а что пробовала?


Все основные хиты. И Богов, и Задверье, и Звёздную пыль. Последняя была Океан в конце дороги и я не залюбила червяка, прям как фиалка.


прямо даже любопытно стало, что за червяк такой. фаллический, поди х)
а детского не пробовала ничего? коралина, история с кладбищем, черничная девочка (это стихи)? как я выше уже говорила, он для детей проявляет свои лучшие качества, считаю.
но впрочем, допускаю, что он вообще на любителя.


Так Океан и так детская и она мне чуть ближе всё-таки была, чем остальные.
Пожалуй хватит уже с ним, и других книг полно.


оу, а по обложке и не скажешь)
да в самом деле, конечно.
а в богах что не понравилось?


Не сказать, чтобы не понравилось. Мне просто было не интересно, не моя история.


ну как-то да.