Больше рецензий

BlueFish

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 декабря 2014 г. 20:41

2K

5

Корень всех бед человека и человечества – отсутствие любви. Это становится ясно, если долго проходить психоанализ или хотя бы читать соответствующую литературу. Это становится ясно и просто если по душам разговаривать с людьми.

Все разрушительные, равно как и созидательные действия человека имеют корни в его психике. Когда люди объединяются, возникает общество, одержимое теми же проблемами. Когда нет любви, возникает невроз, невротическая личность и невротическое общество. Когда нет любви и нет психологических знаний, которые могли бы исправить последствия, болезнь прогрессирует и усугубляется. Это похоже на действия с закрытыми глазами: ты ничего не видишь, но работает мозг. Там появляются разные идеи: сегодня в моде тоталитаризм и железный занавес, завтра толерантность и свобода действий. Сегодня в моде социализм, завтра капитализм. Маятник качается, народные массы бросаются то влево, то вправо. Огромное количество учёных обслуживает общественные веяния. Уже никому не кажется, что в ближайшее время мы построим идеальное общество, но многим сдается, что можем построить просто хорошее – защитив права каждой личности, дав право каждому на свободу самовыражения и пристрастий.
С одной стороны, это хорошо, даже если делается вслепую. Но основные проблемы, если не брать голод и мор, не на политической арене, а внутри человека, тогда как снаружи остаются только их отголоски, и порой в весьма искажённой форме. Дать человеку свободу – что это значит? Я полагаю, что это значит – дать человеку полное знание о том, что происходит в нём самом. Отстранённое наблюдение уничтожает аффекты, и нет больше необходимости подавлять их или защищать. И тогда становится понятно, что и то, и другое – поведение раненого человека или раненого общества с повязкой на глазах.

Любопытно, что именно здесь пролегает столь много раз отмечавшееся сходство между психоанализом и восточными учениями. Наблюдение уничтожает аффекты – вот он, ключевой камень, от которого далее расходятся разные пути. Если мы пойдем за Востоком, мы увидим, что дальнейшее наблюдение, медитация, уничтожает личность вместе с ее границами и растворяет сущность в океане существования. Если мы пойдем за Западом, мы сразу увидим, например, Юнга с его призывами к западному человеку стеречься опасностей восточных систем и прочего растворения, поскольку иной менталитет и угроза психоза. Уже по этому небезынтересному замечанию становится понятно, что Запад поставил психоанализ на службу избавления личности от проблем в целях последующего укрепления личности. (Как ни странно, дальше всего от этого прозаического применения ушел все тот же Юнг со своими мистическими исканиями, анализом "Бардо Тхёдол" и идеей единства противоположностей.)
Есть, однако, у мистических учений и психоанализа ещё одна общая черта: большинство великих мистиков, как большинство опытных психоаналитиков, говорят об одном и том же – в рамках своих систем координат. Мистики (Мейстер Экхарт, Ошо, даосы) в разных терминах говорят о сознании бесформенности и отвержении всего сотворенного ради единения с океаном существования как единственного способа достичь истинного блаженства. Психоаналитики говорят более, наверное, практичные вещи, и в первую очередь - то, что если человеку не позволили быть самим собой, он извратится, заболеет, заразит своих детей, он породит в конечном итоге то извращенное общество, которое мы имеем сегодня.

Поскольку я читала Алис Миллер уже после Карен Хорни и Артура Янова, Америки в её книге я не открыла, хотя она очень понравилась мне краткостью и ясностью, иллюстративным материалом, а также сосредоточенностью на конкретике (проблемы детства) и подчеркиванием ряда вещей.
В целом картина выглядит так.
Ребёнок, которого не принимают вполне, не любят таким, каков он есть, подстраивается под желания родителей, поскольку без их "любви" он погибнет. Он отказывается от части себя и постепенно неизбежно формирует "ложное "я", которое и является синонимом невроза, и отказывается от собственных чувств. Это неизбежно передаётся по наследству, поскольку ребенок с первых же дней улавливает систему ценностей матери и, вдобавок, рождение ребёнка пробуждает во многих родителях вытесненные в детстве желания и чувства и зависть к собственному, до поры до времени еще спонтанному ребёнку.
Единственный способ разорвать этот порочный круг - осознание происходящего и происшедшего, глубокое прочувствование боли, вызванной психическим насилием, которое практиковалось родителями над ребёнком в детстве "для его же собственного блага". Может быть, это были правила приличия, может быть, сравнение с окружающими, ирония, холодность, отстранённость, намеренная демонстрация силы, запрет на познание собственного тела – что угодно. Выросший ребенок может этого не помнить, может идеализировать свое детство, может даже идеализировать суровые методы воспитания вплоть до побоев... и применять их к своим детям. Родительские структуры психики, унаследованные ими от своих предков, интернализуются в детях, если не положить этому конец пристальным наблюдением. Посмотрите на своих детей – это самое лучшее зеркало ваших собственных проблем. И нет, если ваши родители вас не любили так, как вам было нужно, дети не будут любить вас этой недополученной любовью. А если вы будете ее требовать, дети будут вас ненавидеть – или подавят это чувство и станут благовоспитанными невротиками. И воспитают так же своих собственных детей.

Пока эти чувства не прочувствованы, они остаются в форме алкоголизма, наркомании, половых извращений и невротических нарушений, поскольку уже только таким образом проявляется полузадушенное "истинное я" вместе со своими израненными чувствами. Невротическая личность, по Миллер, вечно балансирует между нарциссизмом и депрессией и не имеет стойкого представления о себе и своих истинных желаниях. Она суммирует восприятие себя из своих знаний и умений, поскольку знания и умения, в отличие от сущности, ее родители отражали и, вероятно, одобряли.
Психотерапия Алис Миллер, как и Артура Янова, – в конечном итоге, искусство прочувствовать подавленную боль и найти через это освобождение, разрушить "ложное я" и прийти к себе истинному. И еще это искусство называть вещи своими именами. Если родители любили тебя не за то, какой ты есть, если они не любили тебя слабым, обидчивым, злым, гневным, если ты не можешь сейчас выражать эти чувства и считаешь их "плохими", или ищешь символического отыгрывания детских сцен, или презираешь других, как когда-то презирали тебя – для исцеления ты должен почувствовать, что никто на самом деле никогда тебя не любил, увидеть вещи в истинном свете. Это была иллюзия. Ты заплатил за эту спасительную в детстве иллюзию частью себя, а потом она сделала тебя искалеченным и больным. Вот и весь невроз.

Поэтому с гнева, ярости, злости начинают пробуждаться настоящие чувства тихих, вежливых, послушных людей. Поэтому такие книги, как книга Миллер, встречают резкое непонимание и отвержение у защитников семейных ценностей, даже по рецензиям это видно. Тем не менее, как видно, оправдывать тех, кто совершал насилие над тобой, пользуясь какими угодно соображениями, слишком дорого обходится: идентификацией с агрессором, "ложным я" и пустотой души, в которой крутятся невротические способы забвения самого разнообразного характера.
Яркая, спонтанная жизнь чувств, самоценная не зависящая от отношения окружающих, - вот, по Миллер, главный критерий здоровой личности.

Ну что здесь скажешь – так функционирует психика, и так работает психоанализ.
Многие тут критикуют книгу, вроде как она неоправданно жестока к родителям, но критиковать основные ее постулаты – все равно что критиковать, не знаю, гравитацию или то, что солнце встает на Востоке. Дело ведь не в том, что матери тоже нужно время для себя, дело в том, как мать относится к своему ребенку и что внушает ему – осознанно или, что страшнее, неосознанно. Дело в том, что несвободная, не осознавшая детские комплексы мать воспитает таких же детей. Не нужно себя обманывать. Дети тебя отразят. Дети составят общество завтрашнего дня, каким оно будет - в огромной степени зависит от психологической осознанности их родителей и умения детей называть вещи своими именами и отстаивать право быть собой, не продавать себя никогда. Ни за что.

В процессе чтения я поняла, что очень хочу воспитать детей, которые, если им что-то не понравится, закричат на меня, топнут ногой, свободно выразят гнев, агрессию, неприязнь. Я не хочу воспитать тихих и послушных детей, которые будут подчиняться моим сознательным и бессознательным установкам. Если на то пошло, к тому времени, как у меня будут дети, я надеюсь избавиться от остатков тяжкого наследства.
Поскольку все-таки...

Никакая, пусть даже талантливо написанная и вызывающая у читателя душевное волнение книга не способна заменить хорошего психотерапевта. Однако она может при известных обстоятельствах убедить читателей в необходимости пройти курс психотерапии, так как помогает осознать наши подавленные или вытесненные в сферу бессознательного эмоции. Чтение хорошей книги даже может положить начало процессу выздоровления.

Комментарии


Ваша рецензия поднимает в голове достаточное количество вопросов, над которыми стоит подумать, приостановив чтение, или же уже после. Думаю, это хорошее достижение :)


Это, конечно, радует.)


Вы очень хорошо пишете. У вас собственного блога нет случайно?
Человек, который пишет такие глубокие рецензии, наверняка имеет кучу собственных интересных мыслей.


Спасибо на добром слове!
Нет, блога нет. Только на вк пишу порой о путешествиях под настроение. И художку для души.


Хочу сказать вам: "Спасибо". Рецензия очень толковая, пишете хорошо, мысли важные и нужные. Ну, и если мне будет позволено сказать, а я этого очень хочу - вы замечательная! :)


Запоздалое спасибо за приятные слова! :)


В процессе чтения я поняла, что очень хочу воспитать детей, которые, если им что-то не понравится, закричат на меня, топнут ногой, свободно выразят гнев, агрессию, неприязнь. Я не хочу воспитать тихих и послушных детей, которые будут подчиняться моим сознательным и бессознательным установкам. Если на то пошло, к тому времени, как у меня будут дети, я надеюсь избавиться от остатков тяжкого наследства.

Книгу не читала. Но Ваш вывод верен, сама к нему пришла недавно).
Я думаю ребенку будет очень трудно вырасти в уверенную личность, если дома от самых близких он слышит нечто из "Закрой рот" и т.д.


Спасибо за Ваши мысли! Присоединяюсь - пишете очень хорошо! "Втянулась" и прочитала не одну Вашу рецензию. Буду к Вам "прислушиваться" по поводу чтива. Ценю я, знаете ли, цельных людей :)


Спасибо на добром слове! :)