Больше рецензий

Iren-hell

Эксперт

Любитель кофе и книг

3 декабря 2014 г. 20:58

84

5

Осторожно здесь живут спойлеры!

Вот и угасли последние буквы романа Овод на экране, но образы не покидают внутреннего взора, и все стучит в голове стишок в конце письма к Джим.

Счастливой мошкою
Летаю.
Живу ли я
Иль умираю.

Роман, к которому я так долго шла, был прочитан ужасно, непростительно быстро, как говорится взахлеб. И не потому так стало, что хотелось узнать, что же там за поворотом, устроится ли побег, откроется ли правда о доносе, нет не отпускало другое, точнее другой.
Овод, он же Артур Бертон, он же Феличе Риварес – персонаж эгоистичный, притерпевшый радикальную перемену характера и внешности под действием и впоследствии рухнувших идеалов и устоев его мира.
Жизнь Овода полная чаша боли, скорби, утраты, предательства и лжи все же не сломала его. До последнего стойко претерпевал он боль не выносимую, рвущую на части как тело его, так и душу его. Но настолько привыкший быть один, ни кому до конца и не открылся ни кому не переложил тяжесть ноши своей. До конца оставался циником по отношению ко всему и в главную очередь к самому себе.
Конечно, частями он рассказывал той же синьоре Болле о своей жизни, но было ли это желанием излить душу, либо это все же обвинение такое болезненное и хлесткое?... я все же склоняюсь ко второму. А его общение с Монтанелли в образе отца убившего своего же сына?...
И во время собственной казни не терял он самообладания и цинично относился ко всему действу.

- Вы прислали на расстрел новобранцев, полковник! Посмотрим, может
быть, у меня что-нибудь получится... Ну, молодцы! На левом фланге,
держать ружья выше! Это карабин, а не сковорода! Ну,
теперь - готовьсь!.. Целься!

И смерть явилась наградой, освобождением от давней и нескончаемой боли.

Наверно будет нечестно не сказать хоть пары слов о еще двух персонажах, сыгравших в жизни Овода далеко не последнюю роль.
И так:
Джемма или синьора Болла – революционерка, подруга и возлюбленная Овода с детства, партийный товарищ. Отличные и значимые определения, не правда ли, но сделано ей было ровным счетом … ни чего. Она не пыталась понять, она не пыталась выяснить, поддержать, она удержать и то не смогла. Скорбь о прошлом и ни одной попытки что-либо изменить. Думая о ней почему-то вспоминается только одно «Что воля, что неволя все равно, все одно».
Монтанелли – служитель католической церкви в разных чинах, отец Артура. Он все время испытывал душевные муки . Вначале переживал за своего сына, да так что даже решение об отъезде переложил на него. А после за то, что послужил причиной его смерти, испытывая жуткие угрызения совести, полностью отдался во служение Господу, что по сути стало причиной реальной гибели сына и его самого в последствии, но уже по причине отречения.

Но поздно, слишком поздно!


Где в этом революционном романе революция я найти не смогла. Да есть какое-то движение, есть какие-то партии и еще что-то есть, но для меня революция была здесь только антуражем. А что касается революционера, то… да он жил и погиб за идею, не предав ее, но эта идея была его внутренней целью. Овод - герой стойкий, не сломленный ни чем, герой, выживший и умерший за свои взгляды, за свое дело, за себя самого. А не это ли счастье?!

Благодарю книжный клуб "Борцы с долгостроем" в особенности Заседание Виртуального Книжного Клуба "Борцы с долгостроем" №31 в рамках которого я наконец познакомилась с данным произведением.