Больше рецензий

Kassia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 ноября 2014 г. 13:46

1K

4

Интересная книжка, хотя перевод местами подкачал - правда, по мелочам, так что в общем все понятно. Автор исследует разные проявления т.наз. паранормальных способностей у разных людей - от католических святых и индийских йогов до современных спортсменов - и выдвигает гипотезу, что все они суть выражение продолжающегося процесса эволюции: в самом деле, ни из чего ведь не следует, что развитие прекратилось на хомо сапиенс и что человек не может со временем достичь чего-то большего. Разные необычные способности суть новый уровень эволюции, хотя вообще, как замечает автор, эволюция не обязательно должна привести к прогрессу: многие виды исчезли, как выродились и многие цивилизации - эволюции скорее "блуждает", чем следует поступательно, так что относительно нашего светлого будущего в качестве суперменов, наделенных телепатией, телекинезом, ясновидением, контролем над телом в стиле йогов итп, никаких гарантий нет. Но возможность есть.

Жаль вот только, что в качестве христианства он рассматривает только католицизм. В православии он нашел бы ничуть не меньше примеров, идущих к делу, вот только оно ему, похоже вовсе неведомо как традиция. Зато меня поразил тот факт, что католики, прежде чем прославить кого-то во святых, уже несколько столетий исследуют все факты его жизни, чудеса и пр. специальной комиссией, проверяя, нет ли обмана, подвоха, естественных причин и пр.; настоящими чудесами признаются лишь те, которые невозможно объяснить какими-то земными причинами, - в православии о таком подходе и не слыхивали.

Впрочем, у автора книги подход ко всему больше психологический, так что и мистика тоже становится частью психической жизни, а не чем-то сугубо сверхъестественным. Но в общем он прав в том, что мистические озарения имеют социальную составляющую, и что проявление разных способностей (в т.ч. мистических) зависит от того, ценят ли их в данной культуре.

Он обращается к аскетической "ненависти к телу" и вообще к земной жизни и, конечно, приходит к выводу, что это перекос прежней культуры, который надо исправить: человек должен развиваться гармонично, а угрызать самого себя ради заоблачных далей.

Для многих аскетов, для которых тело являлось символом быстротечности земной жизни и страданий (а не воплощением потенциала к более совершенной жизни), казалось логичным стремиться к освобождению от воплощения и разумным считать большинство харизм или сиддхи не более ценными, чем все обычные способности ...
Однако мы не должны принимать эти взгляды, потому что открытия современной науки дают нам новое понимание мира и человеческих возможностей. Наша планета предстала перед нами в новом свете, не как статический или циклический мир, а как сцена, на которой на протяжении нескольких сотен миллионов лет появлялись все новые и новые виды живых существ. Вся предшествующая эволюция представляется как высший, неотвратимый жест, указующий в направлении таинственного будущего жизненных форм и наводящий на мысль, что этот процесс может продолжаться еще многие-многие эры. Она даже неоднократно превосходила свои собственные законы и модели. А поскольку эволюция уже выходила за свои собственные границы ... и поскольку мы наделены трансформативными способностями, логично предположить, что, несмотря на многочисленные препятствия, для нас возможен дальнейший прогресс и даже новый вид эволюции.
...
С т.з. Ауробиндо, чтобы реализовать на земле жизнь высшего порядка, мы должны, скорее, принять и объединить все наше наследие, включая биологические процессы и неорганические элементы, на которых они основаны, а не превзойти его посредством аскетических практик.
...
Идея божественной эманации экономично и изящно отражает осознание, о котором сообщали многие люди с древних времен, во время которого они переживали скрытую связь, родство или тождественность с основополагающим Принципом этой вселенной.
...
Идея инволюции-эволюции помогает объяснить некоторые наши устремления, озарения и явные воспоминания об изначальном Сверхсуществовании и ... созвучна с моим предположением, что трансформативные практики (подобно эволюции) могут пробудить наш скрытый потенциал к экстраординарной жизни. Если следовать этой идее, человеческая природа может реализовать сверхнормальные способности именно потому, что она к этому изначально предрасположена.
...
С самого начала ведения летописной истории люди, имеющие самые разные представления о Боге и человеческой природе, описывали собственный опыт осознания Реальности, одновременно имманентной и трансцендентной по отношению ко вселенной. ...такие переживания у людей, имющих самое разное культурное происхождение, как правило, включают осознание чего-то знакомого, Реальности, которая всем в глубине души известна, и их часто описывают такими фразами как: "наконец-то я вернулся домой", "это было началом всего" ... Практически все виды сверхнормальных способностей приписываются действию трансцендентной Реальности, которая изначально связана с обычной человеческой природой.
...
Христианские философы, придерживающиеся достаточно разных взглядов на человеческую природу, тем не менее были одинаково очарованы идеей телесного воскресения. ... Хотя доктрина воскресения относится к донаучной мировоззренческой системе ..., она продолжала и продолжает существовать, потому что разумные и чувствительные мыслители всегда интуитивно чувствовали, что человеческое тело обладает потенциалом к фундаментальной трансформации. Если рассматривать христианское мировоззрение с эволюционной точки зрения, доктрины Судного дня или конца света могут символизировать наступление нового эволюционного уровня, а "воскресшие тела праведников" могут представлять сверхнормальное телесное воплощение.
...мы, люди, существуем одновременно на многих уровнях, как субъект и объект, как опыт и электрохимический процесс. ...возможно, интегральное развитие приведет нас к расширению "этого мира", а не к переходу на другие планы существования. Возможно, когда мы войдем в новые миры, наша прежняя среда обитания будет по-прежнему доступна нам, как амфибиям, являясь частью этих миров. ...В конце концов, первые живые клетки открыли новые формы для органического развития, а человек отркывает внутренние миры по мере развития своего сознания. ...Скорее всего, мы будем жить не в бесплотных небесах или "других реальностях", а расширим наши горизонты в этом мире, реализуя новые формы жизни в соприкосновении со все новыми и новыми измерениями вселенной.
...
Ставя мистическое познание превыше других сверхнормальных способностей или уходя в аскетическое уединение, мы обрезаем значительную часть наших земных связей. Но интегральные практики должны охватывать как мир, в котором мы сейчас живем, так и все другие сферы, которые его в себя включают. При этом мы должны думать о нашей дальнейшей эволюции в смысле расширения нашего мира, а не в смысле перехода в другие миры или на "небеса". ...развитие в направлении к сверхнормальной жизни может продолжаться и после смерти, в своего рода тонком теле. ... Я думаю, что мы имеем возможность соединить миры, которые пока разделены для нас, как при жизни в этом теле, так и после, по мере того как будем открываться все новым и новыми измерениям существования.

Такое вот воскресение на своременный манер. И у меня очень сильное подозрение, что будущее - именно за подобной точкой зрения, а вовсе не за религиями в их сколько-нибудь классической форме.

Еще он описывает разные случаи саморегуляции организма (очень интересно!) и всякие трансформативные практики (вкратце), справедливо замечая, что при их выборе надо быть осторожным, ориентируясь не на "авторитеты" и схемы, а на самого себя, т.к. люди разные и у каждого свой путь развития, а лучше всего синтезировать из разных источников что-то подходящее именно тебе. В общем, познавательная книжка, наводит на мысли )