Больше рецензий

Kassia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 ноября 2014 г. 12:01

242

4

Первый том - те стихи, которые автор сам отобрал для издания, и они действительно хороши. Вот он, самый русский поэт России! И какой язык, какие метафоры! Удивительное богатство. Читаешь и видишь, как обеднел сейчас язык. Некоторых слов я даже почти не понимаю. Многие сравнения просто потрясают. Больше всего мне понравились стихи о животных, про природу и "Анна Снегина".
А вообще очень наглядная иллюстрация, как поэта сожрала революция. Сначала он ее, как водится, встречал на ура, весь этот революционный романтизм и ожидание светлого будущего и чудес ("Инония" итп). Потом - начало разочарования ("Вот так страна! ... Моя поэзия здесь больше не нужна"), ирония, насмешки ("клены морщатся ушами длинных веток", или образ деревенского активиста в "Анне Снегиной"). Впрочем, еще метания туда-сюда, попытки воспеть ("Песнь о великом походе", "Баллада о 36") - но это уже смахивает на лубок и выглядит не убедительно, далеко от "Анны Снегиной". И, наконец, последний год перед смертью, итог - "Страна негодяев" и "Черный человек":

Этот человек
Проживал в стране
Самых отвратительных
Громил и шарлатанов.

В общем-то обе версии смерти - и самоубийство, и убийство - одинаково правдоподобны: в стране негодяев Есенину и его поэзии места не было.
Отдельно печально, что многие филиппики в адрес страны сейчас звучат чуть ли не еще более современно...

Во втором томе - остальные стихи, проза и некоторые письма. Тут стихи уже не все такие уж хорошие. Ранние так вообще я бы ни за что не приняла за есенинские - такого народного творчества по всему интернету валяется. Но потом, внезапно:

Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром...

- и начинается уже Есенин.

Из прозы мне понравился "Яр" - очень здорово написано, прямо читаешь и видишь все это, даже как будто слышишь и чувствуешь. Но главный герой меня просто взбесил. Типа весь такой хороший-добрый, а за собой одни трупы оставляет. Когда под конец его прикончили, я испытала такое моральное удовлетворение, что даже перечитала эту сцену. Про крестьянскую жизнь интересно тоже.

"Железный Миргород" - впечатления Есенина от приезда в Нью-Йорк (после поездки по Европе), сравнение с Россией и насмешки над отечественными поэтами, пишущими об Америке по картинкам из плохих журналов. И вот, читаешь и видишь: прошло почти 100 лет, а ничего не изменилось. Есенин-то еще надеялся на "коммунистическое строительство" - мол, скоро покончим с этой осталостью, то-се. А на что нам сейчас надеяться, вообще неясно.

В письмах правда, он ту же Америку страшно ругает за "бездушие" и любовь "к чистогану", мол, некому там стихов читать, - что, правда, выглядит несколько смешно, с учетом того, что Есенин там ни с кем не хотел говорить кроме как на русском, да он и не знал, английского; а какого понимания он хотел найти у эмигрантов, тоже не очень-то ясно. Письма его мне не понравились, ничего особенного. Пожалуй, в общении он не всегда был приятен. А огульная критика русской поэзии меня вообще удивила - его послушать, так и Пушкин не умел стихов писать. Блок и Клюев плохие, зато хороши какие-то неведомые пролетарские поэты, которых, судя по цитированному в письмах, и читать не стоило бы никогда. Впрочем, когда это поэты и писатели любили друг друга? )))