Больше рецензий

Kassia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 ноября 2014 г. 12:50

2K

4

В книге "Петербург Достоевского" я прочла, что роман Крестовского в те времена был бестселлером, которым зачитывались, и решила почитать. Кроме того, я вообще давно уже думаю, что в России помимо мэтров было еще много всяких писателей, о которых мы и не знаем, и что неплохо бы с ними ознакомиться как-то (тот же Крестовский написал сочинений аж на 8 томов). Ну, конечно, это не Достоевский - не тот язык и не тот психологизм, - однако в целом очень даже ничего роман.

В романе две интересных составляющих: сюжет (действительно весьма закрученный и захватывающий) и описание Петербургской жизни середины 19 в. - подробнейшее, всех слоев общества: аристократия, средний слой, бедные, нищие, отбросы общества и уголовники (причем последние смыкаются и переплетаются с первой). Правда, автор то и дело пускается в описательны отступления тех или иных явлений или мест, так что это, хотя и связано с героями романа (жертвами и посетителями тех явлений или мест), под конец как-то начинает утомлять. И кроме того, все это описание трущоб, кошмарной жизни бедноты и нищих - в конце концов просто уже кончаются силы читать это.

И вот, сначала ты думаешь: как же хорошо, что теперь такого ужаса нет, что мы живем не в те времена! Но постепенно как-то все больше задумываешься: а точно ли? Да, конечно, в Питере сейчас нет такой ужасающей грязи и антисанитарии, какую можно было встретить в те времена. И вроде как нет таких кошмарных притонов как дом Вяземского и пр. И вроде как нет детской проституции и пьянства, и девочек, которые рождаются в трущобах, не знают ни своего имени, ни своих родителей, с детства хлещут водку, постоянно голодают и зарабатывают на жизнь воровством и развратом, или в лучшем случае попрошайничеством, стоя у церквей или на улицах с протянутой рукой "ради Христа" - не зная вообще, кто такой этот Христос. И вроде как у всех есть более или менее сносное жилье и работа... Однако же по статистике в России сейчас 200000 бездомных детей (взрослых, надо думать, еще больше) - где они живут? что едят, чем зарабатывают на жизнь? знают ли они, кто их родители? А разве сейчас нет торговли детьми? Разве не попадают девушки в кабалу разврата точно так же, как и 150 лет назад? Разве не точно так же гораздо труднее прожить честным трудом, чем воровством и преступлением? Разве не точно так же бедный и преступник попадает в тюрьму (где, кстати, часто становится из-за кошмарных условий и окружения уже окончательно преступником, которому путь - в рецедив, а не в нормальную жизнь, для которой он становится уже клейменым и на подозрении навсегда), а богатый и влиятельный преступник откупается от суда (во времена Крестовского, кстати, как я поняла, больше подкупали или устраняли свидетелей - сейчас же подкупают именно судей) и продолжает жить припеваючи?

Многие из героев, описанных в романе - преступники. Но если все эти мазурики и нищие, крадущие из-за куска хлеба и из желания хоть как-то жить (при том, что честным трудом им это оказывается сделать невозможно), при всем своем мошенничестве и даже порой уголовщине еще иногда проявляют какие-то человеческие и благородные чувства, даже жалеют своих жертв и иногда помогают выкарабкаться из ямы, куда сами же их толкнули, и потому порой вызывают хотя бы жалость, если не сочувствие, - то не то с преступниками из высшего света: эти - законченные негодяи и вызывают исключительно гадливое омерзение. Прекрасно понимаю, почему после революции пролетариат и бедняки ополчились на них - их не за что ни любить, ни жалеть.

Отдельно доставляет всякого разлива "христианское благочестие". Они все молятся! ходят в церковь! выстаивают обедни! Княгиня, плетущая козни, чтобы избежать уголовного дела против своего негодяя-сыночка или чтобы избежать претензий кредиторов, жарко молится, прося у Бога успеха в своих предприятиях. Вор молится об успехе очередной аферы. Желающий отомстить обидчику молится, чтобы Бог помог ему отомстить. Преступник рассуждает о том, что украсть и ограбить это ничего, Бог простит, а вот убийство это уже действительно грех, на это идут не все... но при этом нормально, если убьет твой подельник, а что ты вместе с ним затащил жертву в дыру, где ее убили, это ничего, "не такой" грех. Итп, итп.

Читаешь и думаешь: нет, все-таки лучше уж пусть будут просто негодяи и жулики, чем негодяи и жулики, которые исправно молятся Богу. А с другой стороны - сделай у нас сейчас обязательную государственную религию, как было в империи, и будет абсолютно то же самое (оно уже и сейчас нередко так): негодяи и преступники будут молиться Богу утром и вечером, а днем безжалостно уничтожать любого, кто станет на их пути к благоденствию.

Полиция точно так же была коррумпирована и не очень-то заботилась о своих обязанностях. Характерно, что когда компания жуликов думает, где открыть производство фальшивых денег, то сразу решает: конечно, в России! ибо в Англии полиция быстро накроет, а у нас все будет хорошо.

Врачи платные драли деньги, а врачей в бесплатных больницах, куда обращается беднота, приходилось дожидаться (причем не пока они других примут, а пока они в карты наиграются или поспят!), пока то да се - больной умер. Ну и ладно, идеология такая: если ему Бог судил умереть, то все равно умрет, а если не судил, то дождется, пока мы его примем, ничего ему не сделается. Все же верующие, ага.

Доносы, цензура, преследования инакомыслящих - ну, это само собой.

Покупательная способность рубля была удивительной: напр., на 5 р. в месяц прислуге можно было иметь комнату и стол от хозяев. Вообще на несколько рублей в месяц бедняк мог снимать жилье и как-то питаться. Все бы ничего... да только когда героиня пытается найти хотя бы такую работу, у нее ничего не выходит - места заняты, устроиться можно только по знакомству; ей предлагают легкий выход - идти в содержанки - и удивляются, чего это она такая дура, что не хочет. "Да неужели же нельзя нигде найти работы, чтобы жить честным трудом?!" - в отчаянии восклицает она. И она тоже молится Богу. Только вот никакой помощи не получает. В конечном счете ее обманом заманивают в денежную кабалу, и она кончает жизнь от чахотки в публичном доме. Тогда как аристократ, чьей незаконнорожденной дочерью она является, может проиграть за вечер 10000 р. в карты или подарить любовнице. А сейчас не то же самое? Не те же зарплаты, только уже 5000 р. у нищих бюджетников - и траты в миллионы рублей у нынешних магнатов? И как тогда богач в карете в упор не видел бродящих по переулкам бедняков, так и теперь какой-нибудь "господин" на личном самолете или в иномарке не желает знать ничего о тех, кто живет от него через квартал в коммуналке.

Последняя часть романа называется "Коемуждо по делам его", - но это, скорее, ирония. Самые главные злодеи романа так и остались жить припеваючи, в полной уверенности, что даже и не сделали ничего плохого в жизни. Досталось разве что некоторым второго плана, их помощникам, да еще мазурикам всяким, и то не всем. Тогда как из их жертв удалось спастись, выпутаться и вернуться к нормальной жизни лишь двоим.

И, наконец, финальный аккорд: в конце романа эти двое спасшихся (муж и жена) уезжают из России навсегда. И куда же? - в США.

В целом из романа можно сделать два главных вывода:
- в России не то, что с годами, а и с веками ничего не меняется;
- никакой "святой Руси" никогда не было.

Комментарии


Очередная интересная находка! Спасибо!


пожалуйста )


вы такой ужас описали, что захотелось две вещи - почитать книжку и эмигрировать.


эмигрировать мне уже давно хочется, хотя одновременно мне жутко обидно: ведь теоретически вполне возможна и тут приличная жизнь, но почему у нас из потенциально прекрасной страны постоянно умудряются делать какую-то хрень? ((


Шаляпин:
А вот здесь, у себя дома, я хожу по станции день, два, говорю на русском языке, который всем понятен, но мои соотечественники делают недовольные гримасы и заявляют, что им некогда возиться, отыскивая какой-то мой багаж. Во Франции я был нем, но каждый человек терпеливо выслушивал мою болтовню и старался понять меня. Сердце наполнялось тоской и обидой. Когда я высказал кому-то эти несколько наивные мысли и ощущения, мне заметили:
- Мы не можем тягаться с заграницей! Давно ли мы начали жить?


правильно было бы сказать: не не можем, а не хотим - что вообще и видно вокруг. еще и гордимся, что "мы не такие, как эта бездуховная и пр. европа"


Вот поэтому и не можем...
Но в Европе не лучше. что бы быть там удовлетворенным, надо там если не родиться, то вырасти.


Я уже точно не стану писать комментарий к этой книге-это прекрасно сделано за меня.