Больше рецензий

Kate_Lindstrom

Эксперт

предпочитаю отказаться

7 ноября 2014 г. 20:43

2K

5

Такой роман - мечта для меня. Как литературный выигрыш в лотерею, который может выпасть лишь раз в жизни.
На оси четкой структуризации, в упорядочивании разрозненных и раскиданных частей, строится неповторимая для каждого читающего история жизней очень разных, собранных в жизнь одну.
Дом где-то в Париже, остановившись под пером Жоржа Перека, будто переживает многостраничный фотографический снимок - старомодный, когда нужно было надолго застыть, чтобы фото получилось... И одновременно готовится к препарации, к безудержному выплескиванию на читателя образов, предметов, судеб.

Жорж копает глубоко: начиная с центра, он разветвляет и уводит во временные и пространственные паралелли все большее количество частей своей хитрой, но строгой мозаики. Он не просто протащит по донышку какого-нибудь мелководья, штрихуя невесомо чей-то образ, он утащит туда, на самое дно, к глубоководным рыбам, и придется набрать очень много воздуха, чтобы завершить это плавание.
Это - роман-план, роман-схема, конечно же, роман-паззл. Хотя мне он временами казался кубиком Рубика с гранями-хамелеонами. Подогнать один цвет под другой было вопросом времени, но, лишь слегка озарив пониманием сознание, роман снова сыпался сквозь пальцы, продолжая манить своей неразрешимой и бездонной глубиной.
В перипетиях времен, имен и историй, слишком разных, чтобы их можно было классифицировать, легко потеряться. Сказать, что для чтения требуется основательная интеллектуальная подкованность - почти ничего не сказать. Наверное, каждая страница пестрит названиями, датами, терминами, очерками событий и отсылками к чему-либо. Зато работу воображения и интеллекта, которую внушает написанное, невозможно не ценить и не благодарить за это книгу.

Синхронизируя идентичность каждодневных человеческих движений, Перек демонстрирует однообразность и одновременно неповторимость жизни для каждого. Его акценты на предметах и их значении заново открывают простые, и, как казалось, знакомые вещи. Новыми глазами я смотрела на материальные мелочи, меня окружающие, пытаясь определить, есть ли у того или иного предмета история и память. Слишком привычны люди замечать только определяющие, только яркие моменты своего существования. Но у каждого мига есть история, которая тянется от жизней наших умерших предков, воплощаясь, порой, в тривиальности настоящего.

Перек материалист закоренелый, весь в осязаемости и прочности окружающего. И одновременно кудесник, показывающий обычные явления со сторон, о которых не имеешь представления, и может до конца жизни не имел бы. Он легко носится между реальными и почти фантастическими жизнями, обрывая каждый рассказ на самом интригующем, творя волшебство в воображении читателя, но бросая в лицо ему же наглядную прозу жизни.
Ковры, табакерки, журналы. Гимнаст, всю жизнь живущий на трапеции. Ученый, преследующий неуловимое племя где-то в джунглях. Мужчина, вычеркивающий слова из словаря, знаменуя полное забытие когда-то существовавшей значимости. Студент, решивший однажды не выходить из своего мира-комнаты (это, кстати, отсылка к самому себе). Лестницы, помнящие слишком многое. Звон ключей того, кто никогда не вернется домой.

В круговороте жизни-преемственности-умирания вещей (и людей) новых и забытых, перестаешь чувствовать себя: размываешься меж страниц, по кусочкам составляя одну - и только для себя самого - неповторимую внутреннюю жизнь.
Это сродни небольшой горячке, истовому желанию упорядочить неупорядочиваемое, как Бартлбут, тщетно собирающий паззлы из некогда нарисованных им картин, которые все равно впоследствии канут в стирающем растворе и из ничего станут ничем.
Моя "горячка" даже получила специальный термин - жоржеперековость. Точные симптомы вам не опишу, но скажу со всей ответственностью, что, когда по прочтении какого-либо романа Жоржа вас вдруг заинтересует такой, например, образ, как вертикальность стены, значит, мы с вами друг друга понимаем.

Эта книга может быть настольной всю жизнь. Ее можно взять в спутники на необитаемый остров и не заскучать. Ее можно понимать всегда и никогда не понимать.
Отдельное спасибо хочется озвучить издательству, выпустившему эту книгу именно такой, какой она должна быть: с пометками, указателями, планом, разными шрифтами... Мне не хватило только одного: пустых листов в конце. Туда бы я записала, как употребила свою жизнь, употребляя жизнь способ употребления.

Комментарии


Восхитительная рецензия! Очень жоржеперековая .
У меня эта книга с лета на полке стоит, ждет своего часа, а я жду ее - заранее знаю, что я ее очень люблю.


Благодарю!
Да-да, у меня с Переком такая же история: после уже первой прочитанной книги я знала, что все остальные заочно люблю.
Думаю, и вы полюбите ее еще больше, когда прочтете :)


Оооооооо! Забираю себе ее, рецензию твою. Вот так вот)

Интересно, что недавно совсем, а если точнее, то в самых первых числах ноября, я под влиянием другого автора поставила у себя в тегах "беккетнуться можно") А у тебя вот жоржеперековость. И ведь не сговаривались даже) Снова оно)


Я себя чувствую неимоверно польщенной, честно. Твоя оценка много значит для меня, ты знаешь. Знааааешь, конечно же! Но все равно спасибо!
Это потрясающе! Беккенуться надо занести в словарь!
Вот тебе еще байка из серии "как они не сговаривались": читаю сейчас Хантера, а у меня с ним еще со школы твердая ассоциация с музыкой Дилана. И поэтому который день в голове "like a rolling stone..." напевается. Захожу я ответить тебе, а у тебя на аватарке Дилан. Магия, просто прямо-таки magic какой-то!...


Maaagic woooman... А, ну это уже из другой оперы) Просто вспомнилось.
И вечно меня кто-нибудь да спалит) Несмотря на то, что фото выбираю из каменного века)
Ассоциация твоя совсем не случайна. Хантер, если не ошибаюсь, посвятил Дилану "Страх и отвращение". За "Mr. Tambourine Man", по-моему.
Вот, одни совпадения) И Хантер мне нра, и Дилана я люблю нежно (выражаясь языком Элвиса). А еще меня с некоторых пор протаскивает по одному прекрасному фолк и блюз исполнителю Леонарду Коэну. И вот тебе еще одна историйка из того же совпаденческого разряда: оказывается, они между собой знались тоже:
"Несколько лет назад мы с Бобом Диланом пили кофе в Париже. В то время он исполнял песню Hallelujah на своих концертах и спросил меня, сколько времени ушло на её написание. Я сказал: «Два года, почти целиком». Он был в шоке. Затем мы заговорили о его песне I And I и я спросил: «Сколько времени ты потратил на то, чтобы написать её?» Он сказал: «Практически 15 минут». Я чуть не упал со стула. И самое смешное в том, что я соврал. На самом деле, на Hallelujah ушло почти 5 лет. Конечно, и он соврал. У него, наверное, ушло минут десять".


Какая блестящая история о встрече!
А я почему-то Коэна сторонюсь... послушала как-то раз Songs of Love and Hate, и на том дело заглохло, что-то в нем меня насторожило. Хоть убей, не помню что.
Может, парочку советов, чтобы подойти к его творчеству с другой стороны, почти с чистого листа?)


Так-так, чисто из нескромного любопытства своего, помноженного на ожидание, глянула сюда, а так бы и не узнала, потому что кто-то забыл тыкнуть кнопочку "ответить") И еще я хотела таким вот необыкновенно важным поделиться в тему "знаться": складывается у меня впечатление, что раньше все др. с др. знались. Например, посмотрела я недавно документалку про любимого Марлона. Так там и он, и Теннесси Уильямс, и Трумен Капоте молодые, и Джеймс Дин, все сошлись в одной точке пространства и на одном и том же историческом отрезке времени.

А насчет посоветовать, ну... лично мне очень нравятся его последние альбомы "Popular Problems" (2014) и "Old Ideas" (2012).


Кстати, о документалках. В 2015 году планируется выпуск таковой о Курте Кобейне «Kurt Cobain: Montage of Heck» («Курт Кобейн: Монтаж к чёрту»). Как обычно, обещают показать его "таким, каким его еще никто не видел") И как обычно, эта фраза меня немного напрягает) Ну, посмотрим.


*откашливается, чтобы получше изобразить свой лучший демонический смех*
Ты говоришь с человеком, упоротость по Курту которого составляет почти 5 лет самого оголтелого и жестокого фанатизма ^)Это не бахвальство, знающие люди подтвердят, какая я была больная :D
Меня уже ничем не удивишь, после стольких лет...
Увидим. Этим делом его дочь Френ занимается - она милая девушка, но с годами становится больше похожа на маму, а это уже не так мило. Надеюсь, она отдает дань уважения своему отцу, а не перенимает от Кортни бразды в разбазаривании его наследия.