Больше рецензий

3 ноября 2014 г. 17:27

420

5

Perola barroca. In memoriam
Говорят, что в 70-ые годы прошлого века в среде творческой интеллигенции чрезвычайно популярной стала эпоха барокко. Вдруг показалось, что и искусство того времени не достаточно изучено, а многие великие имена и вовсе неоправданно забыты. Хочется думать, это был своеобразный протест против модного в то время минимализма: может быть, представления о красоте и меняются с течением времени, но переживание прекрасного в своей сущности остаётся неизменным.

Весь роман Киньяра пронизан этикой и эстетикой барокко: напряжённость повествования, эмоциональная насыщенность, тема бренности и призрачности человеческого существования, и каденция - жизнь как сон. Но нельзя сказать, что это «простое» повторение старого, вариации на тему отставшего от своего времени писателя-романтика. Киньяр делает с литературой барокко нечто сопоставимое с тем, что Шёнберг и его «метод сочинения двенадцатью нотами» сотворил со «старой» диатонической системой: это новое искусство. А самое невероятное, что оказывается возвышенно, одухотворенно, изящно можно писать и в конце 20-ого века.

Признаюсь, некоторые эпизоды романа воспринимать было трудно, из-за внутреннего убеждения, что существуют определённые интимные вещи, которые нельзя обличать в слова: произносить вслух или доверять бумаге. Возможно, это чрезмерная стыдливость или обычное ханжество. Утончённый вкус и понимание прекрасного, несомненно, охраняют Киньяра от вульгарности или пошлости, но в некоторых моментах яркая и откровенная чувственность казалась неделикатной.

Сравнение Киньяра с Прустом, безусловно, оправданно: во-первых, как и «Поиски…», «Салон в Вюртемберге» является романом воспоминаний, во-вторых, в том и другом случае жанр книги представляет собой удивительное сочетание романа, поэмы, очерка по искусствоведению и философского эссе, очевидна и ориентация на французскую традицию 17-ого века у обоих писателей, но что касается стиля - здесь есть существенное отличие. Вместо прихотливо усложнённых фраз и метафоричной, многослойной образности у Пруста Киньяр использует упрощённое, ритмичное и более «приятное» повествование. Можно сказать, что живописности «Поисков…» «Салон в Вюртемберге» противопоставляет музыкальность: не образ, но аккорд - запахи, вкус, звуки, - пробуждающий воспоминания.
И поистине, самые прекрасные произведения - те, в которых меньше всего материального...

"Открытая книга", 21 тур. Огромная благодарность за восхитительный совет AnkaKriv !

Комментарии


Яху!!!! я так рада, что Вам понравилась книга! День заметно улучшился)


И я очень рада)))
А книга понравилась невероятно, даже добавила её в любимые!
Спасибо Вам ещё раз за совет!