Больше рецензий

BlueFish

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 октября 2014 г. 10:38

710

5

«Введите в свою жизнь тот мир, блёстки которого уже даны вам щедрой, тайной рукой».
А. Грин.

Вот интересно: внешняя интрига всегда казалась мне чрезмерно фантастической, герои не были близки (Тави виделась забавной, но не из моего мира, Друд просто раздражал от начала до конца, а Руна вызывала сопереживание до той поры, как ей потребовалось мировое господство, − wtf?) − но роман этот перечитываю практически каждый год и почти каждый год корректирую по нему курс жизни.

Мне потому неважно, романтизм это или не романтизм; я бы сказала, что Грин − мастер метафоры, развернутой на целое произведение, и говорит он о жизни души, фактически − о жизни и омертвении души. Поэтому, субъективно, для меня «Блистающий мир» − произведение не трогательное, но трагичное, не сказочное, но предельно реалистичное. Как по мне, и реализм своим реализмом часто не дотягивает до Грина, поскольку реалисты вечно отвлекаются на беготню героев и прочие проекции внутреннего на внешнее, пытаясь этим привлечь читателя. В конечном итоге даже от «Игры престолов» начинаешь клевать носом: вроде бы всё очень интересно, но через какое-то время вечный круговорот действий ощущается как простейший способ познать бессмысленность сансары художественным путём.
Грин тоже, конечно, так делает − то есть его герои живут, действуют и радуются жизни, в равной степени далекой от солипсизма и постмодерна, но он применяет своё фантастическое допущение, чтобы с огромной и убедительной силой презентовать в своей не сильно-то и искаженной реальности (фантастикой Грина не назовешь) своё мировосприятие. Ему не нужно отвлекаться на революции или запечатление нравов современного или не современного ему общества. Он говорит о нравах общества вообще, о человеке вообще , о сне души и пробуждении души вообще − и это именно то, за что я люблю и Грина, и гуманитарных фантастов, которые жертвуют законами условной реальности ради изображения глубинных аспектов бытия. Таких людей не гипнотизирует ни время, ни пространство. Я это ценю во всех людях, но в художниках − в особенности.

Если снять с «Блистающего мира» поверхностный романтический флер и посмотреть, о чем эта книга, перед глазами возникнет серьезная картина игры тени и света. Развитие свободной человеческой души направляется мечтами и путеводными нитями, которые вступают в конфликт с окружающей реальностью, формирующей в сознании человека определенные узоры мышления. (С подлинной действительностью стремления души в конфликт не вступают, я говорю только о времени, месте, условностях общества.) Со временем перед каждым встаёт выбор − подчиниться реальности (это не значит подчиниться действительности, это часто противоположные понятия) или создавать реальность свою на основе того, что ощущается истинным. При этом, если выбираешь второе, не изолировать себя в уютный внутренний мир, а как бы жить в текущей реальности, отвечая на её зов, но видя кругом только суть вещей: прозревать не только свои иллюзии, но также иллюзии эпохи. Грин, впрочем, в этом романе поднимает первый вопрос, о выборе, поскольку и его многим хватает, чтобы засыпаться.

Например, Руне − человек тонкого душевного склада, глубокой способности к восприятию падает жертвой не столько даже корыстных помыслов (это довольно грубо), сколько, как мне кажется, неспособности силой, волей отстоять свое право на подлинное существование - блистающий мир. Причем и сил, и воли ей не занимать − однако она прикладывает их неверно, упорно пытаясь совместить блистающий мир с законами своего общества и получает в итоге душевное расстройство. Она вроде бы перечеркнула свою прежнюю жизнь, но то был минутный порыв − жить дальше так она не смогла, старые привычки взяли свое. Чтобы вернуть себе нормальное душевное состояние, Руна должна забыть о своих мечтах, полностью преобразиться в существо текущей реальности, обрести спокойное семейное счастье и ровную благопристойную жизнь. Грин пишет о ней, как о «крупной душе, легшей ничком». Да ладно, перед этим он даже описывает ее параноидальный психоз, когда для того, чтобы забыть, ей надо убить всё, что напоминает ей о мире иных возможностей, из-за чего она открывает безжалостную охоту на человека, приоткрывшего дверь в святая святых ее души. Жутко? Мне − да. Но это очень реалистично: не в буквальном смысле, конечно, а в символическом.

Тави не так интересна: романтический персонаж с душой ребенка, ей ничего не надо делать, кроме как быть собою, у нее нет никакой внутренней борьбы, зато от нее светло и тепло (и немного сахарно). Друд вообще скорее возможность, символ: да, я свободен, но мне нужна свободная рядом.
В целом, «Блистающий мир» для меня − роман с реалистичным описанием падения и намеком на возможность полета. Он позволяет очистить душу, снять очки и выбрать то, что хочется повторить в домашних условиях.
Кроме того, анализируя историю Руны, я наконец поняла сакраментальное выражение Юнга «ну слава богу, он довел себя до невроза»: как говорила вслед Фроммом одна моя подруга, невротики хотя бы ясно понимают, что им чего-то не хватает. Но колеблются, не в силах сделать шаг в собственный центр − это уже Ошо, да и Грин со своим романом, как мне кажется, тоже сюда относится.

* * *

«Если ты не забудешь,
как волну забывает волна...»

Комментарии


А куда Тави делась?


Улетела с Друдом в прекрасную высь.


Но он - то улетел вниз, мне кажется? Не путайте меня! И Тави с ним не было, точно!


Улетали они вдвоем с Тави. А насчет тела, которое видела Руна в конце, - вопрос интерпретации: мне никогда не казалось, что это был Друд. Она ведь даже не перевернула его, чтобы посмотреть на лицо, насколько помню. Просто хотела верить, что ее приказ исполнили, чтобы успокоиться.


Мысль интересная!:) А то вроде не с чего Друду кончать с собой. Да и не тот характер, мне кажется... А Руна успокоилась, вот и хорошо. Мир ей, доброго мужа и вкусную еду в деревне.
А вот про то, как летали Друд с Тави я бы еще почитала...


Помимо прочего, у Грина романтические произведения заканчиваются несколько однообразно :)
"Алые паруса" - герой с героиней уплывают в прекрасную высь. "Бегущая по волнам" - герой с героиней поселяются в маленьком домике. "Блистающий мир" - ну, вот. Не знаю, мне всегда казалось, что относительный анхэппи-энд там только для Руны. Она могла быть шире, выше, сильнее. Но и она, в общем-то, по-своему счастлива. Потому что она не злая. Просто слабая, сдавшаяся поверхностным страстям... властности. "Крупная душа, легшая ничком", как пишет о ней Грин.


Однообразие счастью не помеха! :)
А Руна...э-э-э... не злая? Разве добрый человек может пытаться кого-нибудь убить, если этот кто-то не угрожает непосредственно ее собственной жизни или жизни близких? Я вообще не понимаю таких странных порывов. Ну, не твой человек- так отпусти его с миром. Нет, нужно тратить годы, деньги, душевные силы... на что?
И один выход для таких людей - забвение!


Мне тоже кажется, что это чересчур. Но если рассматривать Друда метафорически, как часть души Руны, все встает на свои места.


Стоп. Что-то здесь есть. Я как раз думала, что фраза про душу, которая легла ничком, непонятно к кому относится: к Друду или к Руне.


К Руне.


"Крупная душа, легшая ничком"... как Вы это себе представляете?
Эпитет для души странный и поза тоже...)


Это я Грина цитирую, если память не подводит :) Представляю хорошо, очень хорошо и никому не желаю, а желаю летать и петь.


Ну, а у меня в сознании эпитет "крупная" как-то слишком связан с материальным... И душа, лежащая лицом в грязь... как труп Друда... который Руна даже не удосужилась перевернуть...
То есть для Вас Друд это не самостоятельный персонаж, а метафорический? Интересно.


Почему лицом в грязь? Для меня лежащая ничком - это просто спрятавшая глаза от неба.
Друд - вполне самостоятельный персонаж, если читать на одном уровне. На другом всех героев - и Руну, и Друда, и Тави - можно рассматривать как выражения разных аспектов любой человеческой души, в том числе души читателя. Стремление быть свободным, подняться над ограничениями, воспарить духом не уживается с властью привычки, эгоизмом, желанием использовать, подчинять. Второе стремится уничтожить первое, закрыть глаза. Тогда как простая симпатия, тепло, радость принятия помогают душе подняться. Пожалуй, Тави для меня более самостоятельный персонаж, что-то вроде анимы главного героя, тогда как Руна и Друд в своем противостоянии - отражение спора, который идет в каждой душе. Романтические произведения вообще очень символичны. Возможно, мы интерпретируем их, исходя из урока, который хотим извлечь.


"Для меня лежащая ничком - это просто спрятавшая глаза от неба." Я понимаю. Но вообще-то слово "ничком" означает "лицом вниз". Если продолжить разговор в метафорическом ключе, то я понимаю, что Жизнь подчас заставляет нас упасть лицом вниз и даже мордой в грязь. И это нормально, если тебе к затылку приставили ствол. Но, к счастью, никто и ничто не может годами держать сапог у нас на спине, и если мы чувствуем, что можно попробовать встать и умыться, то почему бы этого не сделать? Я не вижу мотива, по которому Руне было предназначено закончить жизнь вот так...
Вспоминается Ванина Ванини... Там ее карбонарий отринул во имя Родины и ее душа "легла ничком" так же, как у Руны. Но здесь - то никто не отказывал этой женщине в любви, так почему в конце концов она отказалась и от любви, и от власти - от всего?


Я не вижу мотива, по которому Руне было предназначено закончить жизнь вот так...

Мне кажется, мы немного разное имеем в виду под "легла ничком" :)
Руна вполне себе счастливо жила в замужестве, как сложилось у меня впечатление. Просто она не реализовала свой высший потенциал, выбрала более маленькое счастье, традиционное для людей ее круга. А потенциал был ого-го, поэтому он не давал себя "убрать с глаз" так просто. В этом, мне кажется, и смысл ее приказа убить Друда, и параноидальное желание его кончины. Была бы она слабее - просто бы забыла о нем.
Это похоже на вариацию притчи о таланте, закопанном в землю.
Конечно, мы можем представить, что Руна в будущем изменилась, и вполне это может быть, лично мне эта героиня очень симпатична, но это был бы уже другой роман :)

если мы чувствуем, что можно попробовать встать и умыться, то почему бы этого не сделать?

С этим вот полностью согласна.

Но здесь - то никто не отказывал этой женщине в любви, так почему в конце концов она отказалась и от любви, и от власти - от всего?

Да разве она отказывалась? Просто ей предложили свободу, а она захотела сочетать ее с властью, использовать для достижения власти, и тогда свобода ушла. Любовь же... Думаю, она любила мужа, и он точно ее любил. Однако в высшем смысле любовь - дитя свободы. Это реализация своего высшего потенциала вместе с другим человеком, "свободный полет" (Друд и Тави). А есть любовь-утешение - и это, думается мне, то, что осталось Руне. Грин, в общем-то, весьма гуманно с ней поступил. Счастливая семейная жизнь - разве плохо?
Вы своими вопросами заставили заново вспомнить роман. Интересная дискуссия выходит. Спасибо.


Знаете, это, конечно, книжка, не жизнь...
Но я не понимаю, как можно забыть о том, что ты пытался убить невинного человека.
Я не понимаю, как потом можно быть счастливым.
Я не знаю, как может быть симпатичной кому-либо такая героиня...
Правда, мне кажется, что для этого характера ее попытки убить Друда как-то неорганичны, что ли. Думаю, что желая стать "обычной", Руна должна была идти другим путем.
Ей не повезло, что убили того человека - не помню имени - который ее любил. А потом она счастливо живет с кем-то еще. Как будто можно быть счастливым только оттого, что ты принял решение быть таковым.
Как будто можно забыть... Ведь ты человек, а не волна...


Как будто можно быть счастливым только оттого, что ты принял решение быть таковым.
Как будто можно забыть...

Был такой буддийский святой, великий йог и поэт, Миларепа. Начал он с того, что магическими методами угробил три с лишним десятка человек. А потом ему пришлось хорошенько подумать, что делать дальше. Полагаю, люди меняются, если хотят измениться, немало таких историй. И мне кажется, ответственность за счастье действительно лежит в самом человеке, а боль из-за прошлых поступков можно искупить. Вопрос для меня скорее в том, полно ли счастье, если нет в нем свободы?
Но это уже наши частные выводы, вопросы, основанные на наших характерах, стиле жизни, образе мышления и т.д.


Конечно, можно измениться, если ты этого хочешь.
Конечно, можно отказаться от преступных намерений и быть счастливым от самых простых вещей.
Я только не понимаю человека , который успокоился и согласился на простое счастье только тогда, когда кто-то, зовущий его к высокому умер... Поэтому мне и показалась интересной Ваша мысль, что Друд - это метафорически часть души руны...
Иначе почему и зачем в произведении умер Друд, я тоже не понимаю...


Прекрасная рецензия! спасибо!