Больше рецензий

strannik102

Эксперт

Экспресс Лайвлиба

23 октября 2014 г. 05:25

361

Честно говоря у меня были совсем другие ожидания. Почему то мне казалось, что это будет нечто мощное и монументальное, глубокое и проникновенное, разрушающее все стереотипы и захватывающее и покоряющее читателя разом и навсегда...

Но во время чтения отчётливо возник и не пропадал до самого конца вопрос "И где здесь Нобелевская премия?". Наверное я сильно неправ, ибо книгу-то читал и оценивал уже в совсем другие времена, нежели когда она была написана и опубликована. Но вот единственное, что я тут увидел, за что можно давать премию — это за гражданское мужество. Но ведь премия-то дана за литературу, верно?

Конечно, бросающаяся в глаза особенность книги состоит в том, что она написана взглядом с третьей стороны. Обычно мы привыкли читать книги написанные с позиции красных (я сейчас имею в виду прежде всего людей своего поколения). Единственная книга, где был взгляд и с иной, супротивной стороны, это "Тихий Дон" Шолохова (тоже, кстати, нобелевская книга, но тут я с оценкой комитета согласен полностью). Ну, у Булгакова ещё, и у Алексея Толстого... Потом отечественному читателю стали доступны книги, написанные как бы с "белой" стороны, от лица белого офицерства или эмигрантов. А вот книг, написанных в советские времена от имени третьей, нейтральной, пассивной стороны я что-то не припомню...

В этом смысле книга безусловно хороша. Интересно было посмотреть на жизнь мягкого интеллигента, на жизнь человека, не примкнувшего ни к какому лагерю и не приставшего ни к какому берегу. И честь и хвала автору, который избежал соблазна героизировать своего визави и протеже, повести его по линии становления, трансформации и превращения в человек заметного, значительного и значимого, влиятельного и успешного. Хотя я уверен, что Пастернак с самого начала так и замышлял эту книгу, как рассказ о жизни талантливого и незаметного интеллигента, человека творческого, но не героического, человека, потерявшегося и не приспособившегося к жизни в условиях революционных передряг и постреволюционной советской действительности. Да он и не смог бы к ней приспособиться, потому что его сутью было умение творить — творить любовь и писательская стезя. И мне думается, что автор намеренно помещает продукт этого писательского творчества своего героя (стихи Юрия Живаго) в самый конец книги — чтобы в процессе чтения читатель никоим образом не узнал о таланте, о гении этого несуразного и нескладного человека, не сумевшего сохранить и осчастливить семью, не сумевшего осчастливить свою настоящую большую любовь, не сумевшего сделать счастливой свою третью гражданскую жену, не нашедшего себе места в социалистическом мире и прозябавшего в мире полуподвала и подворотни... А может быть автор и хотел показать, что в этом новом социалистическом мире просто невозможно быть обыкновенным хорошим и успешным человеком без того, чтобы быть борцом за социализм, без того, чтобы стать частью этой системы? Не знаю... ужасно не хочется влезать в аналитическую литературоведческую кухню и разбирать всё это дело под чужую трактовку и диктовку...

Тогда вот так — оставляю эту книгу без оценки, а мысли... мысли пусть придут сами...

Книга прочитана в качестве шага №5 в Игре в классики

Комментарии


*выдохнула*
:) Реально, я опасалась, что книга тебе безоговорочно понравится. И тогда не миновать дискуссий и разногласий. А что-то уже не хочется.


Ну, там явно мощная проблематика, но вот сам язык, которым сделана книга, меня не воодушевил...


Аналогично. Я как-то уже сориентирована была, что проза поэта — всегда мощная штука.


А для меня это не показатель... Хотя примеры Пушкина_Лермонтова_Набокова... говорят о твоей правоте :)


Ну, ты же знаешь, что для меня форма важна не менее, чем содержание, а иногда и более.
А примеры правильные привёл :) Из наших с тобой общих авторов (и более современных) упомяну Андрея Столярова. У него это очень чувствуется.


Ну и Олег Ладыженский ещё :)


Смейся: хотела и его в комменте упомянуть, но в последний момент заколебалась, зная твоё "не очень" отношение к теперешним Олди :)


Это сути не меняет :)


Тогда ok, поэзию Ладыженского горячо всем рекомендую!


Ну, ты ж знаешь, кое-кто даже пару песенок на его стихи присочинил ;)


А еще Мариенгоф, не читали? Всячески рекомендую "Циников"! И как раз то же время, 20-е годы, взгляд с "пассивной" стороны. Но КАК написано!


Буквально недавно прочитала "Записки об Анне Ахматовой" Чуковской.
Из них понимаешь, насколько сильным был интерес к советской литературе на Западе в то время. А тут книга Пастернака, вышедшая сначала на Западе - это же вызов!

Вообще, некоторые лауреаты заставляют меня очень сомневаться в том, что Нобелевскую дают за художественные достоинства. :)


Да, я именно это имел ввиду — мне как-то не показался особенным авторский стиль. :)


А я так её и не осилила. Очень уж она тяжелая и в смысле описываемого времени и в смысле языка оказалась для меня.


Ну, время ещё куда ни шло, всё-таки на тему Гражданской войны много чего прочитано, но вот язык — тут да, не особо радовал...


Я брала в библиотеке. Прочитала несколько глав, закрыла и отнесла назад. А для себя решила, что это явно не моё и не стала себя мучить


А я такие книги нарочно беру в рамках той или иной игры, как раз для того, чтобы обязательно прочитать :)


Когда я брала этого сайта возможно еще не существовало. Я уже не помню когда последний раз в библиотеке была. А если бы в игре это взяла, то очень бы сильно мучилась бы.


Ну-у-у, в библиотеку ежемесячно без пропусков :)


У меня когда-то тааакое разочарование было от книги. От всего: от невнятно-унылого сюжета, от языка, от неоправданных завышенных ожиданий... Помню, я так и не смогла дочитать роман, остановившись на середине. Правда, все собираюсь перечитать: вдруг я пропустила чего, "не созрела", ведь не зря же вот то, о чем у Вас во втором абзаце. Но рецензии, подобные Вашей, все отталкивают и отталкивают меня от перечитывания)


Просто борьба двух тенденций и противоречий. С одной стороны нетривиальный подход к теме Гражданской войны и проблеме "нейтрала", а с другой — не особенно привлекательная форма...


Когда я читала ее в юности, то буквально проглотила. И все мне в ней нравилось: и суть, и язык, а уж стихи - так и подавно. Но потом тема революции и гражданской войны отошла для меня на второй план и больше не перечитывала, а теплое отношение к книге осталось.
А потом вышел сериал. Посмотрела его не сразу, года через два после выхода. И странное дело - герой как человек мне в сериале не понравился. А как поэт - по-прежнему на высоком уровне. И я не знаю, почему - то ли Меньшиков так сыграл, то ли я на таких людей иначе смотреть стала.
Перечитывать не хочу. Пока по крайней мере. Не готова еще к тому, что мнение о книге может испортиться.


А я не стал портить что-то своей сугубо дилетантской оценкой :)
Знаешь как, вот умом всё понимаю про книгу, про проблематику, про противостояние между серостью и творческим талантом и культурой... но душа не загорелась, мне краще показалась "Белая гвардия" Булгакова. А кино я не видел, так что читал книгу с чистого листа :)


А у меня вот именно что загорелось, я тогда книги анализировать вообще почти не умела, фактически только на эмоциональном уровне воспринимала, но вот эта книга пришлась очень вовремя :) И стихи поэтому на особом уровне воспринимались.


Возможно просто мне нужно было прочитать её гораздо раньше... :)


Перечитывать не хочу. Пока по крайней мере. Не готова еще к тому, что мнение о книге может испортиться.

Я сомневаюсь, что мнение о понравившейся когда-то книге может испортиться. У Вас же всё равно никуда не делись те "петельки и крючочки" за которые она тогда зацепилась и скорее всего она снова зацепится за те же струны Вашей души. Во всяком случае у меня ни разу не было чтобы понравившаяся книга вдруг перестала нравиться.


Отчего же - "петельки" и "крючочки" очень даже могут деться :) В жизни бывают такие повороты или просто столько всего может происходить, что со временем начинаешь на некоторые вещи смотреть иначе, если не с противоположной точки зрения. И то, что цепляло в юности, в гораздо более зрелом возрасте уже не цепляет :) Это не всегда так, конечно. Но бывает.


Конечно, всяко в жизни бывает. Но как правило на восприятие книги это влияет в меньшей степени. Я повторюсь - у меня ни разу не было, чтобы ранее понравившаяся книга разонравилась. С фильмами было. Вернее с сериалом. И то только потому, что разонравилась игра актеров там, а не из-за истории. Хотя сейчас понимаю, что и история за уши притянута.


как правило на восприятие книги это влияет в меньшей степени

все зависит от человека. у меня такое не раз было. да и здесь же на ЛЛ, не раз читала о таких вещах :) возможно, вы сами не слишком изменились, вот у вас, как правило, и не влияет :)


Может быть и так. А может быть и по-другому: может я просто ухожу от тех книг, на которые может измениться мнение и никогда к ним не возвращаюсь. Так было с "Джен Эйр". Было время, когда брала её и перечитывала с любого места чуть ли не раз в два месяца, а теперь уже минимум лет десять в руки не брала ни разу. Хотя сейчас подумалось, что всё равно бы с удовольствием перечитала заново и вряд ли сильно что-то изменилось.


Просто книга книге рознь, как мне кажется. Например я уже раз 5-7 перечитал Войну и мр, и меняется только оттенки восприятия с возрастом, а оценка по-прежнему самая высокая. А вот в прошлом (или в этом? не помню...) году перечитал давно любимую повесть Сергей Жемайтиса "Вечный ветер" и уже такого наплыва эмоций не было, скорее тёплое ностальгическое...


Насчет эмоций мне кажется при перечитывании всегда так. Но ведь повесть не перестала быть любимой? Я в принципе про это тут и говорю. Конечно, нет уже того же наплыва эмоций, нет очарования новизны, но вещь всё равно остается любимой, даже если на многое меняется взгляд. Даже если это только теплое ностальгическое настроение, то всё равно вам приятно перечитать её. Или я не права?

И разве при перечитывании "Войны и мира" у Вас эмоции те же? Думаю тоже не слишком интенсивные, если сравнивать с первым чтением. Просто я говорю про то, что если книга когда-то понравилась, то при перечитывании она не может уже разочаровать настолько, что стать абсолютно нелюбимой. Во всяком случае я не представляю, что должно с человеком случиться, чтобы у него так сильно поменялось отношение к когда-то сильно понравившейся книге.


В Войне и мире конечно многие куски текста уже просто помнятся едва ли не наизусть, но там сразу и очарование толстовским языком, и любование героями, многажды любимыми, и открытие новых оттенков смыслов... И менее масштабных книгах всё немного проще, наверное потому при их перечитывании эмоции глаже :)


вот и я тоже так много ожидала. И такое у меня недоумение было.
Спасибо, так интересно было прочитать Ваше мнение!


Ну, значит я не одинок в своём впечатлении :)


Нас мало, но мы в тельняшках))))


Я обожаю поэзию Пастернака, а роман меня тоже несколько удивил, но прочитала в том году шикарную книгу Быкова о Пастернаке http://www.livelib.ru/book/1000116348 и очень хочу перечитать "Живаго.


Кстати да, спасибо что напомнили, тоже думал потом прочитать книгу Быкова :)


Быкова очень рекомендую :)


Да, я читал 3-4 его книги, но вот эту серию нет (об Окуджаве, Пастернаке...) Планирую :)


Биография Пастернака очень хорошая!


Пошла искать твою рецензию о Неверли, а попала сюда))

"Доктор Живаго" вызвал недоумение при первом прочтении.
Второе - сделало ее моей любимой книгой. До спазма в горле.
Что-то такое до меня дошло. И сразу же и стиль приняла, и всё-всё-всё...


А я тоже потом уже прочёл твою рецензию и ты точно пишешь — это не литература с большой буквы, но книга с большой (я своими словами горожу) :)


да-да!!! ты правильно уловил мою мысль!!!))


Странно, но при моей огромной любовь к Пастернаку-поэту я совсем не люблю его прозу. Вот от слова АБСОЛЮТНО! Ничто из его прозы меня не вдохновило. А "Доктор Живаго" просто не проработан. Это сырой материал, который у писателя выхватили из рук, не дав опомниться. Для меня самое главное в нем - Поэтическая тетрадь. Вот ее могу читать и перечитывать.


да, там на одно стихотворение у меня даже аккорды легли :-)