Больше рецензий

diman_nikolaev

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 октября 2014 г. 13:11

81

5

сам себе шахразада

«Ты стал Шахразадой для самого себя»

как всегда вариантов заголовка было – вагон и маленькая тележка. я выбрал первый попавшийся – «талант в плену безумия» (все равно потом исправлю:), и начал записывать начинающие уже запутываться мысли.

если бы меня попросили в двух словах сформулировать, о чем это роман, то я не задумываясь сказал бы: «о том, что персонажи книг могут быть куда живее – живых людей». они могут вызывать больше сочувствия, привязанность к ним может быть куда сильнее, и что совсем немаловажно – при удачном стечении обстоятельств они ушш точно переживут своих создателей. потому что даже погибнув, персонаж может вновь вернуться на страницы любимой книги (привет шерлоку холмсу:)

стивен кинг доводит эту ситуацию до крайнего предела, и талантливый писатель пол уилкс вынужден воскресить «похороненную» им мизери, чтобы не быть самому похороненным. впрочем, (вот он – талант в плену у безумия!), в своей дальнейшей участи он не сомневается: «Я напишу слово КОНЕЦ, ты прочитаешь и потом напишешь свой КОНЕЦ», – говорит он своей самой большой поклоннице.

распространяется ли авторское право – на право автора определять содержание своих произведений? в перевернутом мире энн уилкс все с точностью до наоборот, и мнение читателя (= ее собственное мнение), куда более приоритетно, а если книга не отвечает предъявляемым требованиям, то – в топку ее, в буквальном смысле слова.

Какого хрена ты разыгрываешь из себя героя, ради кого, черт тебя подери, стараешься? Что это, кино или телешоу? Зрителей, которые восхитились бы твоим мужеством, нет. Можешь исполнить ее желание, можешь сопротивляться. Будешь сопротивляться — умрешь, а она все равно сожжет рукопись.

как и образцовый адепт «общества спектакля» (стивен кинг совсем не зря говорит тут о телешоу), энн уилкс воплощает в себе радикальный фанатизм по отношению к придуманной мизери*, подвергая пола уилкса жестоким и изощренным истязаниям, чтобы добиться одного – любимый персонаж должен продолжать жить и продолжение книги должно быть написано. и ради достижения этой цели – никакие издержки не имеют значения!

в «мизери» достаточно размышлений о творческом процессе, причем – творческом процессе в экстремальных условиях, под прицелом. автор нашел хорошую метафору, для такого ущербного творчества – ущербная пишущая машинка:). но главный вывод, который можно сделать после прочтения книги – непрерывность жизни и неизбежность смерти будет такой неоптимистичный для всех писателей: самым лучшим источником вдохновения является – угроза жизни.

впрочем, может быть это правило относится только к миру, где есть энн уилкс?

================================
* в романе вообще хорошо раскрыта тема «талантов и поклонников», и кроме социально-опасной энн уилкс, показаны и другие формы «погружения в мир персонажа», например, читательница создавшая настоящий музей – «гостиную мизери» со всем подобающим интерьером. ну а то, что быть популярным писателем совсем небезопасно, думаю и так понятно.

книга прочитана в рамках книгомарафона.

Источник