Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

13 октября 2014 г. 07:30

1K

5

"СТЕКЛЯННЫЙ ЗВЕРИНЕЦ" ТЕННЕСИ УИЛЬЯМС.


Есть впечатления, скользящие по касательной: увидел-услышал что-то, это привело на ум другое, третье или пятое. И можно сосредоточиться на чем-нибудь из трех. А можно вовсе на четвертом. Мир пронизан связями, большей частью необязательными. Но случаются моменты жесткой сцепки, прямо-таки гребенки. Услышал об одном, непременно выпрыгнуло из памяти другое и скрутило властно. Отмахнешься, не попытаешься понять и додумать-доделать то, о чем напоминает это второе - не станет биться пеплом клааса в твою грудь, отойдет на задний план до поры. Но вокруг тебя света и воздуха станет чуть меньше. Пространство твое сожрется, что плохо.

Словосочетание "Кукольный дом" непременно приводило на память другое - "Стеклянный зверинец". В такой жесткой сцепке, что воспринимала две эти пьесы, как одно. При том, что Ибсена не читала вовсе, а Теннеси Уильямса девчонкой. Вивьен Ли была любимой актрисой и все, что касалось ее сценических образов, интересовало. Вот, чтобы понять, что за Лора, которую ей тоже довелось сыграть на театре. Лет пятнадцати читала и напрочь успела забыть сюжет. Тем более ничего настолько драматичного, как в "Гамлете", например, не происходит ("О Небо! О Земля! Кого в придачу? Быть может ад?")), а молодость любит обнаженные чувства и яркие страсти.

Всего то и помнила, кто-то постоянно перетирал стеклянные фигурки. Словно через призму цветного стекла, желая смотреть на мир. Стремясь укрыться за хрупкой красотой от необходимости выходить в него. А к чему, почему? В очередной раз наткнувшись на упоминание ибсеновой пьесы, решила ужо не отмахиваться. Перечитала "Зверинец". Он простой и практически бессюжетный. Американская семья, тридцатые, перманентная Великая Депрессия, к которой как-то все уже приспособились. Не совсем семья, папахен в бегах. Но маме энергичности и жизнелюбия отсыпано столько, что на двоих хватит.

Она вся такая: "Вставайте, граф, вас ждут великие дела!", вся буря и натиск, неисправимый и безосновательный оптимизм. Проецированный в прошлое: когда я была молодой красавицей южанкой, окруженной толпами поклонников... (Скарлет, м-мать). И в Будущее: вот когда Том (сын) сделает потрясающую карьеру!; вот когда Лора (дочь) составит удачную партию! Совершенно неспособная увидеть настоящего, реальности. Том ненавидит работу в обувном магазине, влечется по жизни ни шатко-ни валко. Лора патологически закомплексованное существо.

Да и где ей было увидеть, как-то же выжила семья, несмотря на удар, нанесенный бегством отца в трудные времена. Кто, думаете, все на себе вынес, опираясь только на дурацкий оптимизм? И это она дает затурканному жизнью Тому денег не оплату счета за электричество, которые тот спускает на карточку члена ассоциации моряков торгфлота, за каким бы хреном ему членство в этом сообществе? Ах да, в нем что-то смутно зреет, какое-то стремление взять все, да и поменять. И это она оплачивает курсы делопроизводства для хрупкой Лоры, настолько неуверенной в себе, что от страха осрамиться публично в состязаниях на скорость, вовсе перестает посещать занятия.

О, боги, кунсткамера? Нет, просто семья. Не особо прячущая скелеты в шкафах. Девочка трет свои стеклянные фигурки, мальчик сваливает в киношку при всякой удобной возможности, недалекая мамаша убеждает себя, что все как-нибудь образуется. А детей, что новый день следует встречать с улыбкой. Кунсткамера. В общем, когда ясно становится, что работать стенографисткой ее дочь не сможет, остается последнее прибежище - замужество. Спихнуть кровиночку с рук хоть кому, лишь бы не алкаш. На сына наседают с требованием привести в дом друга. Как, вы не знали, девочки сплошь и рядом находят женихов среди друзей брата.

Джим о`Коннор парень хоть куда, хотя и не та звезда, которой был в школе. И мамашины выкрутасы в стиле перезрелой кокотки сносит, не моргнув глазом. И явно дураковатую дочь старается ободрить (не вспомнив, что учился с нею в одном классе, эвона как!). Забывшись, даже целует девушку, успевшую было поверить, что в своей малости может встать вровень с великим человеком, интересовать его может. Он, Джим, быстро соображает и человеком будучи порядочным, вносит ясность: это чисто дружеское, у меня невеста е. И делает ноги из гостеприимного дома.

Кульминация - скандал, устроенный мамашей: на лососиный бок потратилась, а жених с брачком оказался. После которого Том идет по папиным стопам. И во всех местах, куда после забрасывает его жизнь, перед глазами его неотступно образ хрупкой Лоры, зажигающей свечи. Принцессы, брошенной им на растерзание дракону, сестры, которую не спас. Нет, никого не сужу. Никто не виноват и никто не злодей. Все злодеи. Эта пьеса о людях, убивших время. Все делавших несвоевременно.

Мама не вывела-вытолкнула-выпихнула детей в социализацию тогда, когда это необходимо было сделать. Что не обратило бы интреавертов в экстравертов, оно и не нужно, люди хороши такими, какие есть Но приступов панической атаки от столкновения с реальностью, в разной степени характерных для обоих, удалось бы избежать. И вовремя не отстранилась от опеки. А это важно - дать понять, что дальше ты как-то сам. Дети бездарно и безбожно транжирят юность, самое плодотворное время. Отец вовсе схлопнулся, как мыльный пузырь.

А с гребеночной сцепкой разобралась ли? Да, но там другая история. Тоже грустная и очень длинная. И тоже о потерянном времени.

Комментарии


Очень хорошая рецензия, спасибо.
Не знаю, может будете ругаться, но всё равно скажу. То, как Вы описали это произведение, мне показалось замечательной иллюстрацией правоты марксистской интерпретации жизни и литературы. Виноваты все, в психологическом плане главный виновник, конечно, отец. А в общем, виноваты все, но виновнее всех - бедность, уничтожающая в человеке человеческое, экономически неверное устройство общества, заставляющая человека скукоживаться под давлением нужды.
Я так пишу, не прочтя книги. Но мне, кажется, Вы так ясно описали канву, что я вроде бы имею право делать выводы. Когда удастся прочесть - не берусь предугадывать.


Смеетесь? В смысле, нет, не о том думала. Значит не умею четко формулировать.
Об ответственности за собственную жизнь, главным образом. Ну и о подходящем времени для действий, все-таки.
Сейчас, мне непросто бывает ухватить мысль, но пойманная за хвост, движется в нужном направлении и ведет за собой). Кажется получилось. Думать о материальном имеет смысл серьезно и постоянно. Это базис, основа и это может стать залогом твоей свободы. Когда необходимо бывает действовать, не думая о ресурсах.
Или даже просто оставить все и уйти в пустоту с пустыми руками (как герой, угу).В отличие от героя зная: тебе не в чем себя упрекнуть, ты все подготовил к уходу и сделал так, чтобы он прошел максимально безболезненно для других вовлеченных.
Уходить с-кондачка, когда задняя левая нога взбрыкнула - инфантилизм и безответственность. По отношению к себе не в последнюю очередь.
В момент решения, когда легко и заманчиво было вернуться в налаженную жизнь, бросив доверившегося, выбрала остаться. Как добровольно в заключение Там все было бы иначе, но что-то такое сделала бы со своей душой, что все обессмыслило бы.


Уходить из семьи - вообще самая крайняя крайность, если только супруг(а) совершает вовсе запредельную мерзость. Уж лучше изначально не создавать семью, пока не будешь уверен, что это до конца жизни.
Опыта в этом смысле у меня пока нет, но хочу в сказанное верить.


Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным. Но кто из нас на палубе большой не падал, не блевал и не ругался?
Что есть критерий оценки: мерзость уже перешла за грань запредельной или стоит еще потерпеть, чтобы уж наверняка?
Очень надеюсь, что вам повезет создать именно такую семью. Искренне.


Спасибо.


Рецензия интересная, только ракурс как-то смутил. Мама, конечно, "не вывела-вытолкнула-выпихнула детей в социализацию тогда, когда это необходимо было сделать" ;). Но если перечитать классику глазами современного ударника офисного труда, все ее гамлеты, дон-кихоты, стрикленды и проч. предстанут унылым скопищем маргиналов и лузеров.
Днесь смотрела "Жасмин" Вуди Аллена - не последнюю, думаю, и не самую удачную интерпретацию "Трамвая" Уильямса. Все-таки его пьесы о нежности к инакомыслящим и побежденным. Даже вполне заурядным.


Вы прелесть, посмотрю Жасмин, Вуди Аллена люблю. А Гамлеты и иже с ними, которые офисный планктон, да нет и не может быть планктона (мне кажется), как нет стейнбековых мышей. Есть те, кто тебе интересен и те, кто нет.
Вторых больше и таковыми останутся, даже достигнув должностей столоначальничьих.


А я, вот, только прочитала. Хорош Теннесси Уильямс, невыносимо хорош.


Хорош, Надюш.


А с Ибсеном для меня они как "единство и борьба противоположностей", обоих люблю.


А на Ибсена так и не сподвиглась.
Но Пер Гюнта люблю. Его? Давно, в юности еще читала. Очень


А ты попробуй "Кукольный дом", тоже про семью, очень хорошая вещь.
Здесь я только про "Гедду Габлер" писала, но "Гедда..." специфическая, я боюсь советовать.
"Пер Гюнт" его, да.