Больше рецензий

Maple81

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 октября 2014 г. 14:35

70

3

Сразу скажу, что среднюю оценку этой книге ставлю не из-за ее качества, а из-за большого кол-ва специфических терминов и вообще из-за того, что это довольно специализированная литература. Но кое-что было интересно почитать.
Лекции посвящены роли читателя при чтении книги. А эта роль не так мала как может показаться.

В конце концов, всякий текст (как я уже писал) — это ленивый механизм, требующий, чтобы читатель выполнял часть работы за него. Текст, в котором излагалось бы все, что воспринимающему его человеку надлежит понять, обладал бы серьезным недостатком — он был бы бесконечен.

Основной аспект - время в произведении: искусственное замедление или ускорение действия, проблемы перевода нужного времени на другие языки, использование в тексте дополнительного рассказчика.
Лекции строятся не только на теоретическом материале, но в них приводятся и многочисленные примеры и разборы некоторых произведений. Например, мое любимое "Убийство Роджера Экройда" Агаты Кристи. Не хочу раскрывать его разгадку, если кто не читал, но оно привело меня в восторг именно построением изложения от первого лица. Умберто Эко также отмечает эту особенность произведения, как и то, что такие произведения хочется сразу перечитать еще раз, уже обращая внимание на другие детали.
Сравнивает он и сцены стрельбы в романах Флеминга и Спиллейна, у первого сцена описана так, что ее будешь читать медленнее, и захочется вернуться перечитать из-за необычных ярких образов, а у второго по тексту читатель пробежит галопом.
В другом романе для замедления в ключевом моменте вдруг вставлена длинная историческая справка.
Немного написал автор и о деталях своей собственной работы над текстом:

В главе 115 моего романа «Маятник Фуко» происходит следующее: в ночь с 23 [140] на 24 июня 1984 года персонаж по имени Казобон, после посещения оккультной церемонии в Консерватории Науки и Техники в Париже, бредет, словно во сне, по рю Сен-Мартен, пересекает рю Оз Ур, проходит мимо центра Бобур и оказывается возле церкви Сен-Мерри. Потом он еще кружит по всяким улицам, каждая из которых названа в тексте, пока не попадает на пляс де Вож. Прежде чем написать эту главу, я сам несколько раз прошел ночью по этому маршруту, с диктофоном в руке, записывая на пленку свои наблюдения и ощущения.
Более того: поскольку у меня есть компьютерная программа, которая позволяет увидеть небо в любой момент любого года на любой долготе и широте, я даже позаботился выяснить, была ли в тот вечер луна и как она перемещалась по небосклону. Я пошел на это не потому, что вздумал переплюнуть в реализме Эмиля Золя, но потому что хотел иметь сцену, которую описываю, перед своими глазами; мне это помогает отчетливее понять, что происходит, и проникнуть во внутренний мир персонажа

В любой книге можно найти что-то новое для себя, вот и здесь узнала ранее неизвестную подробность:

мой галстук является синим только в рамках западного хроматического спектра (известно, что в латинской и греческой культурах границы между зеленым и синим отличались от принятых у нас).

А попытка сделать компьютерную программу, которая смогла бы написать связный текст? Басня "Ворона и лисица" в исполнении машины, это что-то, даже цитировать не буду, надо читать.

Прочитана в рамках игр "Новая рулетка" и "Урок литературоведения".

Комментарии


вот, наверное. почему я побаиваюсь его читать. он профессиональнее, чем я к тому готова. (что-то я такое сказала... ну, вы поняли).


Да, это больше для специалистов. Но Роджером Экройдом он меня пленил. Я сама была в восторге именно от построения его изложения. Читала давно, но впечатления остались незабываемые. :)