Больше рецензий

trounin

Эксперт

Эксперт Лайвлиба и ведущий сайта Trounin.ru

10 октября 2014 г. 10:26

408

1

Читатель Чарльза Диккенса в каждой книге именитого автора всегда ловит себя на одной и той же мысли, когда находит в тексте мастера большой формы фразы о том, что герои принимаются за чтение неинтересных и скучных книг - в такие моменты читатель и не понимает, либо Диккенс бревна в собственном глазу не видит, или намекает, будто уж ты, читатель, держишь в руках правильную, да очень интересную книгу, и именно это выделяет тебя из множества других читателей, решивших насладиться совсем не теми книгами, отчего и страдают. Из одного произведения в другое - Диккенс продолжает заставлять читать своих героев самые гадкие книги. Зачем это и почему... давайте попробуем разобраться.

Диккенс в более раннем творчестве старался разоблачать особо больные темы современного общества, которые облекались в шутки, всеми понимались, но ничего для исправления ситуации не делалось. Именно Диккенс, если верить множеству его критиков, стал тем человеком, чьи слова стали очень серьёзно восприниматься в обществе. Всё началось с "Записок Пиквикского клуба", где Диккенс не книгу писал, а скорее издавал журнал о своей жизни, стараясь отразить собственные мысли и наблюдения о свежих данных - а поскольку Диккенс изначально писал свои книги именно в форме журналов, где все выпуски подшивались и становились полноценным произведением, вес которого был довольно тяжёл, что не станет откровением для любого читателя, хоть раз державшего в руках одну из книг Диккенса. Были у него и небольшие произведения, вроде "Оливера Твиста", да и собственно "Лавки древностей", где Диккенс придумывал частичку сюжета, а потом выпуск за выпуском её раскрывал, наполняя разного рода приключениями. "Оливер Твист" касался строго проблемы беспризорных детей, а вот последовавший за ним "Николас Никльби" ещё более углубился в тему жестоких порядков при воспитании английского подрастающего поколения, которое, в набирающем обороты техническом прогрессе, становилось ненужным собственным родителям, терпя непотребства в зверских условиях специально созданных пансионов.

По идее, "Лавка древностей" должна была продолжить какую-либо тему, от которой Англия изнывала. Возможно, такую тему можно найти в сюжете, но чётко её выделить не получается, поскольку Диккенс сконцентрировался на множестве мелких, где-то им выисканных. Честное слово, больше толку читатель сможет для себя извлечь из цикла "Человеческая комедия" Оноре де Бальзака, описывавшего это всё со знанием дела, оставляя в душе читателя суровую печаль, если читатель осознавал всю проблему человеческой натуры. Хоть Диккенс и писал позже, но вдохновение, безусловно, он мог черпать и из творчества Бальзака тоже. Считать серьёзной историю девочки - чья жизнь зависит от дедушки картёжника и антиквара, старающегося даровать ей счастливую жизнь, уходя в запойное ощущение азарта, обрекая дитя на страдания - можно.

"Лавка древностей" становится отправной точкой в долгом пути страданий, которые предстоит преодолеть героям книги, где, не буду никого томить, счастья никто не обретёт - это тоже радикальное отличие от более ранних работ Диккенса, где справедливость просто обязана была восторжествовать. Слишком глубоко стал погружаться Диккенс, стараясь вызвать у читателя наибольшее количество неприятных впечатлений от суровой окружающей жизни, где, на самом-то деле, вообще нет никакой надежды на счастье, поэтому должно страдать все. Вот так и страдают хорошие и плохие. Достанется даже карлику-ростовщику, чья отвратительная сущность не стала подобной злой харизме счетовода-содержателя пансиона из "Николаса Никльби", но всё-таки кто-то должен был поддерживать девочку с дедом в тонусе, гоня их к логичному концу любых людей, решивших уйти от кредитора в бега.

Чарльз Диккенс мог лучше проработать сюжет, но что-то ему помешало, отчего "Лавка древностей" не даст читателю никаких новых знаний, и источником переживаний она тоже не станет. К ней внимание читателей привлекает только её малый объём, который идеально подходит для знакомства с творчеством Диккенса - на этом её достоинства заканчиваются.

Эти рецензии тоже могут вас заинтересовать:
- Посмертные записки Пиквикского клуба
- Приключения Оливера Твиста
- Жизнь и приключения Николаса Никльби
- Из американских заметок
- Домби и сын
- Дэвид Копперфилд
- Холодный дом

Комментарии


Вот почему-то с Диккенсом и у меня тоже все сложно. Читаю (или, скорее, вымучиваю), понимаю, принимаю, но... не мое :) Как в школе - потому что надо, а не для души...


сейчас писатель пишет книгу, издавая её целиком... а тогда вот именно выпусками кормились. Поэтому Диккенс и водянист до жути, иначе мог умереть от голода.


Согласна. Я так и не смогла подступиться к нему. Начала читать несколько книг, и чувствую, как скучно, как я трачу время просто так. Так что ты был прав.)


может я всё-таки найду у него что-то интересное, буду искать дальше


Печально...


даже непонятно, что будет в будущем... книгу будут читать до того, как писатель о ней подумает, наверное :]


Подбрось идею какому-нибудь фантасту, он напишет об этом книгу и тогда это обязательно произойдет в будущем :)


может сам напишу :]


Мне понравилась Ваша рецензия, единственное "но" - не говорите за всех читателей. Не думаю, что Вам достоверно известно, что думает читатель, взяв в руки книгу Диккенса.


благодарю. За всех читателей и не хотел говорить, для этого я бы говорил именно "читатели", а не "читатель", поскольку под читателем я понимаю и себя тоже.


Ни капли не сомневаюсь, что все так, как Вы говорите. Просто при чтении рецензии сложилось такое мнение. Кстати, отношусь к рядам поклонников Диккенса, и хотя "Лавка древности" не на вершине пьедестала почёта, но все-таки считаю роман очень даже достойным.


я вам верю, ведь мне довелось познакомиться только с ранними работами Диккенса, и окончательного мнения о его творчестве пока не пробовал излагать


Вот и то, о чем ты говорил!)) Нельзя говорить ничего плохого о книгах,иначе...!)) Но прочитав "Записки" и эту рецензию(а твоим впечатлениям я,почему-то, верю), у меня пока не возникает желания читать еще что-то Диккенса! Нужно созреть, так сказать!))


проблема в том, что созревание происходит путём чтения соответствующей литературы, иначе всё-равно сырым остаёшься. Давно заметил, что сперва не понимаешь - недоумеваешь от того, что кто-то в этом что-то нашёл, а потом не успеваешь заметить, как уже сам поёшь дифирамбы тому, о чём до этого ни одного лестного слова не сказал


Интересно узнать Ваше мнение о "Крошке..." и "Большие надежды". Если вдруг надумаете познакомиться с этими романами, будьте добры, начеркайте пару строк. Если уж честно упорное чтение Диккенса и других авторов, творчество которых не приносит Вам особой радости, похоже на самоистезание.


невозможно читать только то, что нравится. по крайней мере - мне невозможно


Я соглашусь, что нужно читать разную литературу, дабы сложить свое собственное впечатление, быть начитанным, всесторонне осведомленным в литературе. Но если не твое,то не твое,несмотря на восхищения других читателей.


Если в двух первых предложениях Вы имеете ввиду мой комментарий, то поверьте, я адекватно отношусь к критике даже самых любимых писателей и книг.


И именно поэтому Вы решили это уточнить и сделать замечание автору рецензии!)) Да меня,собственно, это не очень волнует. Просто здесь повсеместно наблюдается агрессия на противоречие всеобщему мнению, что,на мой взгляд, ни к чему. Сколько людей,столько и мнений. И соглашусь с Вами на счет самоистязания!))


Опять ежика включил :)
Что тебя заставляет читать всего Диккенса, если уже не понравились несколько книг?


всего читать не буду, но пока не найду - не успокоюсь :Ъ


Бороться и искать, найти и не сдаваться! Да ты прямо советский вьюнош! :))
Диккенс, берегись :)


угу, 5 книг на примете есть, а там по ситуации


0_0 еще целых 5 книг Диккенса... ежик очень упорный и настойчивый :)


их больше, но эти 5 точно


Эх и снова пинок Диккенсу. Я зимой хочу что-нибудь еще прочесть у него)


а я зимой на русскую классику перейду, скорее всего


Это хорошее дело


давно пора


617 страниц мелким шрифтом не так уж и мало.