Больше рецензий
24 сентября 2014 г. 19:55
1K
5
РецензияПо совести говоря, надо было прочесть эту книгу ещё в прошлом веке :) когда я была рьяным биологом — молодым, работоспособным, полным энтузиазма. Но оказалось ещё не поздно, потому что «Путешествие…» Чарльза Дарвина стало для меня увлекательнейшим чтением, — как я уже докладывала своим коллегам по Виртуальному клубу книгопутешественников, это такая средняя арифметическая между Жюлем Верном, Дарреллом, «Фрегатом «Паллада» Гончарова и, пожалуй, журналом «Юный натуралист» :)
Путешествие на «Бигле» продолжалось почти пять лет. Пока экипаж английского экспедиционного судна вёл гидрографическую съёмку и составлял карты побережий, юный Дарвин, недавний выпускник Кембриджа, с упоением обследовал сушу во всём её многообразии, побывав на островах Зелёного Мыса, в Бразилии, Уругвае, Аргентине, Чили, на Огненной Земле и Фолклендских островах, в Перу, на Галапагосских островах, в Новой Зеландии и Австралии, на Кокосовых островах и Маврикии. Пять лет — с двадцати двух до двадцати семи — провёл Чарльз в этом странствии, а по возвращении, систематизировав собранные материалы с помощью коллег, написал несколько научных работ — и эту книгу. Ему к этому времени было всего тридцать.
Забудьте о пожилом, мрачном, в окладистой бороде основоположнике эволюционной теории, портрет которого вам известен из школьных учебников биологии. Поразитесь широте интересов и глубине познаний этого молодого человека, отделённого от нас почти двумя сотнями лет. Он уверенно разбирается в первую очередь в геологии, а кроме неё — в метеорологии, зоологии, зоогеографии, палеонтологии, этнографии, и лишь по части ботаники с огорчением признаёт, что знает её не слишком хорошо. В книге уже просматриваются представления Дарвина о том, что позже назовут экологией и эволюционизмом, конвергенцией и внутривидовой изменчивостью. Он доказательно оппонирует теории катастроф, выказывает завидное знакомство с научной литературой тех лет по самым разным отраслям естествознания, не чужд чувству прекрасного не только в природе, но и в произведениях искусства. При описании автором пейзажей неоднократно вспоминала книги Ганзелки и Зикмунда — отраду раннего детства. Чудесной приправой к повествованию является мягкий юмор рассказчика, пронизанный самоиронией.
Да, натуралист Дарвин обследует местность и собирает обширные коллекции. А кроме того, поднимается на горные вершины, попадает в сильнейший шторм возле Огненной Земли и в одно из самых катастрофических чилийских землетрясений, участвует в спасении потерпевших кораблекрушение моряков, остерегается нападения индейцев, пробует на вкус пуму и ящерицу, общается с генералом Росасом, наблюдает разрушение ледника, изучает медные рудники и золотые прииски, чуть не топит маленькую жабу :) и… предсказывает истребление человеком фолклендской лисицы. Через 42 года, ещё при жизни Дарвина, была убита последняя фолклендская лисица, и этот вид исчез с лица земли. Меньше двух веков потребовалось «царю природы», чтобы напрочь уничтожить своеобразное эндемичное животное.
Конечно, одна из самых интересных глав в книге посвящена Галапагосским островам. Именно здесь Дарвин обнаружил невероятно высокую долю эндемиков (то есть живых существ, встречающихся только в этом месте и более нигде). Среди морских моллюсков таких набралось 47 из 90 видов, среди высших растений — 100 из 185 видов! А бросающаяся в глаза разница в фауне и флоре отдельных островов, находящихся совсем рядом друг с другом, подтолкнула Дарвина к первым научным выводам, из которых со временем выросла эволюционная теория.
Для тех, кого загодя пугает наукообразие текста, сообщаю: нормально читается книга, особенно если время от времени поглядывать в интернет с целью выяснить, как выглядит то или иное животное или где находится очередной географический пункт, о которых пишет автор. Дарвин никого не пытается «обморочить учёностью» — наоборот, книга рассчитана на массового (образованного) читателя — причём первой половины XIX века.
Любопытно в этом плане резюме XI главы. В нём Дарвин, обобщая информацию о флоре и фауне южного полушария, для удобства «переносит» южноамериканские широты на понятные читателям географические объекты Европы:
Итак, около Лиссабона самые распространённые там морские моллюски /…/ носят тропический характер. Южные провинции Франции сплошь покрыты великолепными лесами, в которых деревья переплетены с деревянистыми злаками и опутаны паразитными растениями. Пума и ягуар рыщут на Пиренеях. На широте Монблана, но на острове, столь же удалённом к западу, как центральная часть Северной Америки, среди густых лесов буйно растут древовидные папоротники и паразитные орхидеи. Даже так далеко на севере, как в средней Дании, можно увидеть колибри, порхающих над нежными цветками, и попугаев, отыскивающих себе пищу среди вечнозелёных лесов...
Интересная деталь: своим спутникам по путешествию Чарльз уделяет в книге минимум внимания, кое о ком обмолвившись всего несколькими словами (не это является для него темой повествования), но он живо интересуется всеми народами, с которыми встречается на протяжении экспедиции. Вызывают восхищение его гуманизм, его прогрессивные (особенно для тех времён) взгляды, пишет ли он о дикарях Огненной Земли или каторжниках Австралии.
Ещё один совет будущим читателям этой замечательной книги: не читайте её залпом, откладывайте время от времени в сторонку. Например, по главе в неделю — в самый раз. Так будет живее ощущение, что каждая из глав — это новая почта, доставленная парусником из дальних, головокружительно экзотических краёв, откуда вечный путешественник Чарльз Д. пишет свой дневник натуралиста.
Факультативная часть: к вопросу о преимуществах бумажных книг...
ПОДКАТ: Серьёзные минусы электронной версии книги
Я как настоящий исследователь и естествоиспытатель :) должна придерживаться фактов, даже если они огорчительны. Допускаю, что мало кому книга «Путешествие вокруг света на корабле «Бигль» попадётся в руки в бумажном виде. А электронная версия, обитающая в сети, не всегда радует.
Во-первых, видимо, это архаичный перевод (похоже, что С. Соболя, хотя источники и тут могут врать). Приведу несколько примеров: «поблизости от Андов», «не евши и не пивши», «гаучосов», «ольдермен», «произвести» вместо «провести», «льяносы», «инъицированный», «произведение» (в смысле растение).
Во-вторых, само качество электронки оставляет желать лучшего: очень часто пропущены буквы, слова, а иногда, судя по всему, нижняя строка сканируемой страницы, но особенно часто почему-то — окончания слов, поэтому приходится по контексту догадываться, что «существу» — это «существуют», «солян» — «соляных», «при» — «прибитая», а «жн» — то ли «живых», то ли «животных» (все примеры взяты с одной страницы, к счастью, такие сгущения встречаются в основном на первой сотне страниц) или «пейзаж казался B3ODV гармоничным (если позволительно так выразиться)». Нет, не позволено!!! :) Я уж не говорю об обычных ошибках распознавания: «бблыпих» вместо «больших», к примеру.
Распознавание обилия латинских названий тоже создаёт проблемы. Так, одно и то же животное (один из видов броненосцев) назван то пичи, то nuru.
В-третьих, главный фейл — отсутствие примечаний, которые, судя по цифрам, не преобразованным изготовителем электронной копии в сноски, были предусмотрены к каждой главе отдельно (цифры выделены мной):
остров Кокосовый получил свое название от множества растущих там кокосовых пальм5. Дома неправильно разбросаны по плоскому пространству земли, на которой посажены бататы6 и бананы. /…/
Почва была до того влажной, что на ней образовались обширные заросли грубой сыти8, в которых жили и размножались огромные количества маленьких водяных пастушков9.
Отсутствуют также и собственно сноски, помеченные в основном тексте звёздочками.
Недобросовестная копия — таков мой вывод.
Если же вы закалённый корсар книжных морей интернета и вас не пугают такие глупости — счастливого плавания!
Прочитано во славу Виртуального клуба книгопутешественников в ходе МФМ №5 «…и мой сурок со мною», а также в рамках XII тура ФМ «Нон-фикшн».
Спасибо всем терпеливым читателям!
Комментарии
"Африка грёз и действительности"!!!!!!
Оля, я не вспоминала о ней столько лет!
Всё, слов нет!
^^ У нас дома шесть книг их было. Ты же понимаешь, что это были любимые мои "книжки с картинками" :)
Мне мама носила из библиотеки.
Молодец мама!
За эти пять минут мы с ней успели обсудить "Африку..." по телефону.
Я просто поражена: она помнит не только сами книги, но и авторов (я бы по памяти сразу не назвала)!
Про LL я ей частенько рассказываю, а она пересказывает своим подружкам-бывшим училкам. "Не говорите, что молодежь не читает!"
Вот это правильно! Тащи их всех сюда!!! :)
Очень подробно и интересно все расписали. Поняла, что прочесть смогу. Главное, что хочу это сделать :)
Совершила открытие - Ганзелка и Зикмунд. Сначала почему-то решила, что это книги о двух каких-то животных с такими странными именами :) И не надо громко смеяться ))) Но перешла на страничку авторов и заинтересовалась. А у них книги связные? Или можно выбирать любую? Что было самым-самым бестселлером?
Книги совершенно путешественные, поэтому начинать можно с любой. Главная их ценность — невероятное количество фотографий. Можно попробовать начать с Там, за рекою — Аргентина или К охотникам за черепами .
Спасибо! Взяла на заметку :)
В те времена никто в интернет не заглядывал. Уровень образования так снизился?
Во-первых, образованных людей было гораздо, гораздо меньше, чем сейчас. Во-вторых, образование у них было шире (сейчас настала эпоха узких специалистов). В-третьих, тогда образование было не только получением суммы знаний, а и обучением думать и делать выводы.
Спасибо за ликбез, меня эта тема волнует. Потому что судя по книгам той эпохи и нашей можно подумать, что люди просто разучились учиться (или надо меньше фигни читать).
Тема действительно нешуточная. А насчёт того, что разучились учиться — тут вам больше всего страшных историй могут рассказать библиотекари :)
Главная проблема, на мой взгляд, в том, что люди сейчас настроены на потребление информации. Только потребление, причём в огромном количестве, но маленькими кусочками :) Людям трудно прочитать книгу в 500 страниц, трудно прочитать пост на 6-10 килознаков, трудно усвоить список из ста позиций... А самое главное, они эту информацию чисто на сенсорном уровне усваивают, как сиюминутный раздражитель :( То есть, грубо говоря, "ничего не задерживается".
Или преподаватели :)
Моя бабушка, преподаватель мат. анализа, рассказывала, как они в институте спокойно учили к экзаменам по 150 билетов, таких экзаменов 4-5 было за месяц, то есть особых проблем это не вызвало. И это было ну 60 лет назад.
И сегодняшние студенты. Я даже не буду распространяться на эту тему, мнооооого баек всяких, как на ноль делят, а потом возмущаются "так калькулятор поделил", как 17+25 сложить в уме не могут (студенты-математики). Какая там книга в 500 страниц, если простейшие логические действия совершить не могут, право от лева не отличают. *пошла пить валерьянку*
Что стало причиной, Интернет?
Вряд ли интернет. Это раньше началось. Думаю, просто поток информации, возросший в геометрической прогрессии. И первым гадом был телевизор :)
Кстати, о счёте в уме: считаю по-прежнему быстрее, чем продавщицы на калькуляторе :)
На своём собственном опыте вижу, что мобильный интернет в учебном заведении - это зло. Чем дальше, тем больше студент сидит носом в телефоне и даже ответы на семинарах пытается оттуда считывать. Подготовка к занятию сводится к "погуглить за минуту до ответа". Какое уж тут восприятие информации... Конечно, не все такие, но общая тенденция печалит.
Рецензия замечательная. :)
Как раз недавно смотрела фильм "Происхождение" про Дарвина, но там акцент был скорее на семейные отношения и сложность принятия идей, которые ему приходили в голову.
Мы сегодня уже успели вот тут о фильме чуть-чуть посудачить ^^
Спасибо, Настя!
Здорово!
А иногда и на калькуляторе ошибаются, продавщицы эти.
Какая благодатная тема! Я её очень люблю)))
Я читала, что это ещё из-за того, что у человека зависимость от информации, он без неё не может. Т.е. не даёт усвоиться полученным знаниям. Читает он что-то важное и нужное. Потом устаёт и думает: "Надо отдохнуть". И вместо того, чтобы дать мозгу отдохнуть, лезет в тот же Интернет и пичкает мозг очередным потоком информации. И та, которую он получил до этого не успевает откладываться в долговременную память, её просто вышибает новостями, что "панды-маньяки держат в страхе весь город", "нло оставило на поле круги, трансформирующиеся в неприличное слово", "отец-герой родил тройню" и прочее.
В статье всё это было более гладко написано, но т.к. я именно тот человек, про которого она написана, я мало что запомнила.
Бедааа.... Как стать образованным человеком 19 века?
Мне кажется, что люди стали думать быстрее (как машины), но широта взглядов стала намного уже. К примеру, зачем мне что-то запоминать, если я в любой момент могу залезть в Интернет и узнать. А после того, как воспользуюсь знанием, оно вылетает из головы, потому что опять таки, в следующий раз я залезу в сеть и всё прочитаю. А раньше таких возможностей не было, знания приходилось накапливать.
Ещё не было такого потока информационного шлака, который рассеивает внимание и засоряет мозг.
Я одно время искала статьи на эту тему, меня волновало, что я мало запоминаю и не могу сосредоточиться на чём-то. Пока читаю какую-то серьёзную статью, параллельно открываю сайты с баечками и хохмами, умудряюсь поглядывать в новостную ленту. В результате пользы от той статьи - ноль, сложные слова и места, где "многабукаф" - просмотрены по диагонали.
Интересно как)))
Спасибо. Это действительно интересная книга, я чистосердечно её расхваливаю :)
Какая замечательная книжка! И ты так хорошо ее расхвалила :)), что хочется бумажную. А из "Буквоеда" питерского как почтой доходит, не в курсе?
Спасибо :)
Нет, я не знаю. Только с озоном имела дело.
Кстати, сегодня муж вернулся из Питера, где облизывался вот на это сокровище , но не смог себе позволить ввиду оглушительной цены... а я ему тут этот том торжественно вручаю (выписанный по озону к его грядущей днюхе). Цена оказалась значительно ниже, пусть даже и с грабительской пересылкой по почте России. Супруг был поражён. Вон, лежит на тахте, с головой в книжку зарылся ^^
Да, серия хороша. Но именно этого издания на Озоне нет, хотя в отзыве пишут, что перевод хороший. А его оказывается много издавали.
У нас пересылки более-менее нормальные. У нас цены на книги грабительские.
Ну, чего, могу сообщить, что книженцию эту (именно в этом распрекрасном издании) приобрела в реале... именно в питерском "Буквоеде" ;)
Оль, ты в Питере побывала? Везет... Как он там поживает? А на книжную ярмарку в ДК Крупской не заглянула? Я все мечтаю, но каждый раз как-то мимо получается. Ну, а в новом переводе книжку можно и еще раз почитать-пролистать :)))
Побывала, ага :) На минувший уикэнд ездила. Хорошо поживает, велел ЛайвЛибу кланяться :)
На ярмарку — нет, но я же не за книжками ездила (только вот за этой конкретной, одной-единственной, заранее выяснив в интернете, что только один экземпляр и остался). Кстати уж: дело не только в переводе, сколько в иллюстрациях и вообще оформлении — это великолепно!
А вообще ездила к друзьям и на встречу Питерского ЛЛ-клуба.
Ты ведь обычно о таких встречах отчеты пишешь? Буду ждать с нетерпеньем :))
Будет. Но чуть попозже :)
Ты зачем пишешь так интересно? :) Ты что делаешь? :) Меня теперь интересует не только книга, но и сам Дарвин :)
Вот в такие моменты я впадаю в хандру и понимаю бесполезность своего существования.
!!! *восторженное мычание*
Вот такая я бабайка :))
И слоняйка, и (временами) котейка :)
Аж самому прочесть захотелось! :)
Это хорошо, спасибо, Мух.
Галапагосы - чудесное место... стольких людей вдохновили!
Я с удовольствием прочитала вашу рецензию. И с не меньшим - обсуждения под ней, много улыбалась и хихикала:) Спасибо!
Спасибо на добром слове!
И ещё об особенностях образования в позапрошлом веке:
в биографии Рембо упомянуто домашнее задание в очень средней и сильно провинциальной школе - сочинить стихотворение на латыни *долго ржала*.
Да вот такое образование было. А дореволюционная российская школа (вспомни хоть "Кондуит и Швамбранию")? А Царскосельский лицей?
Думаю, дело ещё и в том, что очень сильно изменилось отношение к, хм, правам человека. Никто на них не претендовал. Тот же "Бигль" - пять лет плавания и никаких отпусков.
И в учёбе тоже всегда присутствует элемент принуждения.
Который пытаются ликвидировать.
Получается только вместе с учёбой.
Метко :) Не осознавала этого. Тебе-то виднее, признаю.
"Vita Nostra" - нашефсё ))
О! Точно! Спасибо ^__^